Таблица 2
Виды проверок | Особенности | Методы контроля |
Тематические Комплексные Фронтальные Аудиторские Мониторинг Срезы знаний | Плановые Оперативные Предварительные Повторные | Документальный контракт; обследование; наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта; экспертиза; опрос организаторов и участников образовательного процесса; контрольные срезы знаний учащихся и иные правомерные методы, способствующие достижению цели контроля. |
Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования:
1. Сбор информации (маркетинг, мониторинг качества образования).
2. Проблемно-ориентированный анализ информации.
3. Целеполагание.
4. Мотивация кадров на достижение поставленных целей.
5. Диагностика ресурсов и условий их реализации.
6. Прогнозирование, программирование, планирование.
7. Организация деятельности.
8. Контроль организации деятельности.
9. Коррекция и регулирование деятельности.
10. Оценка результата.
Алгоритм управленческих действий при подготовке к контролю:
1. Определение объекта, установление целесообразности контроля;
2. Формирование цели и объёма контроля, его регулярности;
3. Отбор инструментальных ресурсов (методов, способов, кадров, финансовых и юридических основ, материально-технических и методических условий);
4. Создание информационной базы (банков данных, системы показателей и индикаторов, планов, программ, проектов, моделей и т.п.);
5. Установление принципов и норм планируемого контроля (этических, произ-
водственных, правовых);
6. Учет «ноу-хау», обеспечивающих особое качество процедур контроля.
Целевое назначение проверок по контролю качества образования
|
Таблица 3
Целевое назначение проверки | Содержание |
Условия, обеспечивающие качество образования | 1.Управление качеством образования; 2.Качество принимаемых управленческих решений и качество их исполнения; 3.Реализация условий: кадровых, нормативно-правовых, юридических, учебно-ме-тодических, материально-технических, санитарно-гигиенических, темпометрических, пространственных, временных и др. 4.Создание условий для удовлетворения культурно - образовательных потребностей и запросов населения. 5. Контроль организации образовательного процесса. 6. Контроль текущей успеваемости. |
Исполнение законодательства по контролю качества образования | 1.Соблюдение законодательных норм, прав участников образовательного процесса. 2.Соответствие учредительных документов действующему законодательству. 3.Исполнение нормативных и инструктивных документов. 5.Соответствие порядка и процедур аттестации действующему законодательству. 6.Контроль организации государственной итоговой аттестации выпускников ОУ. 7.Контроль организации промежуточной аттестации обучающихся ОУ. 8. Контроль сохранения контингента обучающихся, перевода и отчисления в соответствии с законодательными нормами. |
Исполнение государственных образовательных стандартов | 1.Выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников ОУ. 2.Соблюдение нормативных требований к максимальному объёму учебной нагрузки учащихся. 3.Полнота и сроки выполнения образовательных программ, уровень и направленность их реализации. 4.Реализация обязательного минимума содержания образовательных программ. 5.Выполнение региональных показателей в области обучения, воспитания и организации образовательного процесса. |
|
Этапы контроля в форме проверки:
1. Предварительный этап:
- определение цели, предмета, объекта контроля;
- выбор вида проверки;
- отбор методов контроля;
- планирование контрольной деятельности;
- формирование группы инспекторов, экспертов, методистов;
- инструктаж.
2. Диагностический этап:
1) проведение контрольных срезов знаний учащихся,
2) изучение документации;
3) анкетирование, тестирование, беседа с организаторами и участниками
образовательного процесса;
4) наблюдение за фактическим положением дел;
5) моделирование результатов;
6) эксперимент (при необходимости и\или в соответствии с планом работы);
3.Аналитический этап:
1) анализ полученной информации в ходе сравнения ее со среднестатистическими показателями по региону
2) выявление проблем и положительных результатов, определение причин их вызывающих;
3) разработка методических документов, проектов и программ по усовершенствованию управления и качества образования;
4) формирование методических рекомендаций.
4. Обобщающий этап:
1) согласование положений;
2) формирование выводов;
3) повторный контроль (при необходимости);
4) оказание методической помощи.
5. Принятие управленческого решения
в форме приказа, планируемой системы мер, акта проверки или решения коллегиальных органов управления образованием, и др.
|
Структура и содержание мониторинга качества образования
Назначение мониторинга: сбор, систематизация и хранение информации о состоянии качества образования в регионе.
Задачи мониторинга:
1. Обеспечить органы управления образованием информацией о состоянии и динамике качества образования;
2. Разработать и предложить для использования в управленческой практике Оренбуржья инструментарий (показатели, индикаторы, методы, методический материал и др.) для объектизированной оценки учебных достижений обучающихся, качества образования выпускников образовательных учреждений;
3. Определить факторы, влияющие на качество образования.
Основные направления мониторинговой деятельности:
· создание и постоянное совершенствование инструментария, обеспечивающего объективность измерения качества образования;
· сбор информации по показателям:
- статистические данные об учреждениях образования по типам и видам;
- итоги лицензирования, аттестации, аккредитации ОУ;
- исполнение ОУ государственных образовательных стандартов;
- выполнение региональных показателей в области образования и воспитания, организации образовательного процесса;
- общие сведения об обучающихся по возрасту, полу, уровню и направленно- сти обучения;
- сведения о необучающихся, детях группы «Риск», малообеспеченных;
- итоги государственной аттестации выпускников (в том числе ЕГЭ);
- результаты участия детей в олимпиадах и конкурсах;
- заказ на качество образование от учащихся, их родителей, общества;
- факторы, влияющие на качество образования и др.
· систематизация информации, формирование базы данных;
· сравнительный анализ информации (в соответствии с показателями) по годам, территориальной принадлежности, учреждениями образования и т.п. и в соответствии со средними статистическими показателями по России;
· формирование выводов, тенденций, обоснование проблем и т.п.;
· издательство бюллетеней и справок по итогам мониторинга;
· распространение опыта мониторинговых исследований, обучение организаторов образования методам объективизации оценки качества образования.
Виды мониторинга:
· мониторинг государственной статистической отчетности;
· мониторинг информации, составляющих банк данных о качестве образования;
· мониторинг информации по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
Функции мониторинга:
интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прогностическая.
Структура мониторинговой системы:
· субъекты,
· комплекс мониторинговых показателей,
· инструментарий и инструменты,
· мониторинговая деятельность.
Этапы формирования мониторинговой системы:
1. Анализ условий и факторов, стимулирующих и негативно воздействующих на формирование мониторинговой системы.
2. Определение кадрового состава, способного осуществить организационно-методические мероприятия, адекватные концепции и методологии мониторинга качества образования.
3. Выявление оптимальной организационной структуры мониторинга.
4. Разработка схемы функционирования мониторинговой системы.
5. Подготовка нормативно-методических документов по организации деятельности мониторинговой системы.
6. Проведение социально-педагогического эксперимента по обработке оптимальной модели мониторинговой службы.
7. Получение и верификация результатов мониторинговых исследований.
8. Обобщение данных, полученных в процессе мониторинга.
9. Представление материалов органам управления образованием для принятия управленческого решения по итогам мониторинговых исследований;
10. Корректировка организации и концептуально-методических основ мониторинга.