Во всем мире осознается необходимость обновления системы образования, стремление реформировать. Возникли противоречия между направленностью системы образования на обслуживание НТР, тенденции гуманизации.
С 60-х годов в Америке возникает понятие гуманистической психологии – Карл Роджерс. Стал основоположником – обучение, центрированное на учащихся: создание условий на развитие индивидуальности; предположение о прогрессивной направленности личности – вера в хорошее человека.
С 60-х г. начинают восстанавливаться две системы воспитания человека, которые были актуальны в начале ХХ века:
- школа Марии Монтессори (Италия) – доктор мед. наук;
- Вальдорфские школы.
Мария Монтессори работала с дефективными детьми. За три года работы с ними разработала свою методику. В 1907 открывает дом ребенка (ясли – дети 2-3 лет).
Методика:
1. Представление о ребенке как субъекте собственного развития. Каждый возраст требует для развития своего материала, своей среды. Индивидуализация воспитания и обучения.
2. Организация среды. Дидактический материал для развития ребенка, материалы из дерева (идея конструктора). Приучение к самостоятельности (выполнение мелких деталей). Удобное окружение ребенка – стулья, столы по его возрасту.
3. Требование к учителю. Его позиция сравнима с материнской – умение наблюдать, терпение, самоотречение от своих амбиций. Главное – это сердце учителя.
Вальдорфская школа – основоположник Рудольф Штейнер (Австрия). Цель – воспитать свободных людей. Давать возрасту необходима для его развития.
Тело: I возрастной этап до 7 лет – физический рост. Поведение ребенка основано на подражании.
Душа: II 7 – 14 лет – развитие душевного мира, расширение себя. Человек впитывает мир.
|
Дух III 14-21 – пробуждение духа.
Позиция учителя – позиция советчика. В его школе уч-ся 12 лет, до 8 класса один учитель, затем разные. Основное учебное время гуманит. и искусство – это главное. Обучение группой.
Прагматизм – философско-пед. направление, считающее главной задачей обуч-я и восп-я приобретение лишь полезных для жизни знаний и практических умений и навыков. В прагматике главные понятия – «опыт», «дело». Познание действительности сводится к индивидуальному опыту человека. Для них нет объективного научного знания. Всякое знание, утверждают они, истинно, если оно получено в практической деят-сти индивида и помогает достижению цели, которую он поставил пре собой. Наиболее известным его представителем яв-ся американец Джон Дьон (1859-1952). Он считается основателе прагматической педагогики. Содержание обучения вытекает из любопытства. Эта переоценка значимости опыта и спонтанных интересов ребенка ведет к разрушению последовательности и систематичности в обучении, к отрицанию задач, усвоения ус-ся систему знаний.
Экзистенциализм – философское направление, проповедующее крайний индивидуализм. Основатели этого направления – Мартин Хайдегер, Карл Ясперс, Жан Поль Сартр, Альбер Камю. Основные понятия – «существование» - экзистенция. Оно трактуется как индивидуальное бытие человека, как существование изолированного индивида, погруженного в свое «я». Экз-сты отрицают существование объективного знания и объективных истин.
Задачу школы они видят в том, чтобы научить школьников «творить себя как личностей… учить так, чтобы они создавали себя». Каждый идет своим путем в обучении и получает образование в меру «отпущенных» ему природой способностей. Отрицая объективные знания, экз-сты выступают против программ и учебников в школах. Им характерен протест против всех форм коллективного воспит-я и обуч-я, а отсюда предложение – заменить класс малыми группами с переходом уч-ся в зависимой от учебных интересов из одной группы в другую.
|
Неотомизм – официальная философия католицизма, представляет собой модернизированное возрождение учения богослова Фомы Аквинского. Для данного направления характерно стремление доказать совместность науки и религии, которые касаясь разных явлений (науки – земного, а церкви – духовного), якобы дополняют друг друга. Современный представитель - Моритен. Педагогика неотомизма стоит за воспитание человеческих добродетелей, которые трактуются в духе традиционных религиозных догм о смирении, терпении, скромности. Фома аквинский (1225 или 1226-1274) – философ и теолог, систематизатор схоластики на базе христианского аристотелизма (учение о форме и материи) сформулировал 5 доказательств бытия Бога, описываемого как первопричина, конечная цель сущего. Утверждал, что природа завершается в благодати, разум – в вере.
Неопозитивизм – представители Рассел, Кубе. В обуч-ии прогнозируют методику обуч-я с опорой на эксперимент, овладение исследовательскими методами, рациональную подготовку к жизни. Наука при этом противопоставляется идеологии, которая считается излишней. Обучать уч-ся чистым наукам, без груза идеологии.
|
Бихевиоризм – видный представитель Б.Ф. Скиннер – механическая концепция обусловленности поведения определенными стимулами, реакцией на которые бывает соответствующее поведение.
Пед. приложением этой концепции яв-ся подбор системы стимулов для формирования определенного поведения. Наиболее полезную реализацию эта концепция получила в разработанной в США методике программированного обучения.
В педагогике фрейдизм – одна из главных теоретических основ биологизаторского направления, признающего главным в человеке унаследованные и порожденные задатки и качества, делающие бесцельными и бессмысленными усилия воспитания, направленные на их выправление.
Эти тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран мира. Наиболее существенными из них являются следующие:
а) Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают благоприятные условия для жизни человека, благосостояния, духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями. Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряже развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование. (По указанию президента Д. Буша в 1990 г. была разработана программа «Стратегия в сфере образвоания для Америки 2000 года», в которой предусматривается. Чтобы США были «первыми в мире» по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи).
б) Расширение сети государственных средних общеобразовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бесплатное образование. В США, например, 90% школ яв-ся государственными. Это открывает возможность получить необходимое образование всем желающим гражданам, независимо от их имущественного положения. Развитие сети государственных учебных заведений характерно для большинства стран мира.
в) Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы частично платная. Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.
г) Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. В США, например, на нужды образования выделяют из федерального бюджета 12% средств. В других странах этот процент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и сдерживает рост качества учебно-воспитательной работы.
д) Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США 12% средств, выделяемых на развитие среднего образования, составляют расходы федерального правительства, 50% - правительства штата и 40% поступает от налогов на частную собственность.
е) Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деят-сть. Не делают этого и правительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.
ж) Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на ом, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Поэтому в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ разных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественнонаучным предметам. Вторым типом являются экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают основательное специально-экономическое образование. Наконец, третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.
В Австрии довольно широко распространены полные и неполные школы профессионального образования, в которых обучается около 48% всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают в этих школах различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства
В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы – до 16 лет. Существует три основные типа школ, которые различаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной школы, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней школы, где проходят обучение учащиеся 14–18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6–12 лет, неполно-средняя – 12–15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15–18 лет. Третий тип школы также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6-10 лет, в неполно-средней – 10-14 и в средней – от 14 до 18 лет. Отметим, что средняя школа в США 12-летняя. Есть немало стран, в которых средняя школа имеет 10-11-летний срок обучения.
з) Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самх учащихся. Во многих школах США в IX-XII классах в качестве обязательных являются два предмета – английский язык и физическое воспитание. Для того, чтобы окончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 – по английскому языку, 5 – по биологии, 5 – по физике, 15 – по общественным наукам, 10 – по математике, 5 – по музыке, изобразительному искусству и т.д. в других школах выбор охватывает до 300 предметов, обязательными же считаются только два – английский язык и математика. В частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.
и) Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах.
к) Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высших ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов. }