В первые десятилетия XVII в. эти запросы в области промышленных товаров частично удовлетворялись поставками из Европейской России. Но если завоз хлеба был организован государством, то снабжение промышленными товарами взяли в свои руки торговые люди. В Зауралье завозились ткани, одежда, обувь, домашняя утварь, изделия из металла, галантерея и многое другое. Но как бы ни были крупны эти торговые операции, они не могли удовлетворить полностью запросы местного населения..
Первоначально ремесло не было самостоятельным занятием, а являлось домашним промыслом земледельцев. Ремеслом занимались также казаки и стрельцы. Лишь в отдельных случаях оно отделяется от земледелия и становится самостоятельной отраслью хозяйства.
Основная масса ремесленников сосредоточивалась в городах. Они выполняли заказы горожан и сельских жителей, а также производили изделия для продажи. Особенно быстро превратились в торгово-ремесленные центры Тобольск и Тюмень, которые уже в XVII в. поднялись до уровня развитых городов Европейской России. Так, в Тобольске в 1624 г. насчитывалось 42, а через 100 лет уже 655 ремесленников. Одновременно росло число ремесленных специальностей. Если в 1624 г. в городе было 18 профессий, то к концу века их стало более 30. Свыше 20 ремесленных специальностей насчитывалось в Тюмени. Для многих семей занятие определенным ремеслом стало наследственной профессией.
Наибольшее распространение в Сибири получили отрасли, связанные с обработкой продуктов сельского хозяйства. Однако в распределении различных ремесел внутри региона были и некоторые особенности. Например, район Верхотурья, считавшийся «воротами в Сибирь», являлся важным центром судостроения и связанного с ним кузнечного дела. На территории к востоку от Верхотурья до Туринска была широко распространена деревообработка. На притоках Тобола разместилась мукомольная промышленность, а к Тюмени тяготели отрасли, связанные с переработкой животного сырья.
Одной из самых распространенных отраслей обрабатывающей промышленности было кожевенное производство. Его распространению способствовало наличие дешевого сырья, которое поставлялось из казахской степи и имелось во многих крестьянских хозяйствах. К середине XVII в. в Тобольске и Тюмени действовало уже несколько крупных мастерских, каждая из которых изготовляла по сто и более кож в год. В конце века там появились предприятия, дававшие в год по 1000 кож. В результате кожей для изготовления обуви и одежды жители края обеспечивали себя полностью и даже вывозили ее в другие районы Сибири и за границу.
С кожевенным производством были тесно связаны мыловаренный и свечной промыслы. Один и тот же человек нередко занимался одновременно и выделкой кож, и переработкой сала на мыло и свечи. Как и свечное производство, мыловарение в основном обеспечивало потребности края в своей продукции.
Почти во всех зауральских городах высокой степени специализации достигла деревообработка. Занятые в ней мастера делились на плотников, кадочников, сундучков, токарей и т. д. В каждом городе преобладали специалисты тех видов деревообработки, которые в большей степени соответствовали общему направлению его хозяйственной жизни. Так, ведерников, ситников, рогожников, решетников оказывалось больше всего в центрах мукомольного, мыловаренного и кожевенного производства, предъявлявших большой спрос на ведра, рогожи, сита, решета. Санников, колесников было много там, где большую роль играл гужевой транспорт.
Закрепившись за Уралом, русские люди попытались освоить и другие природные богатства края. В ходе организованных экспедиций и разысканий частных лиц ими были открыты многие «угодные места». Например, в Тобольском уезде нашли горный хрусталь и строительный камень. В бассейне Туры нашли «камень наждак», годный «ко всякому алмазному делу». В Туринском уезде еще в 20-е гг. XVII в. стали разрабатываться первые месторождения железной руды в Сибири. Мастера «железного дела» имелись в Тюменском и Тобольском уездах. Они делали сошники, косы, серпы, топора, ножи, гвозди и т. д.
Очень быстро появилось судостроение, возникновение которого объяснялось задачами переброски множества грузов по рекам. Степень износа судов в то время была очень высокой, редкие из них держались на плаву более 2-3 лет. Поэтому на каждой крупной реке имелись свои центры судостроения — «плотбища».
Из необходимых для судостроения материалов на первых порах не было недостатка лишь в древесине и смоле, все же остальное - гвозди, холст для парусов, канаты, якоря - приходилось ввозить из-за Урала. Однако развитие местной промышленности позволило уже во второй половине XVII в. оснащать без привозных материалов большую часть сооружаемых судов. В конце XVII столетия только в бассейне Туры ежегодно строили около 100 судов.
После присоединения Сибири к России правительство сразу же стало организовывать ямскую службу, которая позволяла бы перебрасывать грузы на лошадях. Хотя объем таких перевозок бывал меньше, чем по воде, их значение оправдывало любые затраты на подводы и извозчиков. Один из первых зауральских ямов был учрежден в 1601 г. в Тюмени. Вслед за Тюменью ямская служба создается в Тобольске, а несколько позже - в Демьянской слободе (в 260 верстах от Тобольска вниз по Иртышу) и Самаровской (в устье Иртыша в 553 верстах от Тобольска). Особенностью двух последних ямов было использование, наряду с привычными для русских ямщиков средствами передвижения, ездовых собак. Длительность перевозок, трудность и опасность пути делали ямскую службу за Уралом крайне тяжелой. Она требовала и больших материальных расходов. Ямщикам предписывалось содержать за свой счет лошадей «зимой с санями, летом с седлами и телегами и со всякой гонебной снастью». Это побуждало правительство выплачивать ямщикам высокое жалованье, увеличивать их численность. Ямская служба в Сибири просуществовала не одно столетие и сыграла значительную роль в освоении и развитии края.