Центральным моментов в механизме реализации Программы является идея установления договорных отношений между семьей и государством. Гражданский договор с семьей, добровольно принявшей решение и берущей на себя соответствующие обязательства, может стать узловым моментом в адресном многокомпонентном взаимодействии государства, общества, семьи и личности.
В рамках договора может быть реализована идея семейного юридического лица с открытием счета в банке, через который может быть осуществлена материальная поддержка семьи, а не физического лица, реализованы налоговые льготы и система компенсаций за медицинские и социальные услуги.
Таким образом с одной стороны появляется общность ресурсов и возможность организации семейного дела, что означает создание системообразующего, центростремительного фактора семейной общности, потерянного в процессе индустриализации, а с другой стороны - семья сама становится субъектом семейной политики, наиболее активным действующим лицом.
Отработка этого нового механизма взаимодействия может быть осуществлена через проведение конкурса с ограниченным количеством участников, что позволит точно просчитать необходимые ресурсы.
Кроме того, необходимо пересмотреть стереотип взаимодействия между молодой и родительской семьями. Родители обязательно должны быть включены в этот процесс. Возможно, что часть средств поддержки лучше направить через них. Какие средства и каким образом – предмет детальной проработки и задача индивидуального подхода.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
1).Увеличение количества благополучных и социально-благополучных семей;
2).Повышение рождаемости в благополучных семьях;
3).Улучшение первичной социализации детей;
4).Уменьшение количества беспризорных детей и детей в детских домах.
5).Улучшение физического и психологического здоровья за счет оздоровления молодых родителей и рождения здоровых детей.
Общим итогом ожидается расширение сферы семейного благополучия, укрепление и стабилизация семей, повышение престижа семейного образа жизни, следствием чего станет снижение уровня социально-негативных явлений в городе и общее оздоровление социального климата.
Заключение.
1).Новизна Программы состоит в четком ответе на вопрос: в чьих интересах осуществляется власть. Акцент на благополучные семьи означает создание для них режима благоприятствования, признание их основой социального процветания и благополучия. Семья, ее успехи, достижения, ее социальные параметры становятся приоритетами, ориентирами и показателями успешности социальной и экономической политики. Это реальный шаг в направлении становления социального государства, провозглашенного в нашей Конституции.
2).Ответ на вопрос – быть семье или нет в постиндустриальном обществе, должен быть дан однозначно: быть. Институт семьи занимает свое место в иерархии социальных элементов, из которых строится человеческая популяция. Как каждый орган в биологическом организме одинаково важен, так и семья в социальном организме выполняет определенный набор общесистемных функций.
Кроме того, каждый уровень иерархии имеет свои механизмы саморегуляции, эволюционно вписанные в общеорганизменный комплекс и в совокупности обеспечивающие выживание целого. В нашем обществе эта иерархия структур и механизмов нарушена, социальный организм болеет, и без ее восстановления он не выздоровеет.
Семья является единственным носителем моральных и этических норм социума. Без них, только правовым регулированием, обеспечить саморегуляцию сообщества невозможно.
3).Снижение роли моральных и этических регуляторов и прямое государственное регулирование на всех ярусах социального организма вплоть до индивидов – это две стороны одной медали. Расширение централизованного управления увеличивает громоздкость государственного аппарата при одновременном снижении эффективности.
Восстановление социальной структурной и функциональной иерархии остро поставит вопрос о развитии местного самоуправления. Именно в этих самоуправляемых структурах возможна полноценная реализация гармоничной жизнедеятельности и сочетание интересов личности, семьи, трудового коллектива, общества в целом.
4).Разрабатываемая в рамках данной Программы семейная политика может решить ключевой вопрос для нашего общества – восстановление самоидентичности, потерянной в ходе реформ, восстановление чувства принадлежности к общности, имеющей ясную долговременную цель.
Семейные и родовые ценности – это система жизненных целей, выходящих за пределы жизненного цикла человека и дающих самый фундаментальный смысл жизни. Обретение его может стать одним из главных факторов выздоровления нашего общества.
Разрабатываемая целевая программа «Челябинск – город семейного благополучия» может дать многим жителям нашего города смысл жизни, достойный человека.
Июль, 2006 г.