Стамбул — интеллектуальный и экономический центр 18 глава




То же самое нужно сказать и о прикладном искусст­ве, в частности декоративном. Селим I и Сулейман Ве­ликолепный, стремясь украсить свои резиденции, дворцы, мечети, дали мощный импульс возрождению и расцвету старинного керамического производства, ко­торое и прежде знало в Турции периоды значительно­го подъема, — в XIII веке в Конье, в XIV—XV веках в Бурсе. Селим I, выведя ремесленников-гончаров из Те- бриза, основал для них мастерские в Изнике (Никее) и Стамбуле, на побережье Золотого Рога. Именно эти ма­стерские1 прославили Турцию своей продукцией — фа­янсовыми изразцами, украшенными роскошным и тонким декором в виде растительного орнамента и арабесок. Поражает чистота тонов росписи, в которой преобладают цвета — голубой, фиолетовый, желтый и в первую очередь знаменитый «красный как томаты», который вообще характерен для фаянсов той эпохи. Расписанная в таких тонах фаянсовая «ковровая» плит­ка украшает интерьер некоторых комнат в султанских дворцах, некоторых мечетей (Рустем-паши, Соколлу Мехмет-паши, султана Ахмета и др.)70. Однако как и зодчество, керамическое мастерство кончило тем, что застыло в раз заданных формах, ограничившись тира­жированием ряда заранее заданных образцов, успех которым гарантирован. С другой стороны, недостаток денежных средств препятствует набору и обучению новых ремесленников — вот так мало-помалу теряется не только тонкий вкус, но и высокая техника исполне­ния, а продукция некогда прославленных мастерских делается посредственной.

Среди прочих прикладных искусств нужно выделить каллиграфию в качестве традиционного искусства у му­сульман. В нем турки дошли до высот совершенства, при­чем лучшие их каллиграфы пользовались репутацией ве­ликих художников — приблизительно такой, какую имели на Западе выдающиеся живописцы. Миниатюра также знала период своего расцвета, хотя поле проявле­ния творческого начала в ней было стеснено подража­нием персидским образцам, которые считались канони­ческими. Тем не менее некоторые турецкие миниатюры XVI—XVII веков, особенно принадлежащие кисти таких художников, как Баба Наккаш, Нигяри (ум. 1572), Хусейн Бали и другие, по праву считаются шедеврами.

Подводя итоговую черту под тем, что было сказано об интеллектуальной и художественной жизни в рас­сматриваемую эпоху, мы приходим к выводу: время Су­леймана Великолепного — это период замечательного подъема как литературы, так и в особенности худо­жеств. Порыв продолжился и в начале XVII века, но за­тем наступает пора стагнации, когда на общем тусклом фюне выделяются лишь отдельные яркие име­на — такие, как Кятиб Челеби и Эвлийя Челеби. Имеет место поразительное на первый взгляд совладение между этой стагнацией и ослаблением Империи в по­литическом и экономическом отношениях. Однако от­меченный феномен становится понятным, если ро вни­мание принять следующие обстоятельства: в тоц мире, где меценатство является необходимым условием ли­тературного или художественного творчества, полити­ческие смуты, произвольные конфискации имущества и, как их последствие, стремление утаить накопленные богатства, а главное, растущее безразличие вролр бы образованных людей ко всему, что относится к области культуры, — все это, взятое в совокупности, не может способствовать раскрытию и расцвету талантов, не мо­жет содействовать творческим поискам, которые без такого содействия обречены в лучшем случае на неуда­чу Тщетно было бы искать в последние два десятилетия XVII века хотя бы только одно достойное произведение в области литературы (в широком смысле этого слова) или искусства: вдохновение иссякло, и классический период завершается самым плачевным образом, подоб­но теряющейся в песках пустыни реке. Период подъе­ма, другими словами, не стал преддверием подлинного возрождения. Пора для такого, умственного и художе­ственного, возрождения придет позднее. Однако насту­пит оно как результат усвоения идей, привнесенных с Запада, — именно они послужат источником как лите­ратурного ренессанса, пик которого будет достигнут только в XIX веке, так и, несколько ранее, блистательно­го ряда художественных достижений в стиле барокко и рококо. При этом слово однако в данном культурологи­ческом контексте становится ключевым: однако не в своей национальной традиции турки отныне будут черпать вдохновение.

Дворец как элемент культуры

В том огромном человеческом сообществе, которое называется Стамбулом, дворец султана занимает поис­тине особое место. Прежде всего потому, что он служит резиденцией государю и правительству, но также и по той причине, что он представляет собой целый мир со своим населением и своими стражами, мир, надежно изолирЬванный от мира внешнего. «Дворец Великого Господйна, называемый также Сералем или Великой Портой, представляет собой в плане фигуру, близкую к треугольнику, две стороны которого выходят на море, а третья — на город. Он окружен высокой крепостной стеной со множеством башен и куртин, на которой всегда бодрствует стража из большого числа аджемог- ланов... В нем так много придворных и слуг, что ими можно было бы заселить целый город»71.

Дворцовый комплекс состоит из нескольких частей, каждая из которых четко отделена от прочих. В не­скольких охватываемых ансамблем зданиях располага­ются различные правительственные ведомства, сгруп­пированные вокруг первого и второго двора. Это — первая часть. Вторая включает в себя внутренний се­раль (Сарай-и эндерун), который, в свою очередь, сла­гается из резиденции султана и его гарема; это — лич­ное владение султана, и вход в него заказан всем, кроме членов свиты падишаха. «Первое, что видит прибываю­щий морем в Константинополь путешественник, это — Сераль Великого Господина. На него приятно смот­реть, потому что он утопает в садах, расположенных по побережью и доходящих до самой кромки берега. Од­нако здание, с точки зрения архитектуры, ничем осо­бенно не примечательно — оно слишком простовато, чтобы служить резиденцией для столь могущественно­го государя»72. Внутрь ограды дворца ведут монумен­тальные врата (что к северу от Святой Софии), называ­емые Баб-и Хумаюн (Имперские Врата) — пройдя их, посетитель попадает в первый двор. Имперские Врата охраняются отрядом в 150 капыджи (привратников), несущих службу денно и нощно посменно и вооружен­ных «всего лишь небольшой тростью, которую всегда держат в руке»73. «На первом дворе оставляют своих ло­шадей те, кто прибыл по делам в Диван или в Сераль; над воротами первого двора сооружен киоск (или па­вильон) по повелению султана Мехмета И, где он про­водил несколько часов каждый день, взирая на море и на город; его преемники велели этот павильон закрыть, и он с тех пор служил складом для тех вещей, что оста­лись от своих прежних владельцев, потому что они не имели наследников, то есть перешли в собственность Великого Господина. Ныне этот киоск нашел себе дру­гое применение: в нем размещена пробирная палата для монет, поступающих в казну. Рузнамеджи Эфенди, ответственный за качество монет, каждый день<, когда проводится заседание Дивана, отправляется в эту пала­ту, чтобы своими глазами увидеть эти монеты, а затем велеть взвесить их, заполнить ими мешки, мешки запе­чатать и отправить в хранилище, расположенное' вни­зу этой палаты, за дверью, ведущей в сокровищницу... Рядом с этим имперским хранилищем находятся поме­щения для ичогланов и зулуффли балтажи (это сан­часть, медпункт для обитателей дворца. — P.M.)... Слева от первых ворот — Зеб Хане (точнее, Джейхане — ору­жейный склад; речь идет о здании бывшей церкви Свя­той Ирины. — Р. М.) и прежнее хранилище монет»74. Примерно то же самое пишет и Дю Луар: «Слуги и ло­шади тех, кто прибывает по делам в Сераль, пропуска­ются сюда, но слугам предъявляются требования вести себя прилично и с должной скромностью — убирать конский навоз и не оставлять после себя отбросов и мусора, не ссориться между собой, не говорить слиш­ком громко, не пускать без надобности лошадей в га­лоп. В случае несоблюдения этих правил виновные подвергаются наказанию палками, чтоб впредь соблю­дали покой и порядок в резиденции государя»75.

