Историю развития пед. мысли можно рассматривать как историю непрерывной борьбы двух полярных пед. течений – послушания и свободы.




М.И. Демков выделяет пед. «теорию послушания» как одно из важных направлений пед. мысли. Она была свойственна пед. менталитету:

1) зарубежному (Др. Китай, Др. Индия, спартанское, рыцарское воспит-е, иезуитская пед-ка и т.д.);

Отечественному (ветхозаветная пед-ка творения отцов церкви, «Домострой», сборники проповедей Симеона Полоцкого, школы времен Петра I, Екатерины II, Николая I и др.).

Особенности теории послушания:

- догматичный характер обуч-я;

- однообразие знаний и способов их усвоения;

- жесткая регламентация процесса обуч-я;

- наистрожайшая дисциплина и беспрекословное подчинение учителю, подавляющие волю учащ-ся;

- использование телесных наказаний;

- отсутствие индивидуализации;

- догматические методы обуч-я. Которые требовали от уч-ся изучать страрое, мудрое и не делать попыток познавать новое.

Идеи свободного развития личности в обуч-ии и восп-ии начали формироваться в европейской педагогике в XVII – XIX вв. Они составили основу воззрений рада известных педагогов (Я.А. Коменский, И.Кант, Ф. Дистервег, И. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, Д. Локк, М. Монтессори и др.).

Я.А. Коменский: сущность образования – не все знать, а обучить человека самому добывать знания.

Рабле: ориентация методов освоения знаний на диалогичное общение учителя с учениками.

Элен Кей: требование не «одинакового для всех обучения», а индивидуальных знаний для развития любого ребенка.

Система свободного воспитания М. Монтессори. Свобода – способность ребенка к автономной познавательной деят-сти, самостоятельность и независимость. Учитель должен избегать активной руководящей роли. Главный принцип: помочь ребенку все сделать самому.

Свободное образование Л.Н. Толстого. Суть: ребенок родится существом совершенным, гармоничным. Основная задача воспитателя: предотвратить влияние цивилизации на становление гармоничной личности ребенка. Отрицательное отношение к восп-ю: «умышленное формирование людей по известным образцам».

Особенности обуч-я в яснополянской школе:

1) выбор методов обуч-я исключительно на основе желаний учащегося;

2) критическое отношение к жесткой школьной дисциплине;

3) отрицание необходимости предварительного составления перечня школьных предметов;

4) признание возможности измерения первоначально составленных учителем планов уроков в случае их противоречия потребностям детей;

5) отсутствие дом. заданий, постоянные места у учащихся в классе, жесткое расписание уроков.

Таким образом, особое значение: сохранение внешних условий для спонтанно-свободного развития детей.

С.И. Гессен: становление человека – процесс обретения им личностной свободы. Быть свободным – значит «быть самим собой», не изменять своему внутреннему «Я».

Специфические механизмы развития свободы:

- формирование у детей способности к целеполаганию;

- вариативность содержания образ-я.

В теории свободного воспитания считалось, что одно из серьезных препятствий на пути к свободной школе – классно-урочная система. Определенная попытка ее преодоления в 20-е гг.:

- Далтон –план → (лабораторно-бригадный метод;

- Йена-план (индивидуальная самостоятельная работа).

В начале 30-х гг. данный опыт был свернут.

В современной пед. науке проблема развития личной свободы эффективное решение находит в рамках концепции ЛОО (Н.А. Алексеев, Е.В. Бондаревская, М.В. Кларин, В.В. Сериков, И.С. Якимансакая и др.). в которых на разных психолого-пед-их принципах проектируются условия, способствующие развитию личностного начала в ребенке.

Понятийно-терминологический аппарат псих-ой и пед-ой теории, не рассматривая понятия личностной свободы, в явном виде отражает его содержание через другие более привычные категории и понятия – личность (Д.А. Леонтьев), субъектность (В.А. Петровский), волевая регуляция поведения (В.А. Иванников), игра (Д.Б. Эльконин), ЛОО (Е.В. Бондаревская, В.В. сериков и др.), гуманность (Ш.А. Амонашвили и др.).

В.В. Зайцев.

Для анализа сущности понятия «свобода» был использован логико-исторический подход (Этапы: античная философия, период средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени, немецкая классическая философия, марксистская философия и т.д.).

Под свободой понимается форма личностного бытия, сущность которой целостно проявляется в следующих характеристиках: самостоятельное целеполагание; осознанность и избирательность поведения; развития рефлексия; ответственность за принимаемые решения и предвидение последующих своих действий; самобытность мышления; опыт межсубъектного взаимодействия; креативность мышления и деят-сти.

Функции свободы в личностном развитии:

1) способность человека к автономному, внутренне регулируемому поведению;

2) способность к субъектно-личному присвоению социального опыта;

3) способность к построению адекватного взаимодействия с окружающим миром.

Структура личностной свободы (компоненты):

- рационально-гностический;

- духовно-иррациональный;

- эмоционально-волевой;

- социально-личностный;

- деятельностно-практический.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: