8 апреля т.г. Правительство РФ одобрило на своем заседании пакет законопроектов по налоговой реформе, сообщает “ПРАЙМ-ТАСС”. Предполагается, что данный пакет налоговых законопроектов поступит в Госдуму в самое ближайшее время. В то же время ряд законопроектов (в частности, по налогу на прибыль) будут дополнительно проработаны и внесены в Госдуму позднее.
По словам А.Кудрина, 2004-2005 гг. станут завершающим этапом налоговой реформы. “Важно, наконец, установить такие налоговые правила, которые будут действовать долго, так как налоговая реформа не может идти постоянно; она должна быть срочной”, – сказал А.Кудрин.
Напомним, что в пакет законопроектов входят законопроекты по снижению Единого социального налога, изменению налогообложения нефтяной отрасли, изменениям по налогу на прибыль, повышению акцизов в 2005 г.
В соответствии с законопроектом о снижении ЕСН, предполагается снизить базовую ставку ЕСН с 35,6% до 26%, а также ввести трехуровневую шкалу налога вместо четырех уровней. В частности, налог будет уплачиваться по ставке 26% при среднегодовом уровне зарплат на одного сотрудника в 300 тыс. руб., по ставке 10% – при уровне зарплат в 300-600 тыс. руб. и 2% – при уровне зарплат свыше 600 тыс. руб.
В сфере налогообложения нефтяной отрасли предлагается изменить шкалу экспортных пошлин, введя четырехступенчатую шкалу вместо трехступенчатой. При этом, при стоимости барреля нефти от $20 до $25 за баррель предлагается повысить налогообложение разницы между базовым уровнем в $20 за баррель с 35% до 45%, а при стоимости нефти свыше $25 за баррель этот уровень над базовой ценой в $25 за баррель повышается до 65%. Налог на добычу полезных ископаемых также повышается при высоких ценах на нефть. Свыше $18,5 за баррель уровень налогового изъятия в рамках НДПИ будет больше, чем при действующей формуле исчисления данного налога. При меньших ценах этот уровень будет меньше, чем в соответствии с существующей формулой расчета налога.
|
Специфические ставки акцизов (на алкоголь, бензин, моторные масла, дизельное топливо, пиво) предполагается проиндексировать на 8,5%. Специфическую ставку акциза на табак предполагается повысить с 60 руб. до 70 руб. за 1000 штук, сохранив адвалорную ставку на уровне 5% от цены.
В рамках налога на прибыль предполагается, в частности, предоставить возможность компаниям, ведущим геологоразведку месторождений относить затраты на геологоразведку на уменьшение прибыли от текущей деятельности, а также предоставить возможность относить эти расходы на прибыль от последующей эксплуатации этих месторождений.
Вывод: Озвученные налоговые инициативы правительства, на наш взгляд, в целом позитивны.
Наиболее существенной из предложенных правительством мер является снижение ставки ЕСН, причем снижение данного налога до предполагаемого уровня в 26% действительно могло бы стать эффективной мерой. Явно делается акцент на вытеснение зарплат на более высокий уровень, где сумма ЕСН будет меньше. В настоящее время ЕСН на уровне 35,6% запредельно высок и стимулирует сокрытие зарплаты. Снижение ЕСН дало бы качественный рывок и обеспечило рост абсолютного сбора не только самого ЕСН, но и подоходного налога в результате большей легализации зарплаты.
В области налогообложения нефтяного сектора верно сделан акцент на повышение сборов за счет таможенных пошлин и уже во вторую очередь за счет НДПИ. Бесспорно, нефтяной бизнес способен без значительного ущерба для своей деятельности увеличить отчисления в бюджет, так как обладает гораздо большим налоговым потенциалом. Перед государством стоит задача разработки четкого механизма получения доходов от эксплуатации природных недр. В то же время, озвученное предложение не учитывает индивидуальные особенности месторождений и не стимулирует снижение затрат за счет использования современных технологий. Таким образом, более предпочтительным нам представляется использование дифференциации налоговых ставок в зависимости от качества месторождений. При этом, для оценки качества месторождений нужно привлекать независимых оценщиков воизбежание возможных коррупционных действий со стороны чиновников.
|
Однако по налогу на прибыль степень изменений нам представляется недостаточной. За последние несколько лет наблюдается неуклонное снижение темпов сбора налога на прибыль по сравнению с темпами прироста финансовых результатов. Очевидно, что снижение ставки по налогу на прибыль с отменой льгот не дало ожидаемого эффекта и администрирование его только ухудшается. На наш взгляд, в направлении повышения эффективности данного налога нужно принятие решений по двум направлениям:
во-первых, снизить ставку (например, до 15% на первом этапе);
во-вторых, полностью отдать его в ведение региональных властей, установив 1% поступление данного налога в региональные бюджеты, особенно учитывая тот факт, что в течение нескольких последних лет федеральный центр увеличивал долю отчислений по налогу на прибыль в пользу регионального уровня.
Сохранение же текущей политики по налогу на прибыль лишено экономической целесообразности и не является эффективным.