Из первого во второй двор проходят еще через одни большие ворота — Ортакапы (срединные врата). Среди искусственно взращенной рощицы возвышаются здания правительственных учреждений: «По правую руку (от во­рот) расположен особняк исполнителей правосудия — туда отправляют великих визирей и других знатных лю­дей, которым предстоит казнь; под галереей, которая на­висает вдоль той же стороны двора, видны двери кухонь, других служб и комнат для гостей (мусафир хане)... затем до третьих ворот расставлены караулы капыджибаши... С другой стороны, то есть по левую руку, виднеется здание казначейства, куда доставляются деньги на жалованье ополчению, и здание Дивана под двумя куполами, между которыми имеется киоск, или кабинет, откуда Его Высо­чество, оставаясь невидимым, наблюдает за заседаниями своего правительства сквозь жалюзи, опущенные над го­ловой великого визиря. Канцелярия, где хранятся все правительственные постановления, находится между этим залом и дверью, ведущей в женское отделение Сера­ля, а через нее и в комнаты зулюфли балтаджи, то есть внутренней стражи»76. По словам Ла Мотрея, «второй двор очень приятен. Дорожки через него вымощены мрамором, остальное пространство занято зеленым га­зоном с деревьями и фонтанами. Двор обрамлен галере­ей, выдержанной в довольно хорошем архитектурном вкусе, но все же слишком низкой. Она зиждется на ряде прекрасных мраморных колонн»77. Между вторым и тре­тьим дворами имеются еще одни ворота, именуемые Баб-и Сеадет (Врата счастья), которые дают доступ в ча­стные покои Сераля, включающие в себя резиденцию султана и его гарем. Сразу же за этими воротами на тре­тьем дворе находится небольшое квадратное здание под крышей с большим навесом, которое служит местом аудиенций, даваемых султаном: именно здесь он и при­нимает иностранных послов; отсюда и название павиль­она —Арз одасы (зал для приемов). Далее этого павильо­на могут пройти только те, кто входит в штат личной прислуги государя. По периметру третьего двора распо­лагаются жилые помещения для обслуживающего персо­нала и здание личной казны султана. Наконец, на четвер­тый двор выходят окнами султанская резиденция и здания гарема. Украшением этого двора служат несколь­ко павильонов (киосков) — например Багдадский киоск, Эриванский киоск. За этими зданиями до самого моря тянутся сады Сераля: «Со стороны порта, напротив Гала- ты, прямо на самой набережной выстроен невысокий павильон, или, как здесь говорится, киоск с прекрасной мраморной колоннадой, куда приходит Великий Господин насладиться свежим морским воздухом; здесь же он иногда садится на галиот, чтобы совершить мор­скую прогулку»78. Около этой набережной установлены артиллерийские батареи, чтобы воспретить проходя­щим мимо судам слишком приближаться к сералю. Во­рота к этим батареям называются Топкапы («Пушечные ворота»), откуда происходит название и Сераля: Топка- пысарай («дворец вблизи Пушечных ворот»). Не нужно смешивать их с другими, носящими то же имя, но распо­ложенными рядом с Адрианопольскими, со стороны ко­торых во время осады Адрианополя в 1453 году турки проделали брешь и через нее ворвались в город.

Множество зданий, составляющих в совокупности этот дворец, демонстрируют полное отсутствие един­ства стиля, что не позволяет назвать Топкапысарай ар­хитектурным ансамблем. Ведь строился он многими султанами, начиная с Мехмета Завоевателя: «Это скорее скопление дворцов, домов, корпусов, кое-как со­бранных вместе в зависимости от потребностей или причуд различных властителей, нежели один дворец»79. Почти по единодушному мнению иностранных путе­шественников, если «в архитектуре дворца нет ничего примечательного», если «с внешней стороны он доволь­но неказист», то зато внутри эти образующие дворец здания «украшены с такой роскошью, что ничего более великолепного себе невозможно и представить»80.

Именно скрытый за третьими воротами комплекс зданий и представляет собой постоянную резиденцию султана, его «дом», состоящий персонально из его гаре­ма, личных служителей, слуг и рабов. Если поверить на слово Эвлийи Челеби (что сделать, признаться, доволь­но трудно), то персонал Сераля насчитывает 40 тысяч солдат и воинов, вооруженных алебардами, служителей и рабов, поваров, пирожников и хлебопеков, аджемиог- ланов, обойщиков и ковровщиков, евнухов (черных), привратников (белых и черных), палачей, конюхов, а также — 12 тысяч садовников81. Приведенные цифры явно преувеличены. Один документ конца XVII века82 упоминает иную численность дворцового персонала: 14 500 «служителей, аджеми, садовников, аг Сераля, пен­сионеров, лиц, занятых на кухне, в арсенале и в конюш­нях, музыкантов, привратников, секретарей и лиц, заня­тых на бойнях». Последнее число более правдоподобно и к тому же согласуется с финансовыми ведомостями. Как бы то ни было, «Сераль — это подлинное государст­во, отделенное от города своими законами и совершен­но особым образом существования: порядок в нем под­держивается легко, так как его обитатели знакомы лишь между собой, знают лишь то, чему их здесь обучили, и не догадываются о том, что на свете есть свобода»83. Дей­ствительно, Великий Господин и его слуги живут в поч­ти полной изоляции, и, таким образом, как замечает Пьетро делла Балле, «внутренние слуги — это те, кто почти всегда остается за третьими воротами; те, кто ви­дит Великого Господина воочию и служит ему, живут, как и он, вне какого-либо общения с внешним миром. Вот почему вне стен Сераля очень мало достоверно из­вестно о том, что происходит в них»84. Дошедшие до нас описания Сераля (Сарай-и эндерун) в XVI—XVII веках являются либо полной выдумкой от начала и до конца, либо пересказом свидетельств тех немногих турок, ко­торые могли не только входить в Сераль, но и выходить из него. Первое более или менее точное представление о Серале европейцы получили только в XIX веке, когда султаны покинули его, и еще позднее, в XX веке, когда он, уже при Республике, был преобразован в нацио­нальный музей, открытый для посетителей.

Выяснилось, что дворец, как и частный турецкий дом, состоит из двух «половин»: это — селямлик, где обычно пребывает султан в его мужском окружении, и гарем, настоящий «женский квартал», находящийся под надзором черных евнухов. Селямлик представляет собой совокупность комнат и строений, разрастав­шихся довольно-таки стихийно по мере роста потреб­ности в жилье у увеличивающейся численно свиты и челяди. Другими словами, основное здание дворца в годы правления череды султанов делилось перегород­ками, около него возникали пристройки, а затем и от­дельные (в территориальном, но не в функциональном отношении) строения и здания. Все эти работы прово­дились, разумеется, без всякой заботы о сохранении единства архитектурного стиля85.

Среди множества комнат и иных помещений своей роскошью выделяется гостиная, обязанная своим воз­никновением, вероятно, Сулейману Великолепному: она полностью облицована изразцами. В ней султан развлекался, иногда и в присутствии гарема. В подоб­ных случаях подбирали лишь слепых музыкантов, а весь персонал, не имевший права входить в гарем, вы­проваживался вон. По степени помпезности к этому салону приближаются спальные комнаты некоторых султанов — Мурада III, Ахмета I и Мехмета IV, напри­мер. Комната Мурада III также облицована изразцами. По соседству с ней Ахмет I устроил свою библиотеку — единственную во всем селямлике; позднее, правда, сул­тан Ахмет III отвел для своей большой библиотеки от­дельное здание в третьем дворе. На месте дошедшей до нас обеденной залы с очаровательной по стенам и пла­фону росписью (она была построена по повелению

Ахмета III) существовала, должно быть, ее предшест­венница, но от нее не осталось и следа.

В противоположность Селиму I, Сулейману Велико­лепному в XVI веке и Мураду IV в XVII, которые вели де­ятельный образ жизни и часто возглавляли походы своих армий, почти все султаны XVII века оставались, так сказать, узниками своего Сераля, влача в нем жизнь без событий. По замечанию одного наблюдательного француза, «султан освобождается от бремени ведения самых важных государственных дел, возлагая его на ве­ликого визиря; он проводит день за днем в окружении своих детей, жен, евнухов, немых и карликов, которые обожают его как бога и трепещут, едва завидев его тень»86. Однако вести в своем гареме такую тихую раз­меренную жизнь, без заботы и печали, становится со временем занятием весьма затруднительным: селямлик не раз заполняется бунтующими янычарами, которые не только не трепещут перед тенью султана, но и при­сваивают себе право свергать его с престола и преда­вать смерти, как это в XVII веке было с Османом II и Иб­рагимом I. Вообще надо сказать, что султаны, начиная с Селима И, махнули рукой на свои государственные обязанности: Селим II, по прозвищу Пьяница, прово­дил жизнь в мужском обществе, предаваясь развлече­нию, которое оправдывало его прозвище. Ибрагим I Безумец находил удовольствие в разврате и в поистине безумных тратах на меха, невольниц и амбру. Мехмет IV полностью подпал под влияние своей матери, которая держала его как пленного в его же селямлике.

Одно помещение в этой части дворца получило в XVII веке мрачную известность, а именно кафес — клетка. Начиная с Баязида I, многократно случалось так, что новый султан предавал смерти своих братьев, чтобы устранить возможных претендентов на престол. Утверждалось, что Мехмет III, приняв власть, велел умертвить девятнадцать своих братьев и семь налож­ниц своего отца Мурада III. Всего у Мурада имелось 103 ребенка, из которых в момент воцарения Мехмета, его первенца, оставались живы 20 сыновей и 27 дочерей87.Бывало, однако, что некоторые султаны колебались прибегнуть к этой радикальной мере, особенно еслиречь шла о жизни или смерти их единоутробных брать­ев. В этом случае их помещали вместе с их наложница­ми в «апартаменты» с зарешеченными не только окна­ми, но и дверью — короче, сажали в клетку (кафес), к которой приставлялась неусыпная стража. В 1640 году Ибрагим, который уже немало лет провел в кафесе, ус­пев свыкнуться со своей клеткой, однажды ночью про­снулся от страшных ударов в дверь, которую он все-та­ки успел забаррикадировать изнутри. Причиной этого ужасающего грохота стало то, что Мурад IV был низ­ложен и умерщвлен, и вот теперь заговорщики ло­мились в камеру Ибрагима, чтобы провозгласить его султаном. Лишь после того, как дверь удалось взломать и Ибрагиму была предъявлена голова его брата, принц успокоился и согласился покинуть кафес.

В другом крыле дворца Сарай-и эндерун распола­гался гарем, где жили супруги и наложницы султана под началом султанши-матери (валиде султан) и под надзором бдительной стражи из чернокожих евнухов, которыми командовал кызларагасы (ага девушек). Кызларагасы — персонаж, вообще говоря, довольно важный. В XVII веке, когда султанши-матери, случалось, захватывали фактическую власть в Империи, лица, за­нимавшие эту должность, приобретали вместе с ней и значительное влияние на ход дел в государстве.

 

Как и селямлик, гарем состоит из многих зданий, по­мещений и комнат, сооруженных в разное время и при разных обстоятельствах. В него можно пройти лишь че­рез одну строго охраняемую дверь, которая ведет во двор валиде султан. На другой стороне двора находятся апартаменты султанши-матери, которая заведует гаре­мом в прямом смысле этого слова. Гарем размещался в нескольких трех- и четырехэтажных зданиях, населен­ных женами и наложницами султана. Женщины гарема подразделялись на несколько категорий. Во главе его, как упоминалось выше, стояла мать государя. Далее следова­ли законные наложницы султана (хасеки), которым по­счастливилось подарить султану сына и число которых не должно было превышать четырех. Начиная с Баязида I (1389—1402), султаны, вероятно, не заключали браков «официально». Временные наложницы стояли на треть ей ступени иерархии — это икбалъ, выбираемые время от времени из нескольких сотен одалисокf8, чтобы раз­делить ложе с султаном. Одалиски, еще не удостоенные этой высокой чести, — обитательницы гарема четвер­той категории. И, наконец, «подножие» женской иерар­хической пирамиды составляли рабыни (джарийе).

О гареме писали многие и часто, а в написанном ле­генда, в огромном большинстве случаев, преобладает над реальностью. Одно из первых повествований на эту волнующую тему принадлежит перу Теодора Спан- дужино, который в «Генеалогии Великого Турка» (1519) писал: «Вне двора, в особом месте, окруженном высо­кой крепостной стеной, собраны со всех концов стра­ны самые красивые женщины для удовольствия импе­ратора числом чуть более или чуть менее трех сотен. Те из них, которые, разделив ложе с императором, стано­вятся беременными и рожают детей, остаются в Серале и пользуются там особым почетом. Тех же женщин, ко­торые после соития с ним оказываются бесплодными, он, насладившись ими вдоволь, выдает затем замуж. Та­ким образом, чуть ли не каждый день кто-то из женщин прибывает в Сераль, а кто-то покидает его»89.

Султан располагал, разумеется, всеми возможностя­ми для того, чтобы периодически обновлять состав своего гарема. Некоторые из одалисок не имели ниче­го против того, чтобы сменить роскошь Сераля на бо­лее скромную обстановку. Зато другие шли на все, что­бы остаться в фаворе у господина, и даже лелеяли мечту сделаться со временем валиде султан. Для того же, чтобы занять высшее положение в гареме, мало ро­дить султану сына — нужно было, что самое трудное, сделать его престолонаследником. Решение этой зада­чи требовало долгих усилий, плетения сложных ин­триг, в которых кызларагасы играет важнейшую роль.

В XVII веке после смерти султана Мурада IV (1640) мать нового султана Ибрагима I султанша Кёсем, при­няв в свои руки бразды правления, предоставила свое­му развратному и неспособному ни на что, кроме разврата, сыну получать все удовольствия, какие он ни пожелает. Сама же она из гарема самовластно вершила дела Империи, опираясь на кызларагасы и замещая должность великого визиря своими часто меняемыми любовниками. С 1640 по 1648 год на этом высоком по­сту успели побывать тринадцать человек. В конце кон­цов положение в Империи и в столице стало для боль­шинства подданных настолько нетерпимым, что разразился бунт, во время которого Ибрагим I потерял и престол, и жизнь; однако Кёсем, главная виновница всеобщего возмущения, посредством ловкого маневра все же сумела удержать власть в своих руках, восполь­зовавшись несовершеннолетием своего внука, нового султана Мехмета IV (ему тогда было семь лет). Впро­чем, торжествовать ей осталось недолго: против нее составился заговор, во главе которого встала мать сул­тана, желавшая занять принадлежащее ей по праву ме­сто валиде султан. В одну из ночей Кёсем была с особой жестокостью убита евнухами90.

В предшествующем столетии, при Сулеймане Вели­колепном, другой яркий пример женского честолюбия был воплощен знаменитой Хуррем султане, известной на Западе под именем Роксаланы. Это была невольница откуда-то с Кавказа (существует, впрочем, мнение, что она итальянка), которая в иерархии гарема занимала лишь третье место, будучи второй из «законных налож­ниц». После смерти матери Сулеймана Хуррем, опираясь на великого визиря Ибрагим-пашу, постаралась выжить первую «законную наложницу», султаншу Босфор. Бос­фор интригу встретила интригой, маневр — контрмане­вром, атаку — контратакой, но в конце концов потерпе­ла поражение. Сама она была отправлена в ссылку, а ее сын умерщвлен, дабы устранить препятствие на пути к трону сына Хуррем. Ибрагим-паша за участие в интриге получил плохую награду: его также вскоре казнили. Тог- да-то Хуррем и обрела решающее влияние на Сулейма­на; многие даже полагали, что это именно она руково­дит всей политикой Османской империи. Так это или не так — вопрос спорный. Зато нет сомнения в том, что своей роскошью гарем обязан именно султанше Хур­рем, которая получала от супруга огромные средства. Справедливости ради надо заметить, что тратила она их не только на украшение женской половины Сераля, но и на сооружение мечетей и строительство больниц91.

Несколько позднее венецианка Баффо, захваченная на море османским корсаром, стала украшением гаре­ма Мурада III под именем Сафийе султан. Ей удалось за­воевать в нем первенство, но мать султана Hyp Бану пе­решла в контрнаступление. Она приобрела для сына прелестных невольниц, ласки которых заставили его охладеть к Сафийе. Но и Сафийе (которая, к слову ска­зать, поддерживала тогда тайную переписку с Екатери­ной Медичи) не теряла времени даром. Она шаг за ша­гом прокладывала путь к престолу для своего сына, будущего Мехмета III. Когда же вожделенный миг на­стал (1594), она стала фактической руководительни­цей имперской политики, но при этом нажила себе столько могущественных врагов, что однажды ее наш­ли удушенной92.

Во всех этих интригах кызларагасы играл ключевую роль, занимая положение связующего звена между ва- лиде султан и женщинами гарема, а с другой стороны, между ними и султаном. Очень часто именно он обра­щал внимание султана на прелести той или иной ода­лиски, способствуя ее возвышению в гареме, а тем са­мым и своему возвышению в масштабе всего Сераля. Все это делалось при соучастии султанши-матери и поставщиков в гарем юных невольниц, которые среди возможных кандидаток отбирали таких, которые по­мимо красоты были бы еще достаточно смышлены, чтобы послужить орудием их интриг. Те одалиски, ко­торые не проявляли готовности отблагодарить своих благодетелей, из гарема исчезали — либо скоропос­тижно и без видимой причины скончавшись, либо по­тому, что их отсылали с государевых глаз долой в Ста­рый сераль (что у мечети Баязида I), где доживали свой век наложницы бывшего султана, а также не прижив­шиеся во дворце султана правящего.

Итак, Сераль был совершенно обособленным от жизни столицы миром, а гарем играл в нем особую роль. Роль эта, в зависимости от того, являл ли собой султан личность сильную или слабую, варьирова­лась в широком диапазоне, причем иногда она дохо­дила до того, что оказывала влияние на судьбы Им­перии.

ДЕНЬ СТАМБУЛЬЦА

Повседневные дела

Кем бы ни был житель Стам­була — богатым или бедным, высоким чиновником или мелким ремесленником, мусульманином или невер­ным — в любом случае он видит свою жизнь упорядо­ченной, подчиненной заданному ритму в течение все­го трудового дня. Ритм же задается молитвой или, вернее, призывами муэдзина к пяти ежедневным мо­литвам, из которых три отмечают восход солнца, апо­гей светила на небосклоне и закат. Призывы эти имен­но и формируют как у мусульманина, так и у немусульманина чувство времени, позволяя соотно­сить с ними свои разнообразные занятия. Вторая поло­вина дня молитвой икинди делится к тому же на две четверти, а это повод для кратковременного отдыха.

Стамбульцы практически не прибегают к помощи часов. Имеется, правда, несколько солнечных цифер­блатов — по большей части на стене мечети, но погода не всегда позволяет ими пользоваться. Зато мечети и медресе располагают водяными часами, которые до­статочно точно указывают время различных молитв. Эвлийя Челеби писал, что из всех часов в Стамбуле са­мыми верными считаются те, что установлены в мече­ти Баязида И1. Таким образом, религиозная функция муэдзина удваивается практической пользой в обыден­ной жизни. Но вследствие того, что его призывы связа­ны с положением солнца на небосводе, рабочий день стамбульца летом длиннее, чем зимой, так как всякая деятельность ежедневно возобновляется вместе с сол­нечным светом и гаснет вместе с ним же. Это разумеет­ся само собой: средства освещения еще примитивны. Масляные лампы, свечи или факелы — у кого как, в за­висимости от материального достатка, — могут, ко­нечно, в какой-то мере возместить отсутствие дневно­го света, но с наступлением ночи каждый возвращается к себе домой, и долгие бодрствования случаются ред­ко. После захода на улицы не выходят, разве что ради ночной молитвы в одной из соборных мечетей. Впро­чем, и полиция со своей стороны возбраняет всякое хождение по ночным улицам.

Нужно заметить, что для мусульманина сутки начи­наются и кончаются не в полночь, а в момент захода солнца. Так, ночь на пятницу соответствует той, что по нашим представлениям заключена между заходом солнца в четверг и его восходом в пятницу2. Названия дней недели отличаются, за исключением пятницы, от тех, что приняты в арабском календаре, — частично они заимствованы у персов. Священный для мусульман день пятница называется джума (собрание), так как в этот день верующие собираются после полудня в со­борной мечети, джами. Суббота — джумартеси (джу­ма эртеси), что означает «следующий за пятницей день». Воскресенье — пазар. Понедельник — пазарте- си (пазар эртеси) — «следующий за воскресеньем день». Вторник — сали. Среда — чаршамба. Четверг — першембе. Месяцы у турок — это месяцы лунного года, состоящие, как и у всех мусульман, попеременно из 29 и 30 суток; всего же в лунном году 354 дня. Этот отрыв от солнечного года в одиннадцать суток приводит к то­му, что в каждом солнечном году рамадан приходит на одиннадцать суток позже, чем в предыдущем.

Ритм рабочего дня нетороплив. Никто никуда не спешит, всё, напротив, делается с разумной медлитель­ностью, которая проявляется и в долгом обмене при­ветствиями между друзьями, соседями, коллегами; и в деловых переговорах — например при заключении коммерческих сделок. Все идет своим ходом, спокой­но, без напряженности, и все приходит к своему есте­ственному завершению вовремя. Такова, говоря корот­ко, жизненная философия турка. Если на улице и встретится кто-либо, идущий торопливой походкой или чем-то явно возбужденный, то это либо янычар, который часто бывает от выпивки навеселе, либо некто, желающий придать себе в глазах окружающих больше веса, а потому подражающий европейским ма­нерам. Вообще-то, турецкая медлительность вовсе не равнозначна ни безразличию ко всему на свете, ни лености: турок умеет довести свое дело до конца, когда берется за него. Прибегая к метафоре, можно сказать: у него подметки из свинца — зато он твердо стоит на земле и уверенно ступает.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: