ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ.




Понятие.

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты". Это определение - из Закона Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ", принятому в ноябре 1995г.

Слово «инвалид» (буквально означает «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

 

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенес полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использует инвалидную коляску» (а не «прикован к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «со слабым слухом» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости, или отрицательных эмоций.

Группы инвалидности.


Группа инвалидности - степень постоянной или продолжающегося потери трудоспособности. Устанавливается группа инвалидности медико-социальной экспертной комиссией, согласно Инструкции «Об установлении групп инвалидности». Установлены три группы инвалидности - 1, 2, 3. Основой для установления группы инвалидности являются медицинские показатели состояния здоровья.

 

I Группа инвалидности

 

Неспособность к самообслуживанию и полная зависимость от других лиц, неспособность самостоятельно передвигаться и полная зависимость от других лиц, неспособность к обучению, неспособность к трудовой деятельности, неспособность к ориентации (дезориентация), неспособность к общению, неспособность контролировать свое поведение.

II Группа инвалидности

 

Способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств и с помощью других лиц, способность самостоятельно передвигаться с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц, способность к обучению только в специальных учебных заведениях или по специальным программам в домашних условиях, способность к выполнению трудовой деятельности в специально созданных условиях с использованием вспомогательных средств и (или) специально оборудованного рабочего места, с помощью других лиц, способность к ориентации, что нуждается в помощи других лиц, способность к общению с использованием вспомогательных средств и (или) с помощью других лиц, способность частично или полностью контролировать свое поведение только при помощи посторонних лиц.

 

III Группа инвалидности

 

Способность к самообслуживанию с использованием вспомогательных средств, способность самостоятельно передвигаться с длительной тратой времени, передвижение с остановками и сокращения расстояния, способность к обучению в учебных заведениях общего типа при соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме персонала, обучающего), способность к выполнению трудовой деятельности по другой специальности при отсутствии снижения квалификации или уменьшении объема производственной деятельности и невозможности выполнения работы по своей прежней профессии, способность к ориентации при условии использования вспомогательных средств, способность к общению, характеризующаяся снижением скорости, уменьшением объема усвоения, получения и передачи информации, частичное снижение способности самостоятельно контролировать свое поведение.

 

Статистика инвалидности.

 

По оценкам ВОЗ 2011, почти 15% населения во всем мире имеет инвалидность (что превышает ранее сделанные оценки ООН, что говорили о 10%.

 

Виды инвалидности.

· Люди, использующие инвалидные коляски

Инвалидными колясками пользуются люди: после тяжелой травмы позвоночника; перенесшие ампутацию нижних конечностей;

· с тяжелой формой детского церебрального паралича (ДЦП);

· с тяжелой формой рассеянного склероза после перенесенного инсульта, полиомиелита или другого заболевания, приведшего к нарушению функций нижних конечностей.

· Травма позвоночника

При некоторых тяжелых переломах позвоночника происходит повреждение спинного мозга, который отвечает за двигательную активность конечностей (рук и ног), вследствие чего происходит их паралич. Позвоночник может быть сломан в разных местах (на различных уровнях). Уровень поражения указывает на отдел спинного мозга, ниже которого чувствительность и движения нарушены или отсутствуют. Их отсутствие может быть полным или частичным, постоянным или временным.

Последствия травмы позвоночника бывают различными – в зависимости от того, какая часть спинного мозга повреждена и насколько. Параплегия означает, что спинной мозг поврежден в любом месте, ниже шейного отдела. В результате у человека с параплегией не работает нижняя часть тела и нижние конечности, а также часть внутренних, "тазовых" органов. На своем “сленге” инвалиды называют таких людей “спинальниками”. Тетраплегия означает, что спинной мозг поврежден на уровне шейного отдела. В результате повреждения у человека полностью или частично не действуют и лишены чувствительности руки и ноги (греческое слово “тетра” означает “четыре”). В данном случае у людей могут быть повреждены также органы дыхания, терморегуляции, "тазовые" органы. Такого человека еще называют "шейником"

 

· Детский церебральный паралич

Детский церебральный паралич (ДЦП) - термин, который используется для описания группы хронических состояний, связанных с координацией движения и мускульным тонусом. Эти состояния обусловлены поражением одного или нескольких отделов мозга в течение внутриутробного периода, непосредственно