Модель жизненного цикла при системном подходе позволяет построить типологию семей по структурным параметрам и параметрам взаимодействия.
В зависимости от состава семьи различают: супружеская пара, полная семья, кризисная семья, расширенная семья.
Полная семья – сообщество из мужчины, женщины и их детей, ведущих совместную жизнедеятельность. [3]
Кризисная семья – это семья с неполной структурой, т.е. без одного из супругов. [3]
Кризисность в данном определении означает то, что поначалу был союз между мужчиной и женщиной, в результате которого появился ребенок, но переход в новое состояние, неизбежно связанное с усложнением ситуации, не был преодолен.
Расширенная семья – полная семья, в которой имеются еще другие родственники, включенные в жизнедеятельность данной семьи. [4]
Многопоколенная (патриархальная) семья –сообщество семей (род), живущих совместно. [4]
Дополнительные типы семей получаются, если наряду со структурой учесть установленные взаимодействия между супругами.
Благополучная семья – полная семья, в которой удовлетворяются индивидуальные и общие интересы. [1]
Главный фактор семейного благополучия – семейный лад – совокупность положительных отношений между членами семьи. [1]
Индекс благополучия семьи рассчитывается на основе данных социологического опроса. [1] В теории социального наследования зафиксировано, что семейные процессы родительской семьи наследуются, в том числе и семейное благополучие. Это подтверждается проведенными социологическими исследованиями: «Социальное наследование семейного благополучия – реально существующий и всеобщий социальный процесс.» [7]
Социально-благополучная семья – семья, в которой оптимальным образом удовлетворяются индивидуальные, семейные и общественные интересы. [1]
|
Семья с социально-положительным потенциалом – семья, в которой имеются необходимые условия для становления ее как социально-благополучной. [6]
Потенциально-благополучная семья – семья, в которой есть необходимые условия для становления ее как благополучной. [3]
К таким семьям следует в первую очередь отнести молодые супружеские пары, которые физиологически способны воспроизвести детей и имеют общую систему ценностей и целевую установку на преодоление кризисов семейного цикла.
Проблемная семья – полная семья, в которой не согласованы в необходимом объеме личные и общие интересы (нет семейного лада). [1]
Очевидно, что выделенные типы семей по-разному участвуют в социальном взаимодействии, проявляют разные свойства и используют свои индивидуальные поведенческие стратегии, поэтому будут по-разному реагировать на мероприятия, проводимые в рамках семейной политики. Введение типологии позволяет сгруппировать их по выделенным особенностям, в соответствии с которыми возможна выработка обобщенных рекомендаций для социальных служб.
Рис.2. Схема понятий
2.4.Эволюция института семьи. [4]
В описании эволюции семьи отражены те изменения в ее структуре, которые привели к соответствующему изменению свойств семейного сообщества и составляющих ее личностей. За исходную точку берется патриархальная, многопоколенная семья, которая существовала в доиндустриальный период.
|
Доиндустриальный период.
Патриархальная семья являлась единственным местом жизнедеятельности для подавляющего большинства населения. Семейный образ жизни был практически единственной формой бытия личности: производство, обучение, отдых, развлечения – все совершалось в семье.
Основные характеристики патриархальной семьи:
-самообеспечение – вся производственная деятельность совершалась в семье;
-расширенное самовоспроизводство – потребность многодетности обусловлена тем, что увеличение численности семьи увеличивало ее благосостояние и могущество;
-постоянство демографической структуры – в семье всегда есть три поколения, и каждый человек последовательно проходит все ступени демографической иерархии, постоянно находясь в многокомпонентном взаимодействии;
-самоуправление на основе моральных норм, традиций при строгой функционально-возрастной иерархии, стабильность этого механизма обеспечивалась мощной властью межпоколенных связей.
Структурное постоянство достигалось за счет механизма сцепления самосохранительного, брачного, сексуального и репродуктивного поведения.
Семейный лад обеспечивался единством семьи, в основе которого совместная жизнедеятельность во всем объеме и прежде всего совместная производственная деятельность. Взаимная связь благополучия каждого с благополучием всей семьи и есть основа фамилизма как характеристики образа жизни.
Индустриальный период.
Переход человечества в индустриальный период развития связан со становлением общественного производства на основе всеобщего разделения труда. Рыночно-индустриальная экономика «вытянула» супругов из семейного производства в новый социальный институт – трудовой коллектив, а возникшая сфера услуг превратила семью из производящей в потребительскую единицу социума.
|
Без производства собственных ресурсов и побуждений к самосохранению и преемственности семья перестает быть самостоятельным, самодостаточным социальным институтом. Она теряет центростремительный потенциал и становится механическим соединением индивидов, которые классифицируются государством по категориям иждивенцев, престарелых, больных и т.п.. Теперь индивид, а не семья, оказываются в фокусе социального управления.
Соответственно изменились характеристики семьи:
-самообеспечение – вся производственная деятельность совершается вне семьи, жизненные ресурсы создаются за счет личной деятельности в трудовом коллективе;
-самовоспроизводство – потребность в детях обусловлена не общесемейными, а личными интересами: изменением социального статуса (родительство) и продолжением себя в потомстве;
-непостоянство демографической структуры, изменение содержания этапов жизненного цикла семьи: самостоятельный взрослый, супружеская пара (бездетная семья), детная семья, бездетная семья.
-самоуправление на основе согласования индивидуальных систем ценностей, целей и ролей супругов.
Уменьшение размера семьи с многопоколенной до нуклеарной привело к изменяющейся структуре на протяжении жизненного цикла семьи и, как следствие, к изменению ее свойств и функций.
Семейный лад обеспечивается уровнем личных способностей к согласованию позиций, к преодолению критических ситуаций и имеющимся жизненным опытом.
Эти изменения в институте семьи зафиксированы социологом П. Сорокиным в его статье 1916 года «Кризис современной семьи».
Настоящее время.
Описываемая тенденция продолжается и в настоящее время. Исторические прогрессивные достижения науки, техники и технологии не сопровождаются непосредственно соответствующими прогрессивными изменениями семейных структур, созданием какого-либо типа социальной деятельности, семейной политики, направленных на повышение жизнестойкости и жизнеспособности семейного союза, на его адаптацию в изменившейся социальной среде.
Последствие распада родовой структуры проявилось в нарушении механизма межпоколенной передачи семейной и родовой культуры. Каждая семья создает опыт семейного строительства практически заново, не имея для этого необходимых знаний и навыков. Ориентиром в этом процессе стал социальный стереотип семейных отношений, создаваемый и широко распространяемый средствами массовой информации.
Стереотип семьи как система ценностных приоритетов сформирован на принципах демократизации и индивидуализма: сильна идея демократизации (равенство полов по всем аспектам, равенство членов семьи по семейному статусу и др.), предпочитается модель любви как основа семейного лада, акцентируется уникальность личности, установлены приоритеты личных и производственных интересов. Хотя в действительности современная семья не существует согласно этим принципам и их невозможно реализовать в комплексе в жизнь, но они выражают идеал и воплощаются в результатах поведения.
Независимость эгоцентрических индивидов делают семью не сплоченной группой, а конгломератом конфликтующих одиночек.
Результатом перечисленных явлений стала неэффективность института семьи в выполнении своих функций как для общества, так и для индивидов. Падение эффективности составляет суть институционального кризиса семьи.
Содержание институционального кризиса семьи.
Кризис (греч. поворотный пункт, исход) - резкий, крутой перелом в чем-либо, тяжелое переходное состояние.
Кризис означает невозможность или крайнее затруднение в осуществлении жизнедеятельности, а значит необходимость изменений как в самом субъекте, так и в среде обитания. При адекватных изменениях осуществляется переход в новое состояние (процесс адаптации). При неадекватных – субъект прекращает свою жизнедеятельность. Результат заранее не предсказуем, поэтому предпереходное состояние и называется кризисным.
В 80-е годы явно и достаточно резко проявился комплекс негативных явлений в сфере воспроизводства населения как по численности, так и по структуре, в результате чего в некоторых странах появились специальные государственные социальные программы, в том числе и в семейной политике, на которые израсходованы значительные ресурсы.
В социологии состояние социального института оценивается по эффективности выполнения основополагающих функций. Количественные показатели эффективности института семьи соответствуют двум основным функциям:
–воспроизводство - количество детей на супружескую пару;
–социализация, которая оценивается по уровню физиологической, психологической и социальной успешности индивидов (физиологические – правильная работа организма, психологические – позитивные поведенческие стратегии или противоправное поведение, социальные – «вписанность» в социальную структур).
Причем, значимость этих показателей со стороны социума и со стороны индивидов, составляющих семью, может быть различна.
Потребность в детях для индивидов практически удовлетворяется (родители имеют столько детей, сколько планируют), но для общества – нет. Эффективная семья по демографической оценке – 2,6 детей на супружескую пару.
При оценке социализации в качестве числовых параметров могут быть приняты уровень и динамика социально значимых болезней (туберкулез, половые инфекции и пр.) и случаев правонарушений (в том числе уровень патологических зависимостей – алко, нарко и пр.). Со стороны общества по параметрам социализации есть серьезная озабоченность. Уровень и динамика негативных социальных явлений по социуму в целом оцениваются как депопуляция.
Со стороны родителей такая проблема как правило не стоит, т.к. родители настроены на принятие своего ребенка таким как есть и свою задачу видят во всемерной помощи и лечении при заболевании. За редким исключением нет нацеленности на профилактику результата (например, проведение необходимого уровня оздоровления перед беременностью с целью рождения заведомо здорового ребенка).
Таким образом, содержание кризиса семьи выражается:
-в ценностном конфликте личности и общества относительно рождения и социализации детей;
- в невыполнении репродуктивной и социализационной функций семьи;
-в ослаблении семьи как союза родственников, союза детей и родителей, союза супругов в результате исчезновения системообразующего фактора – совместного труда как основы выживания;
-в ослаблении триединства супружества-родительства-родства;
-в потере семейной и родовой культуры – практического жизненного опыта и моральных норм организации семейной жизнедеятельности.
Так формулируется состояние семьи в кризисном подходе. Следствием становится задача повышения эффективности семьи в выполнении институциональных функций.
Существует вторая точка зрения, согласно которой никакого кризиса нет, а есть естественный эволюционный процесс изменения социума.
Действительно, возникновение, изменение и распад социальных институтов есть способ и результат социальной дифференциации и интеграции, которые сопровождают всеобщий процесс углубляющейся специализации живых систем. В историческом ракурсе специализация человеческого общества с общебиологических позиций представляет собой закономерный эволюционный процесс, соответствующий общему вектору глобальной эволюции. На этом основании делается вывод о том, что происходящие изменения в институте семьи закономерны и неизбежны и нет смысла вмешиваться в естественный ход событий.
Однако, приверженцы второй позиции не учитывают общебиологический закон, согласно которому развитие любой живой структуры идет нарастающим итогом; нигде и никогда «старые» структуры, возникнувшие естественным образом и показавшие свою эффективность, не исчезают, а встраиваются в надсистему, занимая свой ярус иерархии.
Поэтому институт семьи, эффективно выполнявший воспроизводство популяции и первичную социализацию и являвшийся носителем моральных норм (социальной совести), исчезнуть или трансформироваться в иную форму не может.
Проблема заключается в том, в какой мере семья с зауженным кругом функций способна осуществлять функции рождения, содержания и социализации детей – функции, создающие саму семью. Возможно ли в принципе в условиях социального взаимодействия на основе товарно-денежного обмена и преимущественно городского образа жизни сохранить семейную форму воспроизводства социума?
Речь идет не о возрождении семьи в каком-либо ее бывшем виде, а о социальном конструировании предпосылок «естественной семьи», способной к такой автономии семейности, когда активизируются внутренние ресурсы семейной общности – предпосылок к появлению «сильной семьи» индустриального общества. И с другой стороны - о необходимых изменениях в самом социуме, т.к. семья и остальные социальные институты – это единой целое.
Для постановки задачи на преодоление кризиса необходимо сформулировать социальный заказ, в котором будут согласованы интересы государства, семьи и личности.
Ссылки по разделу 2.
1. Предложено А.А. Тарадановым
2. Популярный энциклопедический словарь. М.,2002.
3. Предложено С.А. Денискиным
4. Социология семьи: Учебник / Под ред. Проф. А.И. Антонова. – М., ИНГФРА, 2005.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1994.
6. Предложено Докучаевой Л.Н.
7. «Социологическое исследование семейного благополучия в г.Челябинске.» Отчет о НИИ, ЧелГУ, 2006.