Городской целевой программы
«Челябинск – город семейного благополучия»
(вариант института социальных стратегий)
Содержание.
Введение
1.Актуальность.
1.1.Основные социальные показатели.
1.2.Целевые ориентиры в программных документах и законодательстве.
1.3.Теоретический базис социального управления.
2.Теоретические аспекты института семьи.
2.1. Семейное сообщество.
2.2. Социальные функции института семьи.
2.3. Типология семейных сообществ.
2.4. Эволюция института семьи.
2.5. Содержание институционального кризиса семьи.
3.Основные направления и принципы реализации программы.
3.1.Стратегия Программы.
3.2.Основная цель Программы:
3.3.Направления деятельности.
4. Механизм реализации Программы.
5.Ожидаемые результаты.
Заключение.
Введение.
Идея программы «Челябинск- город семейного благополучия» была инициирована общественными организациями г.Челябинска и в марте 2006 года поддержана Администрацией города. Проект является результатом совместных усилий и примером положительного сотрудничества государственных и общественных организаций, одним из элементов механизма реализации концепции местного самоуправления.
Данная Концепция представляет собой комплексный, мировоззренческий взгляд на социальные процессы, связанные с институтом семьи, и базируется на современных научных представлениях. В ней учтен опыт разработки и осуществления аналогичных государственных и общественных проектов, законодательные и директивные документы государственной власти.
В условиях непрекращающихся дискуссий о том, возможно ли в принципе сохранить институт семьи в современном технократическом обществе, основанном на общественном производстве и товарно-денежных отношениях, имеет смысл по крайней мере поддержать имеющиеся позитивные явления, которые могут стать точками роста новых, адаптивных социальных структур как в институте семьи, так и в социуме, структур, способных гармонично согласовывать индивидуальные, групповые и общественные интересы. В такой постановке проблемы имеют принципиальное значение осмысление содержания семейной культуры и ее роли в жизни общества.
|
С другой стороны, исторический опыт убедительно показывает, что невозможно насильно, по заранее составленному плану создать «светлое будущее». Это должен быть процесс самоорганизации в направлении адекватно поставленной цели. Поэтому необходимо так планировать и реализовывать социальное управление, чтобы люди были сами непосредственно включены в действие.
Назначение Концепции состоит в том, чтобы показать существующую динамику социальных процессов по фиксируемым показателям, оценить ее с точки зрения здравого смысла, осмыслить причины и предложить ориентиры для формирования практических действий в рамках разрабатываемой городской программы.
С этой целью в Концепции предложена система увязанных понятий, с помощью которых изложено теоретическое понимания жизнедеятельности института семьи, его изменения на протяжении новейшей истории, сформулирована суть кризиса семьи и содержание проблемы воспроизводства не просто количества населения, а социально-компетентных личностей.
На этом базисе определены цель, принципы и магистральные направления новой семейной политики, суть которой состоит в поддержке социально-благополучных и потенциально-благополучных семей, в том числе молодых семей, начинающих свою совместную жизнь.
|
Положительные результаты при реализации Концепции могут быть получены в том случае, если будет учтено, что смена тенденций социальных явлений – длительный процесс, связанный с формированием в общественном мнении новой системы ценностей и престижей, принятием их в семейных отношениях с соответствующим изменением поведения. Проявляться результат начнет только на следующем поколении, а его стабильность будет зависеть от авторитета властных структур и доверия к ним. Проблема доверия реально существует и отмечена в Послании Президента Федеральному собранию 2006 г.: «…отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни: а именно – низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу.»
Поэтому намерение государственных и общественных организаций должно быть четко выражено, рассчитано на длительный период, должно быть предсказуемым, понятным и стабильным.
Актуальность.
Актуальность Программы обусловлена:
-наличием негативных социальных процессов и их динамикой; признанием в качестве их источника – невыполнение институтом семьи своей социальной функции воспроизводства социума;
-необходимостью новых целевых ориентиров и способов в семейной политике, которые смогут изменить существующую динамику социальных явлений;
- необходимостью соответствующего теоретического базиса социального управления мировоззренческого уровня, на основе которого возможно философское осознание особенностей современного этапа социального развития и создание комплексных действенных программ на длительную перспективу.
|
Основные социальные показатели.
Снижение численности населения в связи с низкой рождаемостью является самым видимым показателем социального неблагополучия. Стабильность его динамики позволяет говорить о наличии демографической проблемы. В отличие от иных периодов сокращения населения России,
наблюдавшихся в XX веке, сейчас убыль населения, обусловлена устойчивыми изменениями
в массовом демографическом поведении россиян.
Всего в г.Челябинске по данным социологического исследования (ЧелГУ, 2006) около 300 тыс. семей. Из них 50% (около 150 тыс.) составляют социально-благополучные и полные с одним ребенком. Примерно 70-80 тыс. семей готовы обсуждать условия стимулирования рождаемости и усыновления.
В городе за последние пять лет наблюдается снижение численности населения за счет отрицательного естественного воспроизводства. Ежегодная депопуляция в городе составляет 6-7 тыс. человек. Уровень рождений составляет 1,2 на одну женщину при необходимых 2,15 для простого воспроизводства.
Известна фундаментальная причина снижения рождаемости – потребность в детях находится на уровне 1 – 2 ребенка. Уже этот фактор свидетельствует о качественных изменениях в семье как социальном институте.
Второй видимый и легко фиксируемый фактор состояния семей характеризует их неустойчивость - около трети семей распадаются раньше 5 лет, по России в 2004 году на 7,6 браков на 1000 населения приходится около 6 разводов. Это означает, что 80 % людей не реализовали свои планы, оказались неуспешными в семейном строительстве. Причем, если количество разводов за время реформ остается практически постоянным, то брачность имеет стойкую тенденцию к понижению.
Менее видимые показатели социального неблагополучия связаны с изменением качества населения по обобщенному показателю здоровья как физиологической, психологической и социальной успешностью. Рост социально-значимых болезней (туберкулез, мочеполовые инфекции, болезни системы кровообращения, травматизм и пр.), распространение патологических пристрастий, уровень суицидов (в России он в два раза выше критического значения, определенного ООН) позволяют говорить о депопуляции.
И совсем скрытное явление – детская беспризорность. По признанию демографов, истинных масштабов российской беспризорности не знает никто. По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко на начало 2002 года число беспризорных в стране составляло 1 миллион человек, к этому следует прибавить 100-130 тысяч безнадзорных. В то же время, по оценкам МВД и Генпрокуратуры, их число достигало 2-2,5 миллиона человек. Как известно, количество беспризорных в 1921 году, появившихся вследствие первой мировой войны, революции, иностранной военной интервенции, гражданской войны, оценивалось в 4,5-6 миллионов человек.
Снижение качества населения и наличие беспризорности ставит на первое место не общее стимулирование рождаемости, а создание условий для появления здоровых детей с гарантированной социализацией. При наличии такого механизма разумно будет с его помощью адресно увеличивать количество качественного населения.