Основные компоненты содержания образования.




Когнитивный опыт личности. Этот компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира, вооружает диалектическим подходом к познавательной и практической деятельности. Он по праву считается основным, поскольку без знаний невозможно ни одно целенаправленное действие.

Опыт осуществления способов деятельности (практический опыт). Одних знаний недостаточно. Необходимо усвоить опыт их применения, т.е. умения и навыки, выработанные человечеством.

Опыт творческой деятельности. Этот компонент призван обеспечить готовность школьника к поиску решений новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

Опыт отношений личности. Данный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений. Его специфичность состоит в оценочном отношении к миру, к деятельности, к людям.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования:

1. Принцип соответствия содержания образования требованиям развития общества, науки, культуры и личности.

2. Принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения. При отборе содержания образования необходимо учитывать принципы и технологии передачи материала, уровни его усвоения и связанные с этим действия.

3. Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования предполагает согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельностьличность учащегося.

4. Принцип гуманизации содержания общего образования связан прежде всего с созданием условий для активного творческого и практического усвоения школьниками общечеловеческой культуры.

5. Принцип фундаментализации содержания образования требует осознания учащимися сущности познавательной и практической преобразующей деятельности.

6. Принцип соответствия основных компонентов содержания общего образования структуре базовой культуры личности.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Наряду с принципами и критериями отбора содер­жания общего образования в настоящее время надеж­ным ориентиром в его определении выступает государ­ственный образовательный стандарт. Стандартизация образования, как таковая, вызвана, с одной стороны, необходимостью создания единого образовательного пространства в стране, что позволит обеспечить единый уровень общего образования для всех детей, обу­чающихся в различных типах общеобразовательных уч­реждений, (как государственных, муниципальных, так и негосударственных частных), с другой - стремлением России войти в систему мировой культуры, что требует при формировании общего образования учета достиже­ний в этой области международной образовательной практики.

Следовательно, образовательный стандарт - это обязательный уровень требований к общеобразова­тельной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, сред­ства обучения и контроля. Это «норма», «образец».

В государственном стандарте общего образования вы­деляются три составных компонента: федеральный, нацио­нально-региональный и местный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие един­ство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент составляют нормы в области из­учения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функ­ционирования и развития региона, населяющего его наро­да, а школьный компонент - специфику отдельно взятого образовательного учреждения.

В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:

- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;

- требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;

- максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.

Государственные образовательные стандарты приобре­тают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учеб­ном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках и т.п.). Каждый из этих нормативных документов соответствует опреде­ленному уровню проектирования содержания школьного образования.

Учебный план - уровню теоретических пред­ставлений;

учебная программа - уровню учебного предме­та;

учебная литература - уровню учебного материала. Рас­смотрим эти нормативные документы в той последова­тельности, которая соответствует уровням проектирования содержания образования.

Учебный план средней общеобразовательной школы.

Учебные планы - нормативные документы, направ­ляющие деятельность школы. Учебный план общеобразо­вательной школы - это документ, содержащий перечень изучаемых в ней предметов, их распределение по годам обучения и количество часов на каждый предмет. Опреде­ляя набор учебных предметов, время, отводимое на изуче­ние каждого из них в целом и по отдельным этапам, учеб­ные планы устанавливают приоритеты в содержании образования, на которые непосредственно ориентируется школа.

Учебный план – это сертификат учебного заведения, определяющий:

1. продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2. полный перечень предметов, изучаемых в данном учебном заведении;

3. распределение предметов по годам обучения;

4. количество часов по каждому предмету на все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

5. количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

6. структуру и продолжительность практикумов и пр.

В практике современной общеобразовательной школы известны следующие виды учебных планов:

1. Базисный учебный план РФ;

2. Примерные типовые федеральные и региональные учебные планы;

3. Учебный план конкретной школы.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений утверждается Государственной Думой РФ. Примерный федеральный учебный план утверждается Министерством общего и профессионально­го образования. Являясь частью государственного стандар­та, базисный учебный план представляет собой государ­ственную норму общего среднего образования, которое устанавливает требования к структуре, содержанию и уровню образования учащихся. Базисный учебный план служит основой для разработки региональных, типовых примерных и рабочих учебных планов и исходным доку­ментом для финансирования школы.

Региональный базисный учебный план разраба­тывается региональными органами управления образова­нием на основе государственного базисного учебного пла­на. Он носит рекомендательный характер и утверждается Министерством общего и профессионального образова­ния.

Учебный план школы (общеобразовательного уч­реждения) разрабатывается на основе государственного Ба­зисного и регионального учебных планов на длительный период. Он отражает особенности конкретной школы.

Разработка учебных планов общеобразовательной школы и их совершенствование ведется по двум направле­ниям:

1. Вводятся новые, ранее не изучавшиеся предметы. Они отражают прогресс науки, техники, изменения в об­щественной жизни.

2. Пересматривается удельный вес традиционных дис­циплин. Ведутся поиски баланса между разными компо­нентами образования - обязательными и элективными, между циклами учебных предметов.

