М.И. Демков выделяет пед. «теорию послушания» как одно из важных направлений пед. мысли. Она была свойственна пед. менталитету:
1) зарубежному (Др. Китай, Др. Индия, спартанское, рыцарское воспит-е, иезуитская пед-ка и т.д.);
Отечественному (ветхозаветная пед-ка творения отцов церкви, «Домострой», сборники проповедей Симеона Полоцкого, школы времен Петра I, Екатерины II, Николая I и др.).
Особенности теории послушания:
- догматичный характер обуч-я;
- однообразие знаний и способов их усвоения;
- жесткая регламентация процесса обуч-я;
- наистрожайшая дисциплина и беспрекословное подчинение учителю, подавляющие волю учащ-ся;
- использование телесных наказаний;
- отсутствие индивидуализации;
- догматические методы обуч-я. Которые требовали от уч-ся изучать страрое, мудрое и не делать попыток познавать новое.
Идеи свободного развития личности в обуч-ии и восп-ии начали формироваться в европейской педагогике в XVII – XIX вв. Они составили основу воззрений рада известных педагогов (Я.А. Коменский, И.Кант, Ф. Дистервег, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, М. Монтессори и др.).
Я.А. Коменский: сущность образования – не все знать, а обучить человека самому добывать знания.
Рабле: ориентация методов освоения знаний на диалогичное общение учителя с учениками.
Элен Кей: требование не «одинакового для всех обучения», а индивидуальных знаний для развития любого ребенка.
Система свободного воспитания М. Монтессори. Свобода – способность ребенка к автономной познавательной деят-сти, самостоятельность и независимость. Учитель должен избегать активной руководящей роли. Главный принцип: помочь ребенку все сделать самому.
|
Свободное образование Л.Н. Толстого. Суть: ребенок родится существом совершенным, гармоничным. Основная задача воспитателя: предотвратить влияние цивилизации на становление гармоничной личности ребенка. Отрицательное отношение к восп-ю: «умышленное формирование людей по известным образцам».
Особенности обуч-я в яснополянской школе:
1) выбор методов обуч-я исключительно на основе желаний учащегося;
2) критическое отношение к жесткой школьной дисциплине;
3) отрицание необходимости предварительного составления перечня школьных предметов;
4) признание возможности измерения первоначально составленных учителем планов уроков в случае их противоречия потребностям детей;
5) отсутствие дом. заданий, постоянные места у учащихся в классе, жесткое расписание уроков.
Таким образом, особое значение: сохранение внешних условий для спонтанно-свободного развития детей.
С.И. Гессен: становление человека – процесс обретения им личностной свободы. Быть свободным – значит «быть самим собой», не изменять своему внутреннему «Я».
Специфические механизмы развития свободы:
- формирование у детей способности к целеполаганию;
- вариативность содержания образ-я.
В теории свободного воспитания считалось, что одно из серьезных препятствий на пути к свободной школе – классно-урочная система. Определенная попытка ее преодоления в 20-е гг.:
- Далтон –план → (лабораторно-бригадный метод;
- Йена-план (индивидуальная самостоятельная работа).
В начале 30-х гг. данный опыт был свернут.
В современной пед. науке проблема развития личной свободы эффективное решение находит в рамках концепции ЛОО (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С. Якимансакая и др.). в которых на разных психолого-пед-их принципах проектируются условия, способствующие развитию личностного начала в ребенке.
|
Понятийно-терминологический аппарат псих-ой и пед-ой теории, не рассматривая понятия личностной свободы, в явном виде отражает его содержание через другие более привычные категории и понятия – личность (Д.А. Леонтьев), субъектность (В.А. Петровский), волевая регуляция поведения (В.А. Иванников), игра (Д.Б. Эльконин), ЛОО (Е.В. Бондаревская, В.В. сериков и др.), гуманность (Ш.А. Амонашвили и др.).
В.В. Зайцев.
Для анализа сущности понятия «свобода» был использован логико-исторический подход (Этапы: античная философия, период средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, немецкая классическая философия, марксистская философия и т.д.).
Под свободой понимается форма личностного бытия, сущность которой целостно проявляется в следующих характеристиках: самостоятельное целеполагание; осознанность и избирательность поведения; развития рефлексия; ответственность за принимаемые решения и предвидение последующих своих действий; самобытность мышления; опыт межсубъектного взаимодействия; креативность мышления и деят-сти.
Функции свободы в личностном развитии:
1) способность человека к автономному, внутренне регулируемому поведению;
2) способность к субъектно-личному присвоению социального опыта;
3) способность к построению адекватного взаимодействия с окружающим миром.
Структура личностной свободы (компоненты):
- рационально-гностический;
- духовно-иррациональный;
- эмоционально-волевой;
- социально-личностный;
- деятельностно-практический.