Вопрос 3. Место психологии в системе других наук




Проблема положения психологии в системе наук волновала многих исследо­вателей. Большинство из них обращали внимание на то, что психология интегрирует знания всех научных дисциплин, изучающих чело­века и этим объясняется ее особое место в системе научного знания.

Для уточнения места психологии в системе других наук необходимо уточнить их классификацию, принимая во внимание характеристику основных структурных элементов, присущих любому научному знанию: объекта, предмета, методологических оснований и, наконец, самого психологического научного знания.

Прежде всего, науки различаются по своему объекту. Часто объект фиксируется в самом названии науки: например, геология - наука о земле, биология - наука о живой природе и др. Вместе с тем ни одна наука не в состоянии описать свой объект во всей полноте, так как познание бесконечно, как бесконечен мир. Вынужденная специализация наук представляет собой серьезную проблему в плане построения единой научной картины мира: разность подходов и языков затрудняет возможность обобщения. В связи с этим большую роль играют пограничные науки.

Кроме того, любая наука ограничена в своем подходе к объекту той традицией, в которой она формировалась, тем категориальным (понятийным) аппаратом, тем языком, который в ней сложился, теми средствами анализа и эмпирического исследования, которые в ней доминируют, и т.д.

Категориальный строй психологии - предельно общая, глубинная, исторически развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических характеристиках.

Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с наукой и фиксируется в ее системе категорий. В определенном отношении можно сказать, что развитие науки есть развитие ее предмета.

 

По принципу объектавыделяются (по Б.М.Кедрову) два основных научных объекта: ими выступают природа (органическая и неорганическая) и человек (т. е. человеческое общество и мышление). Грань между ними, естественно, условна. Соответственно особенностям этих объектов выделяютсяестественные науки игуманитарные. Последние подразделяются на социальные и философские.

Таким образом, выделены три главных раздела научного знания, каждый из которых представлен комплексом наук. Кроме трех главных разделов, выделяются крупные разделы, находящиеся на стыке главных. Эта классификация представлена в виде так называемого «треугольника наук»:

 

1. Объект 2. Науки

 

ПРИРОДА ЕСТЕСТВЕННЫЕ

       
   


Неорганическая технические математика

физика, химия

 

органическая биология

 

ЧЕЛОВЕК социальные ПСИХОЛОГИЯ философские

т.е общество

и мышление ГУМАНИТАРНЫЕ

 

Рис. 1. Классификация наук по Б.М.Кедрову.

 

Наряду с классификацией наук по объекту возможны другие способы их различения. Например, принято разделение наук на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальными (иногда их называют «чистыми») считаются науки, познающие мир безотносительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.

Прикладные науки ориентированы на практику, применяя к ней знания фундаментальных наук, и служат непосредственным нуждам общества.

Подчеркивая особое положение психологии в системе наук, Кедров поместил психологию почти в центр “треугольника наук”, сместив ее ближе к философии и подчеркнув “родовую связь” с теорией познания (см. рис. 1). На схеме сплошные линии характеризуют связи первого порядка (между тремя главными разделами науки), а пунктирные – связи второго порядка.

Проблема определения специфики психологической науки начинается уже с уточнения объекта и предмета изучения психологии. Как известно, объект выступает такой частью реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.

Во всех так называемых естественных науках объектно-предметная область является определенной частью материального мира, которая в процессе познания копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. То есть в процессе научного познания происходит отражение объективной реальности в идеальных образах сознания. [4]

Для психологии в качестве объекта изучения выступает психика, т.е. изначально нематериальный объект. Сознание по сложившейся еще в рамках философского знания различительной схеме относится к миру идеальных объектов. Поэтому традиционные представления о науке как об идеальном образе материального мира здесь уже не «работают». Ибо, как только мы что-то отражаем и ощущаем, мы автоматически имеем дело с материальным объектом.

Если же мы хотим изучать "идеальные" объекты, то должны смириться с мыслью о невозможности их научного отражения в традиционном смысле этого понятия (см. рис.2).

 

Объективная Объект

реальность

 

           
   
 
   


Человек Психическое Ученый

отражение Знание

Научное

Субъективная отражение

реальность Сознание объективной

? реальности

 

Рис. 2. Особенности научного отражения субъективной реальности

 

Как видим, суть проблемы состоит в том, что психология по своему определению берется изучать (а значит, и научно отражать) то, что само по себе являетсяотражением, а значит, не существует как материальная реальность. Эта ситуация в свое время была хорошо проиллюстрирована Л.С.Выготским на примере изучениязеркального отражения. Напомним, что Лев Семенович Выготский вошел в историю психологии как блестящий теоретик и практик психологического исследования. Получив университетское образование юриста в Москве, и работая школьным учителем в Гомеле, он после первого же своего выступления на 2-м Всероссийском психоневрологическом съезде в 1924 году активно включился в разработку проблем научной психологии. При этом продуктивность его как психолога была исключительно велика: за неполных 10 лет деятельности в качестве профессионального психолога он написал около 180 работ. Многие из них и по сей день определяют направления развития психологической мысли во всем мире. Трагическая смерть от чахотки оборвала его жизнь, но не остановила движения его идей. "Сравним сознание, - писал он, - как это часто делают, с зеркальным отражением. Пусть предмет А отражен в зеркале, как а. Конечно, было бы можно сказать, что а так же реально, как А, но оно иначе реально, само по себе. Стол и его отражение в зеркале не одинаково реальны, а по-разному. Отражение как отражение, как образ стола, как второй стол в зеркале нереально, это призрак. Но отражение стола как преломление световых лучей в плоскости зеркала - разве не столь же материальный и реальный предмет, как стол? Было бы чудом все иное”.

 
 


Зеркало

Х ”-

процессы в

Стол “ А ” зеркале Призрак

стола

Световые лучи

«а »

Рис. 3. Двойственность “зеркального” отражения объектов[5]

 

В рамках предложенной для анализа модели, отождествить А и а, стол и его зеркальное отражение, было бы идеализмом: а вообще нематериально, материально только А, и его материальность есть синоним его независимого от а существования. Но было бы таким же точно идеализмом отождествить а с Х - с процессами, происходящими сами по себе в зеркале. И А и Х суть реальные процессы, а а есть возникающий из них, кажущийся, т. е. нереальный, результат. Отражение не существует, но и стол и свет одинаково существуют.

Тогда мы сказали бы: существуют вещи (стол) и их призраки (отражение ). Но существуют только вещи - (стол) и отражение света от плоскости, а призраки суть кажущиеся отношения между вещами. Поэтому никакая наука о зеркальных призраках невозможна. Но это не значит, что мы не сумеем никогда объяснить отражение, призрак: если мы будем знать вещь и законы отражения света, мы всегда объясним, предскажем, по своей воле вызовем, изменим призрак. Это и делают люди, владеющие зеркалами: они изучают не зеркальные отражения, а движение световых лучей и объясняют отражение. Невозможна наука о зеркальных призраках, но учение о свете и об отбрасываемых и отражающих его вещах вполне объясняет призраки.

То же и в психологии: субъективное само по себе как призрак должно быть понято как следствие, как результат... двух объективных процессов. Загадка психики решится, как загадка зеркала, не путем изучения призраков, а путем изучения двух рядов объективных процессов, из взаимодействия которых возникают призраки как кажущиеся отражения одного в другом. Само по себе кажущееся не существует.

Таким образом, у психологии есть два пути для выявления своего объекта. В первом случае психология настаивает на нематериальности своего объекта исследования - души, что делает в принципе невозможной разработку научного знания о ней. И тогда свое дальнейшее развитие психологические представления получают в рамках того или иного философского или религиозного представления о душе. В частности, широкое развитие получило психологическое знание в рамках христианского вероучения. При этом, какими бы "ненаучными", "субъективными" не казались некоторым способы и методы религиозного познания души, они, по мнению их сторонников, проявили себя как более верные и объективные, нежели притязания "точных наук". Ибо в этом случае способ познания психической реальности более соответствует великой тайне человеческой души, резонирует, отвечает самому объекту, его языку и жизни.

Другая линия изучения психического связана с попыткой реализации в отношении ее принципов и методов естественнонаучного познания. Оформление психологии как науки, отвечающей данной структуре, началось в середине ХIХ века, когда в качестве наиболее приемлемой формы разумного подхода к миру стали рассматриваться принципы естественнонаучного познания. Начиная с этого времени, психология пытается наравне с такими науками, как физика, химия, биология, и другими использовать в качестве критериев достоверности знания требования объективности, всеобщности, необходимости. Это означает, что человеческая психика начинает рассматриваться в логике причинно-следственных отношений и объясняться законами природного мира.

Для уточнения вопроса о взаимоотношении и связях психоло­гии с другими науками обратимся к взглядам выдающегося отечественного психолога - Б.Ф.Ломова. Он вы­делил систему связей психологии:

1) с об­щественными науками (через отрасль психологии — социальную психологию и связанными с ней дисциплинами);

2) есте­ственными науками (через психофизику, сравнительную психологию и психофизио­логию);

3) медицинскими науками (через патопсихологию, медицинскую психоло­гию, нейропсихологию и психофармаколо­гию);

4) педагогическими науками (через психологию развития и возрастную психологию, педагогическую и специальную психологию);

5) техническими науками (через труда и инженерную психологию).

По мнению мнению Б.Ф.Ломова, диффе­ренциация психологии обусловлена именно ее от­ношениями с другими науками.

Связь психологии с естественными науками достаточно тесная. Наиболее явная связь - с биологическими и медицинскими науками. Эта связь предполагает:

- заимствование некоторых общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики (эволюционная теория Дарвина, биогенетический закон (онтогенез – есть сокращенное повторение филогенеза), принцип рекапитуляции, принцип эпигенетизма и другие положения).

- поиск биологических истоков социального поведения человека в психологии, в ходе которого широко привлекаются данные, получаемые этологией (направление биологии, наука о соотношении врожденного инстинктивного поведения и влияния среды);

- исследование и поиск физиологических коррелятов психопатологий и расстройств и пр.

Очень важными для психологии являются и данные генетики, предоставляющие материал относительно механизмов наследования определенных задатков, предрасположенности к психическим заболеваниям и др. Пограничная с генетикой область психологии – психогенетика, выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека.

Связь психологии с физиологией реализуетсяв исследовании проблем соотношения психических и физиологических процессов. Это можно проследить в работах многих выдающихся отечественных ученых: И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина. Непосредственно с физиологией высшей нервной деятельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом.

Среди естественных дисциплин прикладного плана можно выделить медицину, прежде всего такие ее отрасли, как невропатология и психиатрия. Примечательно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (В. М. Бехтерев, В. Н. Мясищев, А. Р. Лурия и др.). На стыке медицины и психологии возникла медицинская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реабилитации больных. Связь психологии и медицины обусловлена необходимостью определить специфику отношений между врачом и больным (лечить не болезнь, а больного). Ряд отраслей медицины непосредственно соотносится с психологией по ряду общих проблем, в частности, по поводу нарушений психической деятельности. Особо выделим основанную А.Р.Лурия нейропсихологию - науку, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины и изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных поражений мозга. Тесно связана с медициной так называемая специальная психология, изучающая различные варианты патологии психического развития.

Связь психологии с физикой. Эта связь более опосредствованная, но, тем не менее, она существует. Развиваясь наряду с естествознанием, психология отражала то мировоззрение, которое определялось основными открытиями (или господствующими принципами) в области физической картины мира. Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» - представлению об атомарном строении души. Физические принципы экспериментирования во многом определили требования объективного подхода к психике, а в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле».

Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и химические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти). Химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений. Наконец, существует психофармакология - научно-практическая дисциплина, изучающая закономерности воздействия на психику лекарственных препаратов.

Не менее сильна связь психологии с общественными (или гуманитарными) науками.Преимущественно это относится к тем отраслям психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.

Например, систорией психологию сближает интерес к особенностям душевного облика человека в различные исторические эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.), которые выступают предметом исторической психологии.

С социологией - наукой о социальных системах и процессах - психология связана через изучение закономерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отношений. Одна из ведущих отраслей психологии - социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.

Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, формирования сообществ и др.

Политическая психология изучает особенности человека и групп, обусловленные их включенностью в политическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.

Такие традиционно выделяемые гуманитарные дисциплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным образом. С первым психологию сближает проблема формирования речи на основе усвоения языковых структур; анализ языка в связи с мышлением; интерес к содержательным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур; наконец, роль языка в контексте анализа культуры и многое другое. На стыке психологии и языкознания возниклапсихолингвистика.

Искусствоведение и психология находят область соприкосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художественных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).

Связь психологии и философии. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют дополнения, трактующие философию как некую метанауку, «сверхнауку».

Психология долгое время развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана.

Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марксизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В.Райх, Э.Фромм. У.Джеймс выступал открытым противником материализма. Гуманистическая психология основывается на принципах экзистенциализма и т.д. Для психологии определенные философские концепции выступают методологической основой, т.е. системой принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблемам и способ их анализа.

Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претендовали на это) либо оказывали влияние на возникновение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились на основанном им философском направлении («прагматизм» или «психологический прагматизм»); работы С.Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими.

Укажем и на то, что в ряде случаев психологическое и философское знание сближаются непосредственно через конкретный объект анализа:

· гносеологию (теория познания) и психологию познавательной деятельности;

· логику и психологию мышления;

· эстетику и психологию искусства и т. д.

Итак,мы обсудили связь психологии с рядом фундаментальных наук, задавшись вопросом о ее месте в системе наук и принадлежности к естественнонаучному либо гуманитарному знанию. На первый вопрос ответ очевиден: ее место - в центре «треугольника наук», она исторически связана со всеми основными областями знания. В психологии представлены направления как естественнонаучной, так и гуманитарной ориентации. Можно, однако, говорить о возрастающем «удельном весе» гуманитарного подхода в связи с тем, что в центр психологии помещается человеческая личность, а это означает невозможность строго объективного подхода к человеку без обсуждения проблем человеческих ценностей, смыслов, переживаний и т.д.

В отношении же тех научных областей, которые ориентированы, прежде всего, на практику, отметим в первую очередь связь психологии с педагогикой и медициной - теми дисциплинами, для которых основной является проблема взаимодействия людей.

Связь психологии с педагогическими дисциплинами непосредственна. Нельзя эффективно работать с ребенком или взрослым, не представляя тех закономерностей, по которым развивается его психика. Психология старается выявить психологические механизмы, лежащие в основе педагогических взаимодействий, изучить закономерности педагогического процесса, определить условия оптимальной его организации (педагогическая психология). В соответствии с общими принципами педагогика ориентирована на то же, поэтому взаимодействие наук вполне закономерно. Не случайно имена выдающихся теоретиков и практиков педагогики вошли и в историю психологии (Ж.Ж. Руссо, И.-Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.), а многие выдающиеся ученые были представителями как психологии, так и педагогики (Л.С. Выготский, П. П. Блонский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и др.).

Предметом педагогической психологии, прежде всего, являются психологические механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человека в образовательном процессе и вызываемые этим процессом освоения изменения уровня интеллектуального и личностного развития человека как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Исходя из этого, основной задачей педагогической психологии является изучение основных психологических механизмов учения. Кроме этого, в качестве задач могут быть рассмотрены:

- раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и педагогического воздействия на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами,

- методами обучающего и воспитывающего воздействия;

- возможности учета индивидуальных психологических особенностей учащихся;

- взаимоотношения между педагогом и учащимися, а также внутри учебного коллектива;

- психология учителя.

 

Объект науки    
ПРИРОДА ЕСТЕСТВЕННЫЕ
неорганическая   физика   химия и др.  
органическая   технические   биология   математика  
ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕКи его мышление обществоведе ние психология человеческое мышление
социальные философские
ГУМАНИТАРНЫЕ  
         

 

 


[1] Животные также рассматриваются как объект специальной отрасли психологии – зоопсихологии.

 

[2] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.,1995.

 

[3] Современная психология: Справочное руководство. – М.: ИНФРА-М, 1999.

 

[4] Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Под ред. Бархаева Б.П. М.: ВУ,1998.–с. 25-28

[5] Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. Под ред. Бархаева Б.П. М.: ВУ,1998.–с. 25-28

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: