В новой России задача осуществления семейной политики впервые сформулирована в Указе Президента РФ № 712 от 14.05.96 г., где установлены цели, принципы, направления государственной семейной политики и механизмы её реализации:
«2. Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.»
«… необходимо обеспечить преодоление негативных тенденций и стабилизацию положения семьи, а также создание предпосылок для улучшения ее жизнедеятельности в будущем.»
«8. Цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышении качества жизни семьи.»
В том же Указе четко прописаны основные принципы государственной семейной политики:
«9. Самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития. Экономические, правовые и идеологические меры государственной семейной политики должны не регламентировать поведение семьи, а способствовать ее саморазвитию, предоставлять возможность выбора форм поддержки.»
«14. Партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями.»
За последующие 10 лет принят ряд новых законодательных актов и практических программ, однако и сейчас актуальность реализации просемейной политики не снизилась. Имеющиеся социологические данные дают основания для негативной оценки социальных явлений с не улучшающейся динамикой. В результате приходится признать, что партнерства семьи, государства и институтов гражданского общества не получилось.
|
Более внимательный анализ содержания проводимой семейной политики показывает, что другого результата и не может быть. Общество поддерживает кризисные семьи, которые являются источниками и носителями тех самых негативных явлений, с которыми поставлена цель бороться. При этом носители позитивных процессов оказываются вне внимания и поддержки.
В последнем Послании Президента демографическая проблема выделена как главный приоритет. Формируется необходимость пятого национального проекта по демографии и семье.
Теоретический базис социального управления.
Сложность современного социума такова, что для реального управления социальными процессами уже недостаточно просто здравого смысла и накопленного эмпирического опыта. Необходим переход на познавательный базис теоретического знания.
Теоретический базис предполагает создание модели социума как природного явления. Теория социума, охватившая весь видимый период развития человечества и давшая критерий для классификации этапов развития, создана в марксизме в 19 веке. Видимый на то время вектор развития пролегал от первобытного общества до только начинающегося индустриального. Экстраполяция вектора на последующий этап в марксизме оформилась в виде идеи коммунистического общества.
После марксизма до сих пор не появилось философской модели аналогичного масштаба, обобщающей накопленный почти за полтора столетия социальный опыт. Созданные многочисленные концепции постиндустриального общества не содержат новых качественных параметров, отражающих новое осмысление развития человечества. В результате социальная политика государственного управления, в том числе и в «развитых странах», потеряла эволюционную направленность. Эта же причина привела в нашей стране к потере самоидентичности - потери «национальной идеи».
|
В отсутствии компоненты управления процессы в обществе развиваются хаотическим порядком на основе самоорганизации. Недостаточность культуральной составляющей делает поведение социума по существу подобным поведению биологической популяции, что в условиях растущего технологического и энергетического потенциала приводит к увеличению социальных и материальных потерь.
Теоретические аспекты института семьи.
Семейное сообщество
В виде начальной аксиомы принято определение семьи, понятное на обыденном сознании и отражающее основные социальные функции семьи – воспроизводство и социализация потомства.
Семья – сообщество, в котором воспроизводятся новые индивиды и осуществляется их первичная социализация. [1]
Действительно, человек как биосоциальный продукт появляется только в результате союза мужчины и женщины и в процессе длительного становления, первая часть которого (первичная социализация) возможна только в рамках этого союза.
Когда речь идет о семье как социальном явлении, то применяется термин институт семьи.
|
Институт социальный (в широком смысле) - элемент социальной структуры, исторической формы организации и регулирования общественной жизни. [2]
Институт семьи - совокупность норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения семейной жизни. [2]
Схема теоретической модели семьи показана на рис. 1, схема принятых понятий – на рис. 2.
Рис. 1. Схема теоретической модели института семьи.
Социальная практика показывает, что никакой социальный институт не может выполнить полностью процесс первичной социализации, потому что любая социальная организация функциональна, т.е. создается для выполнения определенной функции или нескольких. И только в семье их столько и таких, сколько и каких необходимо для индивидуального развития человека, создания и реализации его личностного потенциала развития. Семья полифункциональна, в семье живут, осуществляя при этом все необходимые бесчисленные и меняющиеся функции.
Минимальное семейное сообщество, соответствующее принятому определению, состоит из двух разнородных (иного рода) индивидов – мужчины и женщины.
Супружеская пара – сообщество из мужчины и женщины, ведущих совместную жизнедеятельность. [3]
Супруги (правов.) – лица, состоящие в надлежаще оформленном браке. [2]
Взаимодействие между разнородными индивидами устанавливается на основе взаимного дополнения до единого целого, которое формулируется в виде общей модели семейного союза.
То, что человек постоянно меняется в течение всей своей жизни, отражено в модели жизненного цикла человека. Кроме того, меняется его семейный статус и появляются новые роли в связи с появлением в семье детей, что зафиксировано в виде представления о жизненном цикле семьи.
Жизненный цикл человека – период времени от рождения до естественной смерти. [4]
В жизненном цикле человека выделяют периоды с качественно различающимися способами жизнедеятельности: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, мудрость. В каждом периоде индивид осваивает соответствующий вид социального взаимодействия.
Развитие человека – последовательное освоение качественно различных способов жизнедеятельности в течение жизненного цикла. [3]
Процесс развития происходит прежде всего в родительской семье. Здесь производится импринт человека (запись человеческой программы развития в младенчестве), происходит первичная социализация путем восприятия родительского и семейного жизненного опыта и формируются самые фундаментальные свойства индивида, с которыми он вступает в супружеские отношения, здесь же выдаются «подъемные» на начало самостоятельной жизни.
Вторичная социализация осуществляется в последующих социальных группах и специализированных социальных институтах.
Развитие человека сопровождается повышением успешности жизнедеятельности, усложнением мировоззрения, мышления и поведенческих стратегий.
Жизненный цикл семьи – период времени от принятия решения о совместной жизни до естественной смерти супругов. [4]
Периодизация цикла обычно связывается с появлением и взрослением детей и соответствующим изменением статуса супругов (супруги, родители, снова супруги после ухода детей, дедушка и бабушка).
Развитие семьи – последовательное прохождение этапов жизненного цикла семьи, сопровождающееся гармонизацией индивидуальных и общих интересов членов семьи. [3]
В процессе развития семьи осваиваются новые виды взаимодействия и социальные роли, что сопровождается повышением устойчивости семьи как малой социальной группы, повышением сложности и успешности ее жизнедеятельности, повышением успешности ее членов как в личном, так и в социальном аспектах, количественным ростом состава семьи.
Развивающаяся семья является базисом для развития ее членов.
Совмещение этапов жизненных циклов индивида и семьи показано в табл.1.
Таблица. Градации развития индивида и семьи. [3]
Вид взаимо-действия | индивидуальное | однотипное | разнотипное | специальное | содействующее | |||
Период жизненного цикла человека | Младен-чество | Детство | Отрочество | Юность | Зрелость | Мудрость | ||
Семейный статус | Дитя | Ребенок | Мальчик Девочка | Юноша Девушка | Муж Жена | Отец Мать | Дедушка Бабушка | Патри-арх |
Период жизненного цикла семьи | Индивид | Пара | Семья | Род |
Новая семья создается не на пустом месте, а на потенциале родительской семьи, в недрах родительской семьи за счет восприятия положительного жизненного опыта родительских семей супругов, выражаемого понятием семейная культура.
Культура – совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. [5]
Культура (лат. – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определенный уровень развития общества и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. [2]
Семейная культура – мировоззрение и образ жизни, традиции и обычаи, знания и навыки организации совместной жизнедеятельности и воспитания детей. [3]
Семейная культура воспринимается от родительской семьи за счет механизма межпоколенной передачи, благодаря которому существует институт семьи как устойчивое самовоспроизводящееся социальное явление. Межсемейное взаимодействие обозначается понятием род.
Род – сообщество семей, связанных кровным родством. [3]
Род – коллектив кровных родственников, возводящих себя к общему предку. [2]
Родовая культура – мировоззрение и образ жизни, традиции и обычаи, знания и навыки организации межсемейных родственных отношений. [3]