Историческая география Сибири XVI-XVII веков
Название «Сибирь»: его пытались вывести из названия столицы Сибирского ханства, из русского «север» («сивер»), из различных этнических наименований и др. В настоящее время наиболее обоснованными являются две гипотезы: 1. «Сибирь» от монгольского «Шибир» («лесная чаща»), во времена Чингисхана так называлась монголами пограничная с лесостепью часть тайги. 2. самоназвание одной из этнических групп, возможно населявших, по некоторым косвенным данным, лесостепное Прииртышье («сабиров» или «сыпыров»). Распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца XVI в.
Сибирь была заселена крайне неравномерно и слабо. К концу XVI столетия на площади в 10 млн. кв. км проживало лишь 200- 220 тыс. человек; заселение было более плотным на юге и чрезвычайно редким на севере.
Первыми народами, с которыми русские столкнулись за Уралом, были уже знакомые им по европейскому Северу и Приуралью ненцы (называемые вместе с энцами и нганасанами самоедами или самоядью), а также ханты-мансийские племена («югра» русских источников, позднее остяки и вогулы). Большинство самоедов кочевали по тундре от Мезени до Хатанги; ханты и манси жили по нижнему течению Оби и Иртыша, на Среднем Урале до верховьев Печоры и притоков Камы. Основным занятием самоедов являлось оленеводство, остяков и вогулов - рыболовство и охота (в южных районах еще и скотоводство; кроме того, небольшая часть вогуличей занималась также примитивным земледелием). В XVII в. общая численность сибирских самоедов, видимо, достигала 8 тыс. человек; хантов и манси – 15-18 тыс.
По среднему течению Иртыша, по низовьям Тобола, Туры, Тавды, Исети, Ишима, по Таре и Оми расселялись сибирские татары (15-20 тыс. человек), значительная часть их жила кочевым скотоводством (главным образом в Барабииской степи), в таежной полосе большое значение имели рыболовство и охота; существовало у татар и пашенное земледелие, но развито оно было слабо; в своих простейших формах известное развитие получило ремесленное производство, в основном обработка металла и кожи.
За хантами по Оби и ее притокам до Чулыма жили самодийские (родственные самоедам) племена селькупов (около 3 тыс. человек), русские называли их также остяками, видимо из-за сходства материальной культуры и рода занятий.
Далее вверх по Оби с ее притоками, в верховьях Енисея и на Алтае расселялись многочисленные и сильно различавшиеся по хозяйственному укладу и быту тюркские племена - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Это были томские, чулымские и «кузнецкие» татары (5-6 тыс. человек), телеуты, или «белые калмыки» (7-8 тыс. человек), енисейские киргизы с зависимыми от них племенами (8-9 тыс. человек) и др.
Основным занятием енисейских киргизов и племен южного Алтая являлось кочевое скотоводство, лишь в некоторых местах - земледелие. В северных предгорьях Алтая жили в основном оседлые народы, занимавшиеся охотой, собирательством, мотыжным земледелием, а также кузнечным промыслом, который был особенно хорошо развит у «кузнецких» татар. Разнообразными железными изделиями они широко торговали и даже платили ими дань.
Соседями этих племен на востоке и северо-востоке являлись кетоязычные племена верхнего и частично среднего Енисея (4-6 тыс. человек), называемые русскими на верхнем Енисее «татарами» (котты, асаны, арийцы и др.), а на среднем — «остяками» (инбаки, земшаки и т. п.). Кетоязычные «остяки» были близки по образу жизни и материальной культуре своим соседям-селькупам, занимались рыболовством и охотой; у живших в лесостепи кето-язычных «татар» основным занятием являлось скотоводство, дополнявшееся местами мотыжным земледелием, а также кузнечным промыслом.
«Татарами» русские называли также самодийские и тюркские племена Саянского нагорья (2 тыс. человек): моторов, карагасов, камасинцев, качинцев, кайсотов и др. В лесостепи эти народы держали много лошадей, овец и крупного рогатого скота, имели небольшие посевы, в горах занимались охотой; были у них и домашние олени.
В Восточной Сибири огромную территорию занимали тунгусские племена (эвенки и эвены): всего 30 тыс. человек расселялись от правобережья Енисея на западе до Охотского моря на востоке, от тундровой зоны на севере до Приамурья и Монголии на юге.
Тунгусы делились в основном на «оленных» (их было большинство) и «пеших», но главным занятием тех и других являлись охота и рыболовство. Олени использовались ими главным образом лишь как верховые и вьючные животные во время частых перекочевок и для охоты. «Пешие» тунгусы обычно были оседлыми рыболовами и охотниками на морского зверя (на побережье Охотского моря). Кроме того, существовали и занимавшиеся кочевым скотоводством «конные» тунгусы - в Прибайкалье, Забайкалье, Приамурье, монгольских степях.
Несколько неожиданным на карте расселения сибирских народов в XVII в. выглядит местонахождение якутов: они жили среди тунгусоязычного населения по среднему течению Лены, занимались в отличие от своих соседей-охотников разведением лошадей и крупного рогатого скота. Кроме этого основного района, благоприятного именно для скотоводства (здесь среди тайги был островок лесостепи), небольшая и также обособленная группа якутов размещалась на верхней Яне. Позднее якуты расселились по другим рекам Восточной Сибири; там их основным занятием становилось уже оленеводство, охота, рыболовство. Если эвенки могли изготовлять необходимые им предметы из железа, но не умели выплавлять его, то у якутов наряду с хорошо развитым железоделательным производством имелось и железоплавильное. Общая численность якутов составляла около 38 тыс. человек.
Почти весь северо-восток Сибири от низовьев Лены до низовьев Анадыря в XVII в. занимали юкагирские племена (около 5 тыс. человек). Основным источником их существования была охота на диких оленей.
На севере Камчатки и прилегающем к ней побережье Охотского и Берингова морей жили коряки (9-10 тыс. человек). На Чукотском полуострове, главным образом во внутренних его районах, и в районе р. Большой Чукочьей к западу от Колымы, обитали чукчи (предположительно 2,5 тыс. человек). Коряки и чукчи делились, так же как и тунгусы, на «оленных» и «пеших», последние жили главным образом по океанскому побережью, занимаясь промыслом морских животных. Такой же образ жизни вели эскимосы, расселявшиеся в XVII в. фактически по всей прибрежной полосе Чукотского полуострова (их было, видимо, около 4 тыс. человек). У обитавших на Камчатке ительменов (камчадалов) главным продуктом питания была рыба; их насчитывалось 12 тыс. человек.
У юкагиров, чукчей, коряков, эскимосов и ительменов русские застали каменный век в полном смысле этого слова. Железные изделия попадали к ним лишь случайно, по большей части в порядке торгового обмена (и в первую очередь к юкагирам).
Из народов южных районов Восточной Сибири прежде всего следует отметить монголоязычных бурят («братских людей» или «братов», по русской терминологии). Численность бурятских племен составляла примерно 25 тыс. человек; они расселялись в Прибайкалье (в верховьях Лены и особенно густо по Ангаре и ее притокам, где среди тайги лесостепь образовала еще один остров), в степных районах Забайкалья (главным образом по нижнему течению Селенги), в районе самого озера Байкал. Кочевое скотоводство было их основным занятием, а у отдельных бурятских племен существовало и примитивное земледелие; достаточно высокое развитие получило у «братских людей» железоделательное ремесло.
На Амуре русские столкнулись с даурами и дючерами, жившими по верхнему и среднему течению реки и ее притокам. Различаясь по языку, эти народы имели много общего в быту и хозяйственном укладе; источники отмечают у них высокоразвитые земледелие, скотоводство, торговлю. Русским людям Приамурье показалось «райской землицей»: там был сравнительно мягкий климат и весьма благоприятные условия для земледелия, позволявшие выращивать фруктовые деревья, арбузы и дыни.
Ниже по Амуру обитали натки и гиляки, имевшие уже совершенно иной хозяйственный уклад: они жили главным образом рыбной ловлей и охотой. У гиляков (нивхов) и родственных им племен, расселявшихся по низовью Амура и морскому побережью включая север Сахалина, основным занятием являлась охота на морского зверя.
Большинство же сибирских народов русские застали на различных стадиях патриархально-родовых отношений. Самые отсталые формы социальной организации были отмечены у племен, живших в северо-восточном углу Сибири в наибольшей изоляции (у юкагиров и особенно чукчей, эскимосов, коряков и ительменов). Каменный век в материальной культуре дополнялся у них в области социальных отношений чертами матриархата вплоть до пережитков группового брака. Жители этого региона, а также гиляки низовьев Амура принадлежали к числу палеоазиатов - древнейших обитателей Сибири. При этом чукчи, коряки и ительмены были родственны друг другу, а юкагиры и гиляки не имели в языке ничего общего ни с ними, ни между собой. Все они являлись остатками некогда широко расселявшихся в Северной Азии племен, ассимилированных и оттесненных говорящими на алтайских и уральских языках народами
К XVI в. у народов Западной Сибири оформились так называемые «княжества», которые в своей основе имели территориально-родовые объединения. Наиболее крупное княжество манси – Пелымское, другое княжество - Ляпинское. Наиболее крупное у ханты княжество Кодское. Известны также Обдорское и Казымское княжества. Сильное хантыйское княжество находилось на реке Демьянке. Его возглавлял князец Нимнюян (Демьян в русской транскрипции), который мог выставить отряд в 400 воинов, что тогда было значительной воинской силой. Не менее сильным являлось княжество Бардака, в которое входили не только ханты, но и часть селькупов. Селькупы имели свои княжества, самое крупное и влиятельное из них — Пегая Орда.
Сибирские татары вобрали в себя тюркские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты. Это население вело полуоседлый образ жизни, занималось скотоводством и мотыжным земледелием. К началу XIII в. на Иртыше расположилось татарское ханство, которое было завоевано Чингисханом, отдавшим эту территорию Тейбуге. Тот построил столицу на реке Тура и назвал ее Чимги-Тура (позднее на этом месте возникнет Тюмень). Так возникло Тюменское ханство. В Симги-Туре осели преимущественно тюркские пришельцы, слившиеся с местными остяками (ханты), вогулами (манси) и потомками угорского племени сыпыров (возможно, именем сыпыров и стала вскоре называться страна – Сибирь). В конце XV в. хан Махмет (потомок Тейбуги) построил новую столицу - Искер - на правом берегу Иртыша, в том месте, где в него впадает речка Сибирка. Ханство стало называться Сибирским. К середине XVI в. Сибирское ханство охватывало значительную территорию Западной Сибири, простиравшуюся от бассейна Туры на западе до Барабы на востоке. Ханство было велико, но слабо. Его раздирали междоусобицы.
Контакты населения Сибири с Русским государством.
Летописи свидетельствуют о связях, которые, начиная с XII в., существовали у Великого Новгорода с югрой и Самоядью. Племена, населявшие югорскую землю, с этого времени выплачивали дань - ясак, главным образом соболиными шкурками. Между русскими людьми и коренным населением устанавливались и другие контакты: драгоценные шкурки менялись на ножи, топоры и многие необходимые в домашнем обиходе вещи. Уже в конце XI столетия Югорская земля приобрела статус «волости» Новгорода Великого. Особенно усилился нажим на Зауралье при Иване III. С 1478 г. Югорская земля была официально принята под власть московского государя. Ханы Сибирского ханства - Едигер и Бекбулат - подтвердили готовность нести вассальную зависимость и платить дань Ивану IV. С этого времени Иван Васильевич ко многим титулам присоединил титул «Всея Сибирскыа земли повелитель». Однако власть московского царя оказалась непрочной. В 1563 г. Кучум овладел Кашлыком, умертвил Едигера и Бекбулата с семьями и отказался платить дань Москве.
В мае 1574 г. Иван Грозный даровал купцам Строгановым грамоту, в соответствии с которой им было дозволено укрепляться на берегах Тобола, воевать с Кучумом для освобождения данников Российского государства, а за это предоставлялось право на многочисленные блага. К выполнению важной миссии были привлечены казаки во главе с Ермаком.
В сентябре 1582 г. 540 казаков и около 50 «охочих» людей, набранных в Строгановских вотчинах, двинулись на восток. Разгромом ханского войска, без боя заняли столицу Сибирского ханства. Казаки продержались в Сибири почти 4 года. Обосновавшись в Кашлыке, Ермак направил в Москву посольство, поспешившее объявить о присоединении к России нового края. На воеводство в Сибирь был послан князь Семен Болховский с 300 служилых людей, но фактически воеводой Сибири оставался Ермак, который показал себя умным и дальновидным правителем.
Кучум и некоторые мурзы формировали из кочевников в степях боевые отряды и нападали на казаков. Летом 1585 г. Ермак отправился в целях ликвидации Кучума в экспедицию вверх по Иртышу. Ночью с 4 на 5 августа Ермак погиб. Казаки и стрельцы на стругах спустились по Иртышу и старинным печорским путем вернулись в Россию.
Хан Кучум кочевал по степным просторам Западной Сибири, делая время от времени набеги на татарские волости, признавшие власть Москвы. Осенью 1598 г. Кучум отправился в Бухару, не зная еще, что его покровитель Абдула-хан умер. Больной и старый хан, потерявший царство, стал помехой для бухарских правителей и по их приказу был убит.