На основе учебных планов составляются учебные программы по предметам.

Учебная программа - это нормативный документ, в ко­тором очерчивается круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взя­тому учебному предмету. Она включает перечень тем из­учаемого материала, рекомендации по количеству времени на каждую тему, распределение их по годам обучения и время, отводимое для изучения всего курса. В настоящее время в российских школах используются два вида учеб­ных программ: ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫи РАБОЧИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ.

Учебная программа в структурном отношении состоит из трех основных компонентов:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА или ВВЕДЕНИЕ, в которой определяются целе­вые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин общеобразователь­ной школы;

собственно СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - учебный материал, который включает основную информа­цию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень обще­учебных навыков и умений, формирование которых осу­ществляется на межпредметной основе;

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о путях реализации программы, касающиеся методов, организационных форм, средств обучения, а так­же оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предме­та. Особое внимание в программах последнего десятилетия уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разде­лов. Это позволяет учителю проявить творческий подход к разработке рабочей учебной программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в ре­альной педагогической действительности.

Теория и практика разработки учебных программ зна­ет два способа их построения: ЛИНЕЙНЫЙ и КОН­ЦЕНТРИЧЕСКИЙ. В последнее время интенсивно обосно­вывается, в частности, Ч. Куписевичем, так называемый спиральный способ построения школьных программ.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что отдельные части (шаги, пор­ции) учебного материала выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев - ступеней учебной работы, как правило, только один раз. Причем, новое выстраивается на основе уже известного и в тесной связи с ним. Такое построение учебных программ несет в себе как положительные, так и отрицательные яв­ления в обучении. Достоинством линейного способа рас­положения содержания учебной программы заключается в его экономичности во времени, поскольку исключается дублирование материала. Недостатком линейного способа является то, что в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлений, сложных по своей природе.

Концентрический способ построения учебных программ допускает один и тот же материал (вопрос) изла­гать несколько раз, но с элементами усложнения, с рас­ширением, обогащением содержания образования новыми компонентами, с углублением рассмотрения имеющихся между ними связей и зависимостей.

Концентрическое расположение материала в програм­ме предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов. И хотя концентризм замедляет темп школьного обучения, требует больших затрат учебного времени на из­учение учебного материала, порой порождает у учащихся иллюзии знания тех вопросов, с которыми они повторно сталкиваются, что, естественно, снижает уровень их ак­тивности в обучении, концентризм в школьном обучении неизбежен. Это особенно ярко проявляется в процессе из­учения языка, математики, истории и других предметов, которые изучаются в начальной школе и затем в старших классах. Аналогичное явление наблюдается и при изуче­нии других предметов.

Негативные стороны линейного и концентрического способа построения учебных программ в значительной сте­пени удается избежать при составлении учебных программ, прибегая к спиралеобразному расположению в них учебного материала, благодаря которому удается сочетать последова­тельность и цикличность его изучения. Характерной особен­ностью этого способа является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг, связанных с ней знаний. В отличие от кон­центрической структуры, при которой к исходной проблеме возвращаются порой даже спустя несколько лет, в спиральной структуре нет перерывов такого типа.

Конкретизация содержания учебных программ нахо­дит свое отражение в учебниках и учебных пособиях. Они выступают основным источником знаний и организации самостоятельной работы учащихся и одним из важнейших средств обучения.

Учебник должен учить ученика учиться. А для этого по форме изложения он должен быть краток, лаконичен, содержать материал высокой степени обобще­ния и вместе с тем быть конкретным, содержать в себе не­обходимый и достаточный объем фактического материала. Причем, материал, содержащийся в учебнике, как и в учебных пособиях, одновременно должен отражать изло­жение подлинной науки, быть доступным соответствую­щим возрастам учащихся, учитывать их интересы, особен­ности их психических процессов — восприятия, мышле­ния, памяти; стимулировать потребности, волю школьни­ков в познании, их ответственность в процессе обучения. Систематическое изложение учебного материала в учебни­ке должно осуществляться в единстве с методами позна­ния и отличаться популярностью, увлекательностью, проблемностью.

Только так учебник как дидактическое сред­ство обучения и как источник самостоятельного добыва­ния школьником знаний может возбуждать интерес учени­ка к знаниям и самому процессу познания, стимулировать у него потребность в самообразовании. Структура учебни­ка включает в себя текст как главный компонент и нетек­стовые вспомогательные компоненты.

Значительным дополнением к учебнику являются различного рода учебные пособия: хре­стоматии, сборники упражнений и задач, словари, спра­вочники, исторические и географические карты, книги для внеклассного чтения и др. Отличи­тельной особенностью учебных пособий является то, что в них учебный материал дается в более расширенном плане, в значительной степени дополняет и расширяет материал учебника новейшими сведениями, сведениями справочно­го характера.

Учебники выполняют ряд дидактических функций:

1. мотивационную, которая заключается в создании стимулов к изучению предмета;

2. информационную, позволяющую учащимся расширить объем знаний;

3. контрольно-коррекционную, которая предполагает возможность проверки и коррекции хода обучения.


20. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СВОБОДНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: