Народы Сибири и государственные образования




Историческая география Сибири XVI-XVII веков

 

Название «Сибирь»: его пытались вывести из названия столицы Сибирского ханства, из русского «север» («си­вер»), из различных этнических наименований и др. В на­стоящее время наиболее обоснованными являются две гипотезы: 1. «Сибирь» от монгольского «Шибир» («лесная чаща»), во времена Чингисхана так называлась монголами погра­ничная с лесостепью часть тайги. 2. самоназвание одной из этнических групп, возможно населявших, по некоторым косвенным данным, лесостепное Прииртышье («сабиров» или «сыпыров»). Распространение названия «Сибирь» на всю территорию Северной Азии было связано с русским продвижением за Урал с конца XVI в.

Сибирь была заселена крайне неравномерно и слабо. К концу XVI сто­летия на площади в 10 млн. кв. км проживало лишь 200- 220 тыс. человек; заселение было более плотным на юге и чрезвычайно редким на севере.

Первыми народами, с которыми русские столкнулись за Уралом, были уже знакомые им по европейскому Северу и Приуралью ненцы (называемые вместе с энцами и нганасанами самоедами или самоядью), а также ханты-мансийские племена («югра» русских источников, позд­нее остяки и вогулы). Большинство самоедов кочевали по тундре от Мезени до Хатанги; ханты и манси жили по нижнему течению Оби и Иртыша, на Среднем Урале до верховьев Печоры и притоков Камы. Основным занятием самоедов являлось оленеводство, остяков и вогулов - ры­боловство и охота (в южных районах еще и скотоводство; кроме того, небольшая часть вогуличей занималась также примитивным земледелием). В XVII в. общая числен­ность сибирских самоедов, видимо, достигала 8 тыс. че­ловек; хантов и манси – 15-18 тыс.

По среднему течению Иртыша, по низовьям Тобола, Туры, Тавды, Исети, Ишима, по Таре и Оми расселялись сибирские татары (15-20 тыс. человек), значительная часть их жила кочевым скотоводством (главным образом в Барабииской степи), в таежной полосе большое значе­ние имели рыболовство и охота; существовало у татар и пашенное земледелие, но развито оно было слабо; в своих простейших формах известное развитие получило ремес­ленное производство, в основном обработка металла и кожи.

За хантами по Оби и ее притокам до Чулыма жили самодийские (родственные самоедам) племена селькупов (около 3 тыс. человек), русские называли их также остяками, видимо из-за сходства материальной культуры и рода занятий.

Далее вверх по Оби с ее притоками, в верховьях Ени­сея и на Алтае расселялись многочисленные и сильно различавшиеся по хозяйственному укладу и быту тюркские племена - предки современных шорцев, алтайцев, хакасов. Это были томские, чулымские и «кузнецкие» татары (5-6 тыс. человек), телеуты, или «белые калмыки» (7-8 тыс. человек), енисейские киргизы с зависимыми от них племенами (8-9 тыс. человек) и др.

Основным занятием енисейских киргизов и племен южного Алтая являлось кочевое скотоводство, лишь в не­которых местах - земледелие. В северных предгорьях Алтая жили в ос­новном оседлые народы, занимавшиеся охотой, собира­тельством, мотыжным земледелием, а также кузнечным промыслом, который был особенно хорошо развит у «куз­нецких» татар. Разнообразными железными изделиями они широко торговали и даже платили ими дань.

Соседями этих племен на востоке и северо-востоке яв­лялись кетоязычные племена верхнего и частично средне­го Енисея (4-6 тыс. человек), называемые русскими на верхнем Енисее «татарами» (котты, асаны, арийцы и др.), а на среднем — «остяками» (инбаки, земшаки и т. п.). Кетоязычные «остяки» были близки по образу жизни и материальной культуре своим соседям-селькупам, занимались рыболовством и охотой; у живших в лесостепи кето-язычных «татар» основным занятием являлось скотоводст­во, дополнявшееся местами мотыжным земледелием, а так­же кузнечным промыслом.

«Татарами» русские называли также самодийские и тюркские племена Саянского нагорья (2 тыс. человек): моторов, карагасов, камасинцев, качинцев, кайсотов и др. В лесостепи эти народы держали много лошадей, овец и крупного рогатого скота, имели небольшие посевы, в го­рах занимались охотой; были у них и домашние олени.

В Восточной Сибири огромную территорию занимали тунгусские племена (эвенки и эвены): всего 30 тыс. чело­век расселялись от правобережья Енисея на западе до Охотского моря на востоке, от тундровой зоны на севере до Приамурья и Монголии на юге.

Тунгусы делились в основном на «оленных» (их было большинство) и «пеших», но главным занятием тех и других являлись охота и рыболовство. Олени использова­лись ими главным образом лишь как верховые и вьючные животные во время частых перекочевок и для охоты. «Пешие» тунгусы обычно были оседлыми рыболовами и охотниками на морского зверя (на побережье Охотского моря). Кроме того, существовали и занимавшиеся коче­вым скотоводством «конные» тунгусы - в Прибайкалье, Забайкалье, Приамурье, монгольских степях.

Несколько неожиданным на карте расселения сибир­ских народов в XVII в. выглядит местонахождение яку­тов: они жили среди тунгусоязычного населения по среднему течению Лены, занимались в отличие от своих соседей-охотников разведением лошадей и крупного рога­того скота. Кроме этого основного района, благоприятно­го именно для скотоводства (здесь среди тайги был ост­ровок лесостепи), небольшая и также обособленная груп­па якутов размещалась на верхней Яне. Позднее якуты расселились по другим рекам Восточной Сибири; там их основным занятием становилось уже оленеводство, охота, рыболовство. Если эвенки могли изготовлять необходимые им предметы из железа, но не умели выплавлять его, то у якутов наряду с хорошо развитым железоделательным производством имелось и железоплавильное. Общая чис­ленность якутов составляла около 38 тыс. человек.

Почти весь северо-восток Сибири от низовьев Лены до низовьев Анадыря в XVII в. занимали юкагирские племена (около 5 тыс. человек). Основным источником их существования была охота на диких оленей.

На севере Камчатки и прилегающем к ней побережье Охотского и Берингова морей жили коряки (9-10 тыс. человек). На Чукотском полуострове, главным образом во внутренних его районах, и в районе р. Большой Чукочьей к западу от Колымы, обитали чукчи (предположительно 2,5 тыс. человек). Коряки и чукчи делились, так же как и тунгусы, на «оленных» и «пеших», последние жили главным образом по океанскому побережью, занимаясь промыслом морских животных. Такой же образ жизни вели эскимосы, расселявшиеся в XVII в. фактически по всей прибрежной полосе Чукотского полуострова (их было, ви­димо, около 4 тыс. человек). У обитавших на Камчатке ительменов (камчадалов) главным продуктом питания была рыба; их насчитывалось 12 тыс. человек.

У юкагиров, чукчей, коряков, эскимосов и ительменов русские застали каменный век в полном смысле этого сло­ва. Железные изделия попадали к ним лишь случайно, по большей части в порядке торгового обмена (и в первую очередь к юкагирам).

Из народов южных районов Восточной Сибири преж­де всего следует отметить монголоязычных бурят («брат­ских людей» или «братов», по русской терминологии). Численность бурятских племен составляла примерно 25 тыс. человек; они расселялись в Прибайкалье (в верховь­ях Лены и особенно густо по Ангаре и ее притокам, где среди тайги лесостепь образовала еще один остров), в степных районах Забайкалья (главным образом по ниж­нему течению Селенги), в районе самого озера Байкал. Кочевое скотоводство было их основным занятием, а у от­дельных бурятских племен существовало и примитивное земледелие; достаточно высокое развитие получило у «братских людей» железоделательное ремесло.

На Амуре русские столкнулись с даурами и дючерами, жившими по верхнему и среднему течению реки и ее при­токам. Различаясь по языку, эти народы имели много общего в быту и хозяйственном укладе; источники отмечают у них высокоразвитые зем­леделие, скотоводство, торговлю. Русским людям При­амурье показалось «райской землицей»: там был сравни­тельно мягкий климат и весьма благоприятные условия для земледелия, позволявшие выращивать фруктовые де­ревья, арбузы и дыни.

Ниже по Амуру обитали натки и гиляки, имевшие уже совершенно иной хозяйственный уклад: они жили главным образом рыбной ловлей и охотой. У гиляков (нивхов) и родственных им племен, расселявшихся по низовью Амура и морскому побережью включая север Сахалина, основным занятием являлась охота на морского зверя.

Большинство же сибирских народов русские застали на различных стадиях патриар­хально-родовых отношений. Самые отсталые формы социальной организации были отмечены у племен, живших в северо-восточном углу Си­бири в наибольшей изоляции (у юкагиров и особенно чукчей, эскимосов, коряков и ительменов). Каменный век в материальной культуре дополнялся у них в области со­циальных отношений чертами матриархата вплоть до пе­режитков группового брака. Жители этого региона, а также гиляки низовьев Аму­ра принадлежали к числу палеоазиатов - древнейших обитателей Сибири. При этом чукчи, коряки и ительмены были родственны друг другу, а юкагиры и гиляки не име­ли в языке ничего общего ни с ними, ни между собой. Все они являлись остатками некогда широко расселявшихся в Северной Азии племен, ассимилированных и оттесненных говорящими на алтайских и уральских языках народами

К XVI в. у народов Западной Сибири оформились так называемые «княжества», которые в своей основе имели территориально-родовые объединения. Наиболее крупное княжество манси – Пелымское, другое княжество - Ляпинское. Наиболее крупное у ханты княжество Кодское. Известны также Обдорское и Казымское княже­ства. Сильное хантыйское княжество находилось на реке Демьянке. Его возглав­лял князец Нимнюян (Демьян в русской транскрипции), который мог выставить отряд в 400 воинов, что тогда было значи­тельной воинской силой. Не менее сильным являлось княжество Бардака, в которое входили не только ханты, но и часть селькупов. Селькупы имели свои княжества, самое крупное и вли­ятельное из них — Пегая Орда.

Сибирские татары вобрали в себя тюркские, угорские, монгольские и другие этнические компоненты. Это население вело полуоседлый образ жизни, занималось скотоводством и мотыжным земледелием. К на­чалу XIII в. на Иртыше расположилось татарское ханство, которое было завоевано Чингисханом, отдавшим эту территорию Тейбуге. Тот построил столицу на реке Тура и назвал ее Чимги-Тура (позднее на этом месте возникнет Тюмень). Так возникло Тюменское ханство. В Симги-Туре осели преи­мущественно тюркские пришельцы, слившиеся с местными остяками (ханты), вогулами (манси) и потомками угорского племени сыпыров (возможно, именем сыпыров и стала вскоре называться страна – Сибирь). В конце XV в. хан Махмет (потомок Тейбуги) построил новую сто­лицу - Искер - на правом берегу Иртыша, в том месте, где в него впадает речка Сибирка. Ханство стало называться Сибирским. К середине XVI в. Сибирское ханство охватывало значительную террито­рию Западной Сибири, простиравшуюся от бассейна Туры на западе до Барабы на востоке. Ханство было велико, но слабо. Его раздирали междоусобицы.

Контакты населения Сибири с Русским государством.

Летописи свидетельствуют о связях, которые, начиная с XII в., существовали у Великого Новгорода с югрой и Самоядью. Племена, населявшие югорскую землю, с этого времени выплачивали дань - ясак, главным образом соболиными шкурками. Между русскими людьми и коренным населением устанавливались и другие контак­ты: драгоценные шкурки менялись на ножи, топоры и многие необ­ходимые в домашнем обиходе вещи. Уже в конце XI столетия Югор­ская земля приобрела статус «волости» Новгорода Великого. Особенно усилился нажим на Зауралье при Иване III. С 1478 г. Югорская земля была официально принята под власть московского государя. Ханы Сибирского ханства - Едигер и Бекбулат - под­твердили готовность нести вассальную зависимость и платить дань Ивану IV. С этого времени Иван Васильевич ко многим титулам присоединил титул «Всея Сибирскыа земли повелитель». Однако власть московского царя оказалась непрочной. В 1563 г. Кучум овла­дел Кашлыком, умертвил Едигера и Бекбулата с семьями и отказал­ся платить дань Москве.

В мае 1574 г. Иван Грозный даровал купцам Строгановым гра­моту, в соответствии с которой им было дозволено укрепляться на берегах Тобола, воевать с Кучумом для освобождения данников Рос­сийского государства, а за это предоставлялось право на многочис­ленные блага. К выполнению важной миссии были привлечены ка­заки во главе с Ермаком.

В сентябре 1582 г. 540 казаков и около 50 «охочих» людей, на­бранных в Строгановских вотчинах, двинулись на восток. Раз­громом ханского войска, без боя заняли столицу Сибирского ханства. Казаки продер­жались в Сибири почти 4 года. Обосновавшись в Кашлыке, Ермак направил в Москву посольство, поспешившее объявить о присоеди­нении к России нового края. На воеводство в Сибирь был послан князь Семен Болховский с 300 служилых людей, но фактически воеводой Сибири оставался Ермак, который показал себя умным и дальновидным правителем.

Кучум и некоторые мурзы формировали из кочевников в степях боевые отряды и нападали на казаков. Летом 1585 г. Ермак отправился в целях ликвидации Кучума в экспедицию вверх по Иртышу. Ночью с 4 на 5 августа Ермак погиб. Казаки и стрельцы на стругах спустились по Иртышу и старинным печорским путем вернулись в Россию.

Хан Кучум кочевал по степным просторам Западной Сибири, делая время от времени набеги на татарские волости, признавшие власть Москвы. Осенью 1598 г. Кучум отправился в Бухару, не зная еще, что его покровитель Абдула-хан умер. Больной и старый хан, потерявший царство, стал помехой для бухарских правителей и по их приказу был убит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: