Продвижение ЕС на Восток




 

Расширение на Восток – политика ЕС по интеграции в Европейское сообщество стран Центральной – Восточной Европы. После падения Берлинской стены и распада Советского Союза главной стратегической задачей ЕС стала политика продвижения на Восток.

Следуя своему стратегическому курсу расширения на Восток, Европейский союз подписал соглашение об ассоциированном членстве с большинством стран Центральной и Восточной Европы. Для этих целей созданы программы ФАРЕ и ТАСИС и продолжен проект трансмодальных коридоров.

Программа ФАРЕ рассчитана приемущественно на страны Центральной Европы, находящиеся в первом эшелоне возможных кандидатов на вступление в ЕС. Программа предоставляет безвозмездную финансовую поддержку экономических преобразований и укрепления демократических сообществ. Кроме технического содействия она способствует приобретению «накопленного опыта сообщества», завершению рыночных реформ и рекоструктуризации экономики в целях создания необходимых условий для будущего членства в ЕС.

Программ ТАСИС предназначена для содействия развитию рыночной экономики и демократии в странах Содружества Независимых Государств путем безвозмездного предоставления ноу-хау. В 1991г. были утверждены принципы оказания Европейским сообществом поддержки рыночным преобразованиям в советских республиках, а Европейская комиссия назначена органом, отвечающим за управление программой. В 1992г. новые независимые прибалтийские государства присоединились к программе ФАРЕ для стран Центральной и Восточной Европы. В 1993г. в число участников вошла Монголия.

Европейские транспортные коридоры. После падения «железного занавеса» особенно актуальными стали проблемы общеевропейской транспортной интеграции. Этот стратегический курс Европейского союза обусловоен открывшимися перспективами для торговли и экономики, улучшения транспортного сообщения между Западом и Востоком Европы.

Для современной Восточной Европы проект международных транспортных коридоров ЕС предоставлял реальную возможность мирохозяйственной интеграции. Однако упадок экономики и крупномасштабная коррупция в Восточной Европе сделали невозможным в обозримом будущем вступление в ЕС и реализацию проектов международных транспортных коридоров.

В 1991г. в Лондоне был создан Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) для содействия перехода к открытой экономике на основе предпринимательской инициативы в странах Центральной и Восточной Европы. Банк поощряет софинансирование и прямые иностранные капиталовложения из частных и государственных источников, помогает мобилизовать отечественный капитал, а также обеспечивает техническое сотрудничество в соответствующих областях. Банк предоставляет кредиты для осуществления конверсии военно-промышленного комплекса, проектов развития и модернизации сельского хозяйства, добычи и переработки нефти и др. В состав акционеров банка входят Европейское сообщество, Европейский инвестиционный банк, европейские и другие страны. ЕБРР является региональным международным финансовым учреждением, действующим в государственном и частном секторах. ЕБРР открыл кредитные линии по развитию малого и среднего бизнеса в странах ЦВЕ.

По своему геостратегическому значению задача расширения ЕС на Восток сравнима лишь с созданием самого Европейского сообщества в середине двадцатого столетия. Однако остается открытым вопрос восточных границ и скорости объединения. Становится очевидным, что этот процесс будет значительно более медленным, чем казалось после падения «железного занавеса».

На Западе не однозначно оценивают процесс продвижения ЕС на Восток. Великобритания продолжает балансировать между «европиизмом» и «атлантизмом», выступает за более тесное экономическое сотрудничество с США и НАФТА. Имеются предложения по экономической и североатлантической интеграции на городском уроне по аналогии средневекового Ганзейского союза. Германия возлагает надежды на положительный экономический результат от интеграции в силу своего геостратегического положения. Для Франции расширение на Восток, наоборот, не является первостепенной экономической проблемой. Восточная Европа, принадлежащая к православной цивилизации, никогда не будет частью преимущественно западно-христианского ЕС. Россия слишком велика, чтобы стать членом ЕС. Украина с коррумпированной элитой представляет угрозу западным ценностям. В Западной Европе ширится движение против «Евроленда», включая противодействие расширению Европейского союза и наплыву мигрантов (дешевой рабочей силы).

 

Вывод

 

 

После двух мировых войн Европа выбрала путь к экономической и политической интеграции, способствующей миру на континенте. Европейская интеграция является длительным процессом, включая этапы создания таможенного, торгового, валютного союза. Во второй половине 20 века здесь сформировался один из трех мировых полюсов экономического и технологического развития.

Военно-политическая мощь Западной Европы исключительно слаба. Если Европейский союз является одним из экономических центров силы, сопоставимым с США, то в военном отношении Западная Европа значительно уступает своему атлантическому союзнику. Поэтому, чтобы стать мировым политическим игроком в противовес США, Западная Европа должна выбрать между расходами на продвижение на восток и увеличением военных статей бюджета. Однако в подходе к наращиванию военной мощи в Европе нет единства. Например, Англия, наиболее преданная союзница США против усиления военной мощи континентальной Европы.

Для того, чтобы лучше понять историю восхождения Европейского сообщества от торгово-экономического блока к экономическому и валютному союзу и предстоящее его перерастание в политический союз с единой внешней, оборонной и внутренней политикой, важно с самого начала вспомнить структуру его органов власти и управления, тот институциональный каркас, который позволяет этому конгломерату разнокалиберных стран не только вот уже почти пол века держаться вместе и улаживать расхождение своих интересов, но и продвигаться все дальше по пути экономической, правовой и политической интеграции, несмотря не на какие внутренние коллизии и международные бури.

Институциональная система ЕС не похожа ни на одну из ранее существовавших. Предпосылки исторического характера, объективные особенности «шестерки» и сильное влияние «европеистов» позволили заложить в Парижском и двух Римских договорах такой институциональный фундамент, который обеспечивал бы плавильный переход от системы самостоятельных государств к системе федерального типа. В отличие от обычных международных организаций, в том числе от ЕАСТ, здесь с самого начала был взят курс на сочетание межгосударственных и надгосударственных институтов, но с явным уклоном в сторону последних.

Западная Европа дала миру не только классический образец последовательного и неотвратимого углубления процесса интеграции вплоть до завершающей его стадии, но и модель разрастания его вширь, вовлечения в зону активного интегрирования все новых соседних стран по мере их дозревания до нужных экономических и политических кондиции.

Практика ЕС выявила тесную, хотя и весьма противоречивую связь между развитием интеграции вглубь и вширь. Чем дальше углубляется этот процесс, чем больше степень экономической взаимозависимости стран – участниц, тем шире круг тех аспектов внутри- внешнеэкономической политики государств – членов, которая подлежит взаимной увязке в рамках интеграционного объединения. Но тем совершеннее должен быть институционально – правовой механизм согласования национальных интересов стран – партнеров, выработки совместных (в большинстве своем компромиссных) решений и воплощения их в жизнь. Поэтому с углублением интеграционного процесса возрастает риск, что с принятием в группировку новых стран – членов находить баланс их интересов станет сложнее, а сам этот баланс окажется более хрупким и неустойчивым. Более того, возрастают опасения, что и сам институционально – правовой механизм нахождения и поддержания этого баланса, налаженный и шаг за шагом подогнанный к существенной ситуации, может не выдержать новой, более тяжелой нагрузки. В таком случае возможна дестабилизация всего формирующегося полигосударственного экономического организма.

В Восточной Европе идеи европейской интеграции и регионализма использовались как форма имитации экономических реформ, позволяющая временно эксплуатировать ожидание народом скорого пришествия богатой жизни. При отсутствии реальных прав местного самоуправления пограничным регионам с исключительно низким экспортным потенциалом и не решенными социально-экономическими проблемами присваивается статус «еврорегионов». Это противоречит Декларации о европейском регионализме, в которой заложены принципы экономической свободы местных общин (самоуправления) и субсидарности.

Современный европейский миропорядок определяется преимущественно геостратегическим партнерством Евросоюза и США, Евросоюза и России. Это взаимосвязанные геополитические полюса характеризуются асимметричностью. Россия остается второй ядерной державой мира, тогда как ЕС находится под ядерным «зонтиком» США, на которые приходится 90% военного потенциала НАТО. В экономическом отношении ЕС значительно опережает Россию, но зависим от поставок энергетического сырья. В геостратегическом сотрудничестве ЕС и России, кроме энергетического партнерства, выделяются трансконтинентальные транспортные коридоры (ЕС – Транссиб, Север – Юг) и финансовая помощь Запада. За период 1991 – 2000гг. ЕС выделил России 2,3 млрд долл. на оказание поддержки социально экономических реформ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: