Помимо знаний управлять организацией, нужно еще иметь навыки, которые невозможно приобрести посредством изучения книг. Особенно важны навыки борьбы, которые лучше всего накапливать с помощью деловых компьютерных игр. Деловые игры в том случае, если они отражают суть профессиональной деятельности, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором менеджеры могут отрабатывать профессиональные навыки в услови - ях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок ме- неджеров, проводимый при подведении итогов, снижает веро - ятность их повторения в реальной деятельности.
Термин «деловые компьютерные игры» отражает три стороны: игровую, принадлежность к компьютерам и к биз - несу. Деловые компьютерные игры можно подразделить на две категории в зависимости от того, с кем сражаются участ - ники: 1) соперником выступает компьютер; 2) соперниками являются другие игроки или команды.
В том случае, когда соперником являются другие игроки или другие команды, деловые компьютерные игры принци - пиально не отличаются от деловых игр, проводившихся без компьютеров.
Деловая компьютерная игра «Дельта»
Торгово-промышленное предприятие в совокупности с рынком можно условно представить в виде трех связан - ных структур: производство, маркетинг и финансирова- ние, каждой из которых можно управлять.
Управление производством включает в себя: определе- ние объемов производства товаров; закупку сырья и то - варов; затраты на станки (приобретение, утилизацию, те - кущий ремонт); затраты на персонал; затраты на отгруз - ку; затраты на склад.
Маркетинг (воздействие на рынок) предполагает: ис- следование рынка; установление цены продажи; затраты на рекламу; затраты на сервис.
|
Управление финансами включает: рационализацию; собственное платежное поведение; краткосрочный кре- дит; долгосрочный кредит; инвестиции.
На рынке происходит взаимодействие предприятия и конку - рирующих фирм (см. рис.). Результирующие показатели пред - приятия, образующиеся на рынке, воздействуют на предпри - ятие,. Таким образом, рынок является регулятором.
В игре в процессе принятия решений команды могут использовать информацию о текущем состоянии дел на предприятии, содержащуюся в 9 видах отчетов:
1) решения;
2) результат;
3) расчет прибыли от реализации;
4) статистика сбыта;
5) исследование рынка;
6) производственный отчет;
7) финансовое состояние;
8) баланс;
9) отчет о прибылях и убытках.
Все отчеты представляются команде бесплатно, за исклю - чением отчета по исследованию рынка, за который нужно платить дополнительно. В деловой игре существует возмож - ность заказа отчетов по исследованию рынка, причем предприятие может закупить 3 варианта отчетов.
Основная (глобальная) цель каждого предприятия — максимизация прибыли — достигается решением локальных задач, среди которых может быть увеличение оборота, увеличение доли рынка, минимизация издержек, соблюдение лик - видности.
Принятие решений заключается в присвоении определенных значений показателям.
Методом управления является стратегическое (перспективное) планирование. Основной задачей руководства является разработка стратегии развития предприятия. Иными словами, руководство обязано построить план работы предприятия на несколько периодов вперед, а затем постепенно реализовывать и корректировать выбранную стратегию, что достигается посредством краткосрочного планирования и оперативного управления.
|
В условиях рыночной экономики невозможно точно определить поведение конкурентов, в условиях такой неопределенности нельзя создать универсальную стратегию принятия решений для достижения максимальной прибыли. Можно лишь определить отдельные стратегии, знание и применение которых в зависимости от ситуации на рынке и возможностей самого предприятия позволяет достичь хороших результатов.
Возможны следующие стратегии:
• максимальной цены при высоком уровне качества продукции;
• изъятия — после получения высоких прибылей тот же продукт предлагается другим слоям покупателей по умеренным ценам;
• проникновения — сначала фирма завоевывает рынок с помощью низких цен, а затем, когда конкуренты побиты, может их повышать;
• низкой цены при невысоком качестве продукции;
• пульсации — начиная с исходного положения в маркетинге, производстве и финансах, постепенно перерастает в какую-либо из вышеназванных стратегий.
Это только основные стратегии. Руководители предприятий имеют полную свободу выбора пути развития. Каждое предприятие устанавливает цену, по которой оно намеревается сбыть свою продукцию на рынке.
В системе ДЕЛЬТА конкурентную борьбу между пред - приятиями можно назвать олигополией продажи. Такое состояние характеризуется тем, что предложение поступает от немногих крупных продавцов (2 - 5), а спрос формируется многими мелкими потенциальными покупателями. В условиях олигополии продажи каждому пред - приятию необходимо учитывать стратегии маркетинга своих конкурентов.
|
Рынки в системе ДЕЛЬТА могут быть интерпретированы как: рынок 1: внутренний; рынок 2: страны СНГ; ры-
KJ KJ
:европейский. Продукты имеют следующие отличительные признаки:
• продукт 1 - массовая продукция и имеет стадию зрелости в своем жизненном цикле;
• продукт 2 - продукция имеет стадию роста в своем жизненном цикле.
На протяжении всего времени игры продукты будут находиться на определенной стадии своего жизненного цикла, постепенно перемещаясь в пределах этой стадии. Продукт 1 находится на пике, а продукт 2 — на подъеме своего жизненного цикла.
Каждой команде предстоит самостоятельно определять затраты на рекламную деятельности, сервисное обслуживание покупателей, разработку и внедрение «ноу-хау», учитывая особенности этих затрат и ограничения в капиталовложениях. А также самостоятельно планировать производство, определять оптимальный объем закупки сырья, материалов, готовых изделий, определять оптимальный объем собственного производства, необходимое для поддержания заданного уровня производства количество станков, величину затрат на поддержание их в технически исправном состоянии. Предстоит наем и увольнение персонала, оптимизация расходов по оплате труда, определение рациональной величины затрат на социальное обеспечение работников, а также расчет объемов транспортировки готовых изделий на рынки сбыта.
Финансовое планирование является завершающей стадией планирования на предприятии и включает в себя рационализацию, заемное финансирование, собственное платежное поведение предприятия и др.
Проведение игры
Игра состоит из нескольких периодов. Их число оговаривается заранее и может быть в пределах 5 — 100. После задания показателей и выполнения расчетов в каждом периоде необходимо провести анализ ситуации и продумать дальнейшие действия. После каждого периода возможен просмотр положения команд.
Так как кроме достижения максимальной прибыли, присутствуют также локальные цели (увеличение оборота, увеличение доли рынка, минимизация издержек, соблюдение ликвидности), в зависимости от назначения предприятия можно варьировать этими показателями. Для этого расчет совокупного результата проводится по всем 5 показателям, а чтобы учесть различную значимость этих показателей перед началом игры вводятся весовые коэффициенты по всем показателям. Например: прибыль — 1,0; оборот — 0,7; доля рынка — 0,7; себестоимость — 0,5; остаток средств — 0,2.
Конечный результат может рассчитываться исходя из занятых командой мест по всем показателям с учетом весовых коэффициентов или по другим количественным показателям.
Для оценки эффективности работы предприятия в системе ДЕЛЬТА можно использовать также коэффициент Альтмана (Z- коэффициент или индекс кредитоспособности).
При расчете Z было выбрано пять переменных (доходность, финансовый рычаг, платежеспособность и общехозяйственные показатели):
Z = 1,2X1 + 1,4 Х2 + 3,3 Х3 + 0,6 Х4 + Х5,
где Х1 - отношение оборотного капитала к сумме баланса по всем статьям актива; Х2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме баланса по всем статьям актива; Х3 - отношение прибыли до налогообложения и выплаты к сумме баланса по всем статьям актива; Х4 - отношение рыночной стоимости капитала компании к балансовой стоимости всей суммы задолженности; Х5 - отношение выручки от оборота к сумме баланса по всем статьям актива.
Критическое значение индекса Z рассчитывалось Альтманом по данным статической выборки и составило 2,675. Делается вывод о возможном в обозримым будущем (2—3 года) банкротстве, если Z < 2,675, и имеет достаточно устойчивое финансовое положение при Z > 2,675. Альтман выделил интервал (1,81—2,99), названный «зоной неопредленности». Если Z < 1,81, то компания с очевидностью может быть отнесена к потенциальным банкротам, если Z > 2,99, то суждение прямо противоположно.
Для отражения динамики изменения показателя Z каждому периоду присваивается весовой коэффициент, где основной акцент делается на его развитие. Определяется величина Zo^:
n
Zобщ = X(0,5-0,05х(i-1))хZz, где п — количество периодов игры.
i=1
Каждое предприятие должно стремиться достичь наибольшего значения Zo6m^ или максимальной прибыли. Для ранжирования деятельности предприятий рекомендуется использовать интегральный показатель Zo6m.
60. Коротко о деловых компьютерных играх в обучении менеджеров. Деловые компьютерные игры "Инвестор", "Конкуренция".
Помимо знаний управлять организацией, нужно еще иметь навыки, которые невозможно приобрести посредством изучения книг. Особенно важны навыки борьбы, которые лучше всего накапливать с помощью деловых компьютерных игр. Деловые игры в том случае, если они отражают суть профессиональной деятельности, формируют профессиональные качества специалистов, являются своеобразным полигоном, на котором менеджеры могут отрабатывать профессиональные навыки в услови - ях, приближенных к реальным. Глубокий анализ ошибок ме- неджеров, проводимый при подведении итогов, снижает веро - ятность их повторения в реальной деятельности.
Термин «деловые компьютерные игры» отражает три стороны: игровую, принадлежность к компьютерам и к биз - несу. Деловые компьютерные игры можно подразделить на две категории в зависимости от того, с кем сражаются участ - ники: 1) соперником выступает компьютер; 2) соперниками являются другие игроки или команды.
В том случае, когда соперником являются другие игроки или другие команды, деловые компьютерные игры принци - пиально не отличаются от деловых игр, проводившихся без компьютеров.
Деловая компьютерная игра «Инвестор»
Деловая компьютерная игра «Инвестор» предназначена для изучения инвестиционных рынков, оценки их доходно - сти, приобретении навыков выбора эффективных вариантов инвестирования на основе анализа рыночных ситуаций.
Предоставляется возможность активно действовать в рыночной сре- де: на рынке банковских депозитов, валютном, фондовом, кредитном рынках, выбирая различные варианты инвестиций, наблюдая краткосроч - ные и перспективные последствия принятых решений.
Исходное состояние инвестора выводится на экран сразу
после заставки с названием игры.
В начале игры у инвестора на расчетном счете имеется некоторая де - нежная наличность. Эти средства инвестор может тратить на инвестиции в соответствии с принятыми целями на одном из предложенных рынков.
Партия данной деловой игры соответствует одному торговому дню инвестора. В течение одной партии может быть реализован ряд инвестиционных решений.
Производится расчет результатов сыгранной партии и переход к сле - дующей партии. Результаты записываются в «историю» игры.
Программа позволяет обработать результаты деловой игры: получить среднее, процент отклонения, прогноз на следующую партию и т.п.
В ходе игры можно вернуться к ее началу. Тогда сыгранные партии сохраняются в памяти компьютера в виде блока. Число партий - не более 80, число блоков партий - не более 30.
Деловая компьютерная игра «Конкуренция»
««Конкуренция» предназначена для экспериментального изучения рынка и ценовой конкуренции на основе деятельности пользователя в роли руководителя фирмы.
Программа представляет возможность проводить исследования различных ситуаций ценообразования в условиях конкуренции. Работа может идти в режиме, когда известны действия конкурентов, и в режиме отсутствия этой информации у руководителя фирмы.
В каждой партии игры следует указать цену продукции и объем выпуска с учетом производственной мощности.
В зависимости от спроса, действий конкурентов возможны различные результаты принятых решений. Соотношение спроса и предложения изначально формируется случайным образом, а в дальнейшем зависит от действий фирм-конкурентов.
В ходе игры можно вернутся к ее началу. Тогда сыгранные партии сохраняются в памяти компьютера в виде блока. Число партий - не более 300, число блоков партий - не более 20.
Программа позволяет обработать результаты деловой игры: получить среднее, процент отклонения, прогноз на следую - щую партию и т.п.