Виды контрольных проверок, реализуемые органами управления образованием




Таблица 2

Виды проверок Особенности Методы контроля
Тематические Комплексные Фронтальные Аудиторские Мониторинг Срезы знаний Плановые Оперативные Предварительные Повторные     Документальный контракт; обследование; наблюдение за фактическим состоянием проверяемого объекта; экспертиза; опрос организаторов и участников образовательного процесса; контрольные срезы знаний учащихся и иные правомерные методы, способствующие достижению цели контроля.

 

 

Алгоритм управленческих действий при управлении качеством образования:

1. Сбор информации (маркетинг, мониторинг качества образования).

2. Проблемно-ориентированный анализ информации.

3. Целеполагание.

4. Мотивация кадров на достижение поставленных целей.

5. Диагностика ресурсов и условий их реализации.

6. Прогнозирование, программирование, планирование.

7. Организация деятельности.

8. Контроль организации деятельности.

9. Коррекция и регулирование деятельности.

10. Оценка результата.

Алгоритм управленческих действий при подготовке к контролю:

1. Определение объекта, установление целесообразности контроля;

2. Формирование цели и объёма контроля, его регулярности;

3. Отбор инструментальных ресурсов (методов, способов, кадров, финансовых и юридических основ, материально-технических и методических условий);

4. Создание информационной базы (банков данных, системы показателей и индикаторов, планов, программ, проектов, моделей и т.п.);

5. Установление принципов и норм планируемого контроля (этических, произ-

водственных, правовых);

6. Учет «ноу-хау», обеспечивающих особое качество процедур контроля.

 

Целевое назначение проверок по контролю качества образования

Таблица 3

Целевое назначение проверки Содержание
Условия, обеспечивающие качество образования 1.Управление качеством образования; 2.Качество принимаемых управленческих решений и качество их исполнения; 3.Реализация условий: кадровых, нормативно-правовых, юридических, учебно-ме-тодических, материально-технических, санитарно-гигиенических, темпометрических, пространственных, временных и др. 4.Создание условий для удовлетворения культурно - образовательных потребностей и запросов населения. 5. Контроль организации образовательного процесса. 6. Контроль текущей успеваемости.  
Исполнение законодательства по контролю качества образования     1.Соблюдение законодательных норм, прав участников образовательного процесса. 2.Соответствие учредительных документов действующему законодательству. 3.Исполнение нормативных и инструктивных документов. 5.Соответствие порядка и процедур аттестации действующему законодательству. 6.Контроль организации государственной итоговой аттестации выпускников ОУ. 7.Контроль организации промежуточной аттестации обучающихся ОУ. 8. Контроль сохранения контингента обучающихся, перевода и отчисления в соответствии с законодательными нормами.
Исполнение государственных образовательных стандартов 1.Выполнение государственных требований к уровню подготовки выпускников ОУ. 2.Соблюдение нормативных требований к максимальному объёму учебной нагрузки учащихся. 3.Полнота и сроки выполнения образовательных программ, уровень и направленность их реализации. 4.Реализация обязательного минимума содержания образовательных программ. 5.Выполнение региональных показателей в области обучения, воспитания и организации образовательного процесса.

 

 

Этапы контроля в форме проверки:

 

 

1. Предварительный этап:

- определение цели, предмета, объекта контроля;

- выбор вида проверки;

- отбор методов контроля;

- планирование контрольной деятельности;

- формирование группы инспекторов, экспертов, методистов;

- инструктаж.

 

 

2. Диагностический этап:

1) проведение контрольных срезов знаний учащихся,

2) изучение документации;

3) анкетирование, тестирование, беседа с организаторами и участниками

образовательного процесса;

4) наблюдение за фактическим положением дел;

5) моделирование результатов;

6) эксперимент (при необходимости и\или в соответствии с планом работы);

 

 

3.Аналитический этап:

1) анализ полученной информации в ходе сравнения ее со среднестатистическими показателями по региону

2) выявление проблем и положительных результатов, определение причин их вызывающих;

3) разработка методических документов, проектов и программ по усовершенствованию управления и качества образования;

4) формирование методических рекомендаций.

 

 

4. Обобщающий этап:

1) согласование положений;

2) формирование выводов;

3) повторный контроль (при необходимости);

4) оказание методической помощи.

 

 

5. Принятие управленческого решения

в форме приказа, планируемой системы мер, акта проверки или решения коллегиальных органов управления образованием, и др.

 

 

Структура и содержание мониторинга качества образования

Назначение мониторинга: сбор, систематизация и хранение информации о состоянии качества образования в регионе.

 

 

Задачи мониторинга:

1. Обеспечить органы управления образованием информацией о состоянии и динамике качества образования;

2. Разработать и предложить для использования в управленческой практике Оренбуржья инструментарий (показатели, индикаторы, методы, методический материал и др.) для объектизированной оценки учебных достижений обучающихся, качества образования выпускников образовательных учреждений;

3. Определить факторы, влияющие на качество образования.

 

 

Основные направления мониторинговой деятельности:

· создание и постоянное совершенствование инструментария, обеспечивающего объективность измерения качества образования;

· сбор информации по показателям:

 

- статистические данные об учреждениях образования по типам и видам;

- итоги лицензирования, аттестации, аккредитации ОУ;

- исполнение ОУ государственных образовательных стандартов;

- выполнение региональных показателей в области образования и воспитания, организации образовательного процесса;

- общие сведения об обучающихся по возрасту, полу, уровню и направленно- сти обучения;

- сведения о необучающихся, детях группы «Риск», малообеспеченных;

- итоги государственной аттестации выпускников (в том числе ЕГЭ);

- результаты участия детей в олимпиадах и конкурсах;

- заказ на качество образование от учащихся, их родителей, общества;

- факторы, влияющие на качество образования и др.

· систематизация информации, формирование базы данных;

· сравнительный анализ информации (в соответствии с показателями) по годам, территориальной принадлежности, учреждениями образования и т.п. и в соответствии со средними статистическими показателями по России;

· формирование выводов, тенденций, обоснование проблем и т.п.;

· издательство бюллетеней и справок по итогам мониторинга;

· распространение опыта мониторинговых исследований, обучение организаторов образования методам объективизации оценки качества образования.

Виды мониторинга:

· мониторинг государственной статистической отчетности;

· мониторинг информации, составляющих банк данных о качестве образования;

· мониторинг информации по лицензированию, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

Функции мониторинга:

интегративная, диагностическая, экспертная, информационная, прогностическая.

 

 

Структура мониторинговой системы:

· субъекты,

· комплекс мониторинговых показателей,

· инструментарий и инструменты,

· мониторинговая деятельность.

Этапы формирования мониторинговой системы:

1. Анализ условий и факторов, стимулирующих и негативно воздействующих на формирование мониторинговой системы.

 

2. Определение кадрового состава, способного осуществить организационно-методические мероприятия, адекватные концепции и методологии мониторинга качества образования.

 

3. Выявление оптимальной организационной структуры мониторинга.

 

4. Разработка схемы функционирования мониторинговой системы.

 

5. Подготовка нормативно-методических документов по организации деятельности мониторинговой системы.

 

6. Проведение социально-педагогического эксперимента по обработке оптимальной модели мониторинговой службы.

 

7. Получение и верификация результатов мониторинговых исследований.

 

8. Обобщение данных, полученных в процессе мониторинга.

 

9. Представление материалов органам управления образованием для принятия управленческого решения по итогам мониторинговых исследований;

 

10. Корректировка организации и концептуально-методических основ мониторинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: