Известны имена четырнадцати законных жен Ибрагима I.




w См. далее, в главе, посвященной дворцу султана. Осуществле­ние во всех областях султаном своей власти сопровождается изда­нием указа {фирмана), скрепляемого султанской печатью — туг- рой. Султан командует армией (Сулейман Великолепный принял личное участие в тринадцати военных кампаниях), заключает до­говоры, назначает на все должности. Однако его власть не распро­страняется на область религиозного закона, шариата, который он не вправе ни изменять, ни дополнять, ни толковать. Зато султан пользуется правом провозглашать светский закон, канун. Те, кто говорил сначала о тирании султана, потом о его деспотизме, име­ли в виду не только саму его власть, которую ошибочно полагали неограниченной, но и особую социополитическую структуру, в которой все агенты этой власти находились в собственности госу­даря и господина в одном лице. Макиавелли писал: «Вся монархия Великого Турка управляется лишь им самим, поскольку все прочие лишь выполняют его волю...» Флорентиец подразумевал роль ра­бов в механизме государственного управления (Veinstein G. Р. 171).

Belon P. Les Observations de plusieurs singularitez et choses m£morables... en Gr£ce, Asie. P., 1553. В народных традициях воспомина­ния об уводе детей остались символом жестокости османской власти, тяжести османского ига. Но имеется и иная точка зрения на это явление отпрыску большой и бедной семьи девширме обеспечивал восхожде­ние по социальной лестнице, что, в свою очередь, приводило к улучше­нию материального положения той семьи, из которой он происходил. В XVI веке девширме поставлял административной системе до трети за­действованных в ней рабов (куль). Характерная частность: в ряду вели­ких визирей (1453—1623) только пятеро имели тюркское происхожде­ние. В XVII веке девширме мало-помалу сошел на нет (Veinstein G. Р. 173).

40BaudierM. Histoire g^rale du s£rrail. P. 252—253.

41 14 500, по бюджету на 1690—1691 годы.

42 О религиозных деятелях такого ранга см. ниже.

44 Вместо этого присутствуют кади Стамбула, Галаты, Эюба и Усюодара.

45 Точнее, везир-и азам, или садри-и азам.

50 Наименование «Высокая Порта» («Высокие Врата») появляется лишь в последней четверти XVII века.

52 Так, с января 1644-го по сентябрь 1656 года, то есть за двенад­цать с половиной лет, сменилось 17 великих визирей, из которых только один умер естественной смертью да еще один добровольно сложил с себя свои полномочия; с 1683-го по 1702-й сменилось 12 визирей, из которых девять смещены со своей должности.

" Имущество Рустем-паши, исчисленное после его смерти, состо­яло из 1700 рабов, 2900 лошадей, 1106 верблюдов, 700 тысяч золо­тых монет, пять тысяч кафтанов, множества драгоценных камней, а также изделий из серебра и золота. Другой великий визирь Сулейма­на, Ибрагим-паша, занимал этот пост в течение тринадцати лет (1523—1536) и исполнился за это время такой гордостью, что стал раздражать государя: однажды утром он был найден в своем дворце задушенным.

54 О нишанджи см.: UzungarsiliLH Merkez... P. 214—227. Джелальза- де Мустафа (Коджа Нишанджи) выполнял свои обязанности с 1534 по 1567 год: он был одним из главных сотрудников Сулеймана Велико­лепного и деятельно участвовал в редактировании кануннаме (ко­декса законов), продиктованного султаном. В ведение нишанджи входят, помимо прочего, и архивы (дефтерхане).

57 У нас еще будет возможность вернуться к роли кади Стамбула, см. ниже.

58 Когда великого визиря нет в столице, то есть когда он уходит в поход или сопровождает султана, проводящего лето согласно обы­чаю в Анатолии, его замещает каймакам, который берет управление делами столицы в свои руки.

59 505.

60 Учреждение должности каймакама восходит к концу XV или к началу XVI века. В течение XVI—XVII веков он приобретает все боль­шее и большее значение.

64 Кади (кадий) имеет еще один почетный титул — молла, а его должность обозначается, тоже почетно, как мавлийет.

65 Галата насчитывает 44 нахии, Эюб — 26, Усюодар — 5.

66 Фалака — деревянная доска с двумя отверстиями, куда вставля­ются ноги присужденного к избиению палками.

76 «Бёджек» означает «насекомое». Ср. с фр. mouchard — «шпик» (слово — одного корня с «мухой». — Ф. #.).

77 Сооружение фонтанов и колодцев, жизненно необходимых в странах Востока, производится мусульманами в силу предписания, которое содержится в одном из стихов Корана (сура XXI, стих 31): «И из воды создали мы все сущее...»

78 Невозможно принять на веру огромные цифры, приводимые в книге Эвлийи Челеби: 4000 дворцовых фонтанов, 9995 частных и об­щих (публичных), 7989 водных кранов, 200 себилей.

Касающиеся Стамбула регламенты (дошедшие до нас) могут быть выстроены в определенной хронологической последователь­ности. Их издавали следующие султаны: Баязид II (в начале XVI века), Сулейман Великолепный (середина XVI века), Мурад IV (около 1635) и Мехмет IV (1680).

84 Османский мухтесиб сохраняет некоторые черты своего араб­ского предшественника, выполняя некоторые обязанности и рели­гиозного характера. Так, в регламенте, относящемся к началу XVI ве­ка, уточняются наказания, которые мухтесиб налагает на тех, кто отсутствует в мечети на пятничной молитве, не соблюдает пост в ме­сяц рамадан и чьи животные попирают ногами могилы (Mantran R. La police des marchds d'Istanbul au d6but du XVI Steele // Cahiers de Hinisie. Т. IV. № 14. 2 trim. 1956).

85 Упразднение (с появлением артиллерии) янычарского корпуса (1826) сопровождалось жестокими репрессиями и против ордена бекташей.

49 Описание танца как способа радения в текке мевлеви: Ritter Н. Mevleviferien in Konya // Oriens. Т. XV. 1962.

100 О бекташах см.: BirgeJ. К The Bektashi order of Dervishes. L, 1937; а также в более кратком изложении см. статью Bektashtyya в Ислам­ской энциклопедии.

,0' См.: Gibb H.AR, Bowen Я Islamic Society. Т. И. Р. 200. В 1527 году Сулейман Великолепный послал своего великого визиря в Анатолию с задачей подавить в Карамане мятеж под водительством дервиша по имени Календероглу, который утверждал, что ведет свой род от Хад­жи Бекташа; другой мятеж, возглавляемый другим Календероглу, произошел в 1608 году. Календеры, вообще говоря, были бродячими нищенствующими дервишами; в Стамбуле их было мало, а влияние их невелико. Еще один орден проник в Турцию в конце XV века — ор­ден накшбенди (накшбендийе), основавший тогда же свой первый ♦монастырь» в Стамбуле; накшбендийе вербовала своих сторонни­ков, в частности, среди мусульманских интеллектуалов — особенно среди поэтов; накшбенди, выступавшие в роли ревнителей право­верного ислама, значительно расширили круг своего влияния в XVII веке. Орден халватийе, основанный в XV веке, появился в Стамбуле, кажется, сразу же после завоевания города; однако Мехмет II Завоева­тель угрожал им изгнанием из него по причине независимой пози­ции относительно султанской власти и в вопросах религии; пози­цию эту они продолжали демонстрировать и при других султанах в XVI и XVII веках (Lewis В. Istanbul and the Civilization of the Ottoman Empire. Oklahoma, 1963. P. 154-159).

102 Арабское слово вакф (турецкое вакиф) имеет множественное число авкаф (турецкое эвкаф). Два варианта этого слова — арабский и турецкий —применяются на Ближнем Востоке, на арабском же За­паде (в Магрибе) имеется ему эквивалент — хабус.

ГОРОДСКАЯ СРЕДА: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Словом эснаф Эвлийя Челеби обозначает корпорации, перечис­ленные в его описании Стамбула. В архивных же документах корпо­рации называются иначе — таифе. Иногда встречаются и иные тер­мины — эхл-и хирфе и эхл-и санат, «люди профессии», «люди ремесла». Все же слово эснаф более распространено — до такой сте­пени, что оно стало обозначать не только сами корпорации, но их членов, ремесленников и торговцев разного рода.

7 Известно, например, что в 1646 году корпорация торговцев му­кой возглавлялась тремя кетхюдами мусульманами; не исключено, что имелись наряду с ними и кетхюды греки.

8 Термин йигит восходит к старому тюркскому слову, имеющему значение «смелый, отважный человек». Оно было в употреблении в тех корпоративных организациях еще доосманской эпохи, что но­сили название фютюввет, соответствовало арабскому фата (от ко­торого фютюввет и произошло) и обозначало активных членов организации.

9 Одна из почетных обязанностей шейха состоит в предводи­тельстве людей корпорации, когда они предпринимают паломниче­ство в Мекку.

10 Армянин Еремия Челеби описывает подобное же шествие по поводу отправления армии на Крит. Пети де ла Круа, секретарь фран­цузского посольства, также присутствовал на шествии корпораций и оставил, в свою очередь, его описание.

11 А также в Эминнёню, в Мехмет-паше, Ункапане и Галате.

12 Люди корпораций, как правило, не принимали никакого учас­тия в мятежах и восстаниях, которые поднимались янычарами: они вовсе не чувствовали себя задетыми тем, что заставляло янычар вы­ступать против правительства с оружием в руках. Напротив, в 1688 году они поднялись против взбунтовавшихся янычар, потому что те производили в столице невиданные ранее бесчинства.

-s Evliya Qelebi. P. 617. Эти негоцианты (туджджары, базирганы), мусульмане ли они, христиане или евреи, располагают значитель­ным капиталом, среди вкладчиков коего имеются и представители высоких политических кругов (через окольный путь коммандитных договоров — мудараба). Будучи организованы в гильдии, они тем не менее не стесняются переходить их слишком узкие границы, пред­писанные регламентацией мухтесиба. Наиболее могущественные из них своим богатством обязаны торговле предметами роскоши (Veinstein G. Op. cit. P. 221).

26 Их объединяют корпорации «моряки и капитаны Черного мо­ря», «моряки и капитаны Средиземного моря».

27 Эскиджи, в отличие от прочих бродячих торговцев, образуют корпорацию.

28 A. N., В. 379, 14 aoOt 1686 (Lettre de l'ambassadeur Girardin). Жи­рарден все-таки смог добиться некоторых отступлений от этого общего правила вследствие прошения государственного секретари­ата, направленного в ведомство военно-морского флота. Разреше­ния на экспорт (в виде именно исключений) предоставляются обыч­но тогда, когда налицо известный излишек сверх необходимого данного товара (зернового хлеба, например). Впрочем, контрабанда тем же хлебом в бассейне Эгейского моря весьма активна.

44 «В Стамбуле в любой день недели можно попасть на какой-ни­будь рынок, но в пятницу открыты сразу три рынка в основных час­тях столицы» (MussiN. Relatione. P. 18).

45 Доныне Большой Базар имеет и другое название: «Закрытый Ба­зар» (Капали Чарши).

49 Слово бедестан есть искажение слова беззазистан, которое, в свою очередь, происходит от слова безестан, означающего базар, специализирующийся на торговле полотном (без).

Дапама, от которой во французском языке произошел dolman (а в русском гусарский доломан. — Ф. Я), представляет собой более или менее короткую куртку, надеваемую на нижнюю рубаху и под плащ или кафтан.

64 Тюрбан состоит из двух частей: прежде всего, это колпак или шапочка различных форм и размеров, изготовляемые, как правило, из фетра; затем на эту шапочку навертывается лента муслина (tiilbent откуда и слово тюрбан) — навертывается по-разному, в зависимос­ти от титула и общественного положения владельца.

65 Печатная книга на основе арабского алфавита в интересующую нас эпоху еще не существовала ни в Турции, ни где-либо в иной стра­не: первая типография для печатания книг с арабской графикой по­явилась лишь в 1729 году. Таким образом, книготорговцы продавали рукописи.

74 Важную главу по истории дипломатических отношений между Францией и Османской империей читатель найдет в книге: Rouil- lard С. D. The Hirk in French history, thought and literature. P. 105—165. Кажется, капитуляции 1536 года не были ратифицированы. Капиту­ляции 1569 года, вступившие в действие, уточнили условия француз­ского присутствия в Леванте.

Пост драгомана (официального переводчика) вовсе не синеку­ра. Так, венецианский драгоман Грилло в 1649 году был повешен во время войны между Турцией и Венецианской республикой из-за Крита. Другие переводчики были биты палками.

Секретарь — он же очень часто первый драгоман — непремен­но уроженец метрополии. Именно он выступает в большинстве слу­чаев посредником между людьми своей колонии и турецкими влас­тями. К тому же он глава канцелярии посольства.

100 Правительство заставляет уплачивать золотом часть причита­ющихся ему налогов. Золотом же уплачивают Порте дань ее вассаль­ные государства: 1£>ансильвания, Валахия, Рагуза и др. Первое место в этом ряду принадлежит Египту, главному поставщику золота в ос­манскую казну.

СРЕДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

1 To есть мусульмане, строго следующие предписаниям как Кора­на, так и сунны (традиции).

7 Они соответствуют машрабийе в арабских домах.

8 Некоторые ялы (йали), поныне сохранившиеся на азиатском берегу Босфора, в Кандилли, Анадолу Хисаре или в Кандидже, дают представление о том, каков был дом зажиточного турка в XVII веке.

27 В самом деле, турки, проявляющие широкую терпимость в этом отношении, в прошлом неоднократно позволяли немусульманам по­сещать их мечети. Сейчас же вообще не существует никакого запре­щения на посещения такого рода.

LeBruyn. P. 135— 136. Этот дворец первоначально назывался Сарай-и джедид (Новый Дворец), в отличие от того, что был возведен вскоре после завоевания. Позднее ему дали другое имя: Топкапи Са­рай (Дворец с пушкой при входе), имя, которое он носит поныне. Он оставался резиденцией султанов до середины XIX века.

Thevenot. Р. 42. Более подробно о дворцовой администрации см.: Veinstein G. в: Histoire de l'Empire ottomarle. Ch. V. P. 175—184.

81 Evliya Celebi. P. 117. «Садовники» (iбоапанджи), упоминаемые здесь, составляют корпус телохранителей султана.

85 Здесь имеется в виду деление Сераля на различные части лишь в течение XVI—XVII веков. Кроме того, в течение XVII века, при Ахме- те III, Османе III, Абдулхамиде I, Селиме III разрастание дворцового комплекса продолжилось.

mXac одалик буквально означает: «те, кто допускается в личную ком­нату султана*. Хуррем — исключение из общего для султанш правила, поскольку она была законной супругой Сулеймана Великолепного.

СОДЕРЖАНИЕ

От научного редактора................................................... 6

Предисловие............................................................. 10

НЕМНОГО ИСТОРИИ

От Византия до Константинополя и далее до Стамбула 13

Османский Константинополь............................ 17

ГОРОД

Общий вид........................................................... 26

Цэи города............................................................ 29

Городские районы................................................... 39

Улицы и дома........................................................... 47

Основные памятники и здания............................. 54

Порт....................................................................... 58

ГОРОДСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Демография............................................................ 67

Происхождение и количественная оценка населения 67

Распределение по этническомуи религиозному признаку— меньшинства 71

Социальные категории: имперские чиновники... 84

Султан и высшие сановники............................. 88

Рабы Высокой Порты,

или Как становятся чиновниками.................... 95

Высшие сановники Империи............................... 100

Муниципальные службы................................... 109

Военные в городе.................................................. 123

Религиозная жизнь: должности и деятели...... 128

ГОРОДСКАЯ СРЕДА ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Люди корпораций.................................................... 137

Корпорации............................................................ 137

Торговцы................................................................. 154

Ремесло и промышленность................................ 169

Представители «свободных» профессий......... 176

Иностранцы................................................................. 184

«Нации».................................................................. 184

Торговля местная и международная............... 202

СРЕДА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

Семья.................................................................... 221

Дом.......................................................................... 234

Религия................................................................ 244

Воспитание.......................................................... 253

Жизнь интеллектуальная и художественная..... 265

Дворец как элемент культуры............................. 282

ДЕНЬ СТАМБУЛЬЦА

Повседневные дела............................................ 293

Развлечения......................................................... 315

Зрелища.................................................................. 325

Заключение................................................................. 336

Глоссарий.................................................................. 339

Примечания.............................................................. 345

 


[1] Солиман, Сулейман, Соломон — это одно и то же имя, которое раз­ные народы произносят по-разному, но которое восходит к одной и той же наполовину исторической, наполовину легендарной личности царя Израиля. Еврейский Соломон обратился в арабского Сулеймана, ат юслед- ний — в турецкого Солимана. Впрочем, турки не совсем отказались и от арабского варианта имени своего великого султана: большую мечеть, по­строенную в Стамбуле Солиманом Великолепным, они называют Сулей - манийе. Вообще говоря, все или почти все турецкие имена в рассматри­ваемую в книге эпоху — арабские по своему происхождению, но не по своему произношению. В переводе они (за исключением имени самого Сулеймана Великолепного) приведены в соответствие именно с их произношением. Так, араб.Ахмад передан кшАхмет, араб. Мухаммад — кж Мехмет и т. д. — Прим. пер.

[2] От арабского «сарай», то есть «дворец». — Прим. пер.

[3] Судья, под юрисдикцией которого находится венецианское зем­лячество. — Прим. пер.

[4] Последние два термина обозначают королевских чиновников во Франции, совмещавших судебные функции с административ­ными. — Прим. пер.

[5] Около одного метра. — Прим. пер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: