Наиболее общим признаком является уровень владения письменной речью. В зависимости от последовательности изложения мыслей, их логичности, грамотности, стиля можно выделить три уровня владения письменной речью: высокий, средний и низкий.
Высокому уровню свойственны логическая последовательность изложения и глубина мыслей, эрудиция, обширный словарный запас и высокий уровень грамотности.
Средний уровень владения письменной речью характеризуется недостаточной степенью развития стилистического, лексического и грамматических навыков, отсутствием строгой последовательности и стройности изложения основной мысли, преобладанием разговорно-бытового стиля.
Низкий уровень владения письменной речью характеризуется отсутствием логической последовательности, неполнотой раскрытия мысли, бедным словарным запасом, низким уровнем грамотности.
Показателями уровня владения письменной речью является степень развития трех навыков: грамматического, лексического и стилистического.
Три навыка, которые определяют уровень владения письменной речью, представлены в свою очередь своеобразными признаками.
1. Степень развития грамматического навыка письма. Зависит от степени овладения правилами письма на определенном языке. На развитие общего уровня грамотности влияют способности человека, методика обучения в школе, уровень образования, общая культура.
Степень развития грамматического навыка определяется количеством орфографических, пунктуальных и синтаксических ошибок и бывает высокой, средней, низкой.
Высокая степень характеризуется отсутствием ошибок или если в большой по объему рукописи встречаются одна-две негрубые орфографические или пунктуационные ошибки и не более одной-двух синтаксических.
|
Средняя степень развития грамматического навыка характеризуется наличием в рукописи не более четырех грубых орфографических или пунктуальных ошибок, или трех-пяти орфографических или пунктуационных ошибок и трех-пяти синтаксических.
Низкий уровень характеризуется наличием в рукописи шести и более орфографических или пунктуальных и шести и более синтаксических ошибок.
Виды ошибок в рукописях:
— орфографические ошибки (это нарушение правил написания букв в словах и прописных букв);
— пунктуационные ошибки (это нарушение правил употребления знаков препинания);
— синтаксические ошибки (нарушение правил построения предложений).
Исходя, из норм оценки письменных работ учащихся средних школ грубыми ошибками считаются те, которые нарушают широко распространенные (явные) правила, и которые не вызывают трудностей при проверке.
Степень развития грамматического навыка чаще всего используется экспертом для установления не автора, а исполнителя рукописи.
2. Степень развития лексического навыка письма. Словарный запас человека (объем словаря) — не постоянная величина. Каждый человек обладает определенным запасом слов, который формируется на протяжении всей его жизни и зависит от социальной среды, где он вращается, его культурного и профессионального уровня, специальности, местности проживания и т. д.
Лексика современного русского языка по сферам употребления делится на две группы: общеупотребительные слова и слова ограниченной сферы употребления.
|
Степень развития лексического навыка зависит от словарного запаса человека, который может быть обширным (богатая лексика) или ограниченным (бедная лексика).
Специфика лексики человека определяется словами ограниченной сферы употребления:
— диалектизмы — самобытные народные слова, известные только в определенной местности;
— профессиональная лексика — используется людьми одной профессии, работающими в одной отрасли науки и техники:
а) термины (официальные научные наименования специальных понятий);
б) профессионализмы (не имеют строгого научного характера, используются в специальной литературе для подготовленного читателя);
— жаргон — используется узким кругом носителей языка, объединенных общностью интересов, занятий, положением в обществе:
а) молодежный;
б) профессиональный (слова, используемые только в устной речи, имеющие официальные синонимы);
в) арго (речь определенных социально-замкнутых групп — это засекреченный искусственный язык, известный лишь посвященным).
В речи могут использоваться слова из пассивного словарного запаса:
— устаревшие:
а) историзмы (названия исчезнувших предметов, понятий, явлений);
б) архаизмы (старые названия существующих ныне предметов, явлений);
— новые (неологизмы — слова, недавно появившиеся в языке; со временем они становятся общеупотребительными).
3. Степень развития стилистического навыка письма. Лексика русского языка статистически неоднородна: одни слова носят общеупотребительный характер, другие используются в определенной речевой ситуации. В зависимости от этого их можно разделить на две большие группы: общеупотребительные и закрепленные за определенными функциональными стилями.
|
Функциональный стиль — исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения.
Стили бывают:
— книжные:
а) научный;
б) публицистический;
в) официально-деловой;
— разговорный.
Особняком стоят просторечные слова, которые находятся вне литературной нормы и, соответственно, вне стилей.
Человек осваивает и берет на вооружение только ту часть и разновидность стиля языка, которая в наибольшей степени отвечает его индивидуальности, психофизиологическим особенностям, его общественной, трудовой и личной жизни.
Индивидуальный стиль — это присущая каждому человеку совокупность признаков письменной речи, отражающая навыки использования определенных языковых средств. Индивидуальный стиль каждого человека характеризуется конкретными признаками:
1. Архитектоника — общее построение письменной речи в рукописи, т. е. логическая последовательность, связь и взаимоотношения между всеми частями рукописи (вводная часть, основная часть, и выводы). Навыки архитектоники проявляются в умении правильно, последовательно и взаимосвязано излагать свои мысли. В заключении эксперта характеристика архитектоники обычно описывается следующим образом: «мысли изложены правильно, логично и последовательно» или на оборот.
2. Наличие или отсутствие абзацев характеризует смысловую сторону письма. Определяется: количество абзацев в рукописи; размер абзацев (количество предложений); способ выделения абзацев.
3. Длина предложений определяется количеством слов и союзов в нем. Предложения могут быть малыми (до шести слов), средними (от шести до тридцати) и большими (свыше тридцати слов).
4. Преобладающий тип предложений: с упрощенной конструкцией, с простой конструкцией (простые повествовательные), со сложной конструкцией (сложно-подчиненные, сложно-сочиненные), с усложненной конструкцией (сложные с вводными словами, причастными и деепричастными оборотами).
5. Наличие символов, способы сокращений, исправлений. Символы — условные графические знаки, служащие для обозначения отдельных слов и словосочетаний (№, % и т. д.).
Сокращения по видам подразделяются на:
— графические (опущенные буквы или слоги обозначаются графически: точка, дефис, косая черта);
— высечены буквы (высечены буквы, кроме начальных и конечных, а оставшиеся стянуты в слово: млн, млрд);
— аббревиатуры (образованы из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание: АПН, ТАСС и т. д.);
— сложносокращенные слова (сокращение по слогам: профком; одно слово сокращено, второе полное: пединститут, фотохимический);
— смешанные (совмещено несколько способов образования сокращения);
— авторские (сокращения, не предусмотренные правилами. Они имеют наибольшее идентификационное значение).
Исправления вносятся поверх букв, выше, ниже букв, с зачеркиванием неправильной буквы или слова и т. д.
6. Способы акцентирования, т. е. способы выделения основной, по мнению автора, мысли или слова в рукописи.
Можно выделить следующие способы акцентирования:
— подчеркивание (одной, двумя, чертами, другими красителями);
— выделение специальным шрифтом, разрядкой букв;
— использование вопросительных, восклицательных знаков, многоточий, скобок и т. д.
— изменение наклона, размера букв в отдельном слове, фразе.