Контроль превращаетсяв функцию управления только в том случае, если его данные служат основой для
· анализа проблем и положительных результатов;
· принятия управленческого решения;
· последующего регулирования и коррекции образовательного процесса,
· улучшения результатов управления.
Контроль как основная функция менеджмента (управления образованием) представляет собой систему наблюдения и проверки, на сколько соответствуют образовательные услуги, образовательный процесс и образовательный продукт (результат) установленным нормам, образцам, показателям, принятым управленческим решениям. Контроль реализуется в следующих аспектах управленческой деятельности:
- соотнесение со стандартами, планами, приказами, решениями и др.;
- измерение того, что было уже достигнуто за определённый временной промежуток, сравнение достигнутого с ожидаемым результатом;
- подготовка необходимых корректирующих действий (устранение отклонений или пересмотр показателей, компонентов к государственным образовательным стандартам и т.п) или отсутствие корректировки, когда ситуация не требует что либо предпринимать.
Принципы контроля: Принципы контроля:
· компетентность доброжелательность;
· объективность; взаимообогащение;
· открытость, гласность; взаимоуважение;
· сравнительно - аналитический подход; методическая направленность;
· регулярность;
Методы и способы управления персоналом, реализуемые по итогам контроля:
· административно-командные (приказ, принуждение, давление и др.);
· коллегиальные (решение коллегиальных органов управления);
· экономические (аттестация, аккредитация, премирование и др.);
|
· психолого-педагогические (инструкции, рекомендации, поддержка);
· создание условий для удовлетворения интересов (мотивов) персонала.
Методы контроля:
· контроля результатов (контрольные срезы знаний учащихся, итоговая аттестация выпускников, диагностические исследования на предмет выполнения учреждением образования региональных показателей в области обучения, воспитания и организации образовательного процесса);
· контроля состояния процесса (проверка управления качеством образования, исполнения государственных образовательных стандартов при организации образовательного процесса, проверка выполнения нормативных документов и распоряжений, планов, приказов, решений органов управления образованием и др.).
Виды контроля:
· предварительный контроль осуществляется до фактического начала работ и направлен на сбор достоверной информации, необходимой для дальнейших контрольных действий (согласований, выводов и принятия управленческого решения). Чаще всего предварительный контроль предполагает запрос информации (реже проверку на месте) и основывается на анализе информации о кадровом составе ОУ, режиме функционирования, программно-методическом обеспечении образовательного процесса и т.п.;
· текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ (проверки), основывается на измерении фактических результатов и экспертизы управления качеством образованием;
· итоговый контроль состоит в том, что по итогам текущего контроля (одного частного случая) принимается управленческое решение (приказ, планируемая система мер, премирование, решение коллегиального органа управления образованием и др.), распространяющееся и на другие объекты управления, корректирующее всю управленческую среду.
|
Инструменты контроля качества образования:
· применение индикаторов и оценивание (соотнесение с нормой, критерием и т.п.) в процессе проверки;
· система поддержки: юридическая, кадровая, материально-техническая, методическая, информационная, психологическая, система мер и т.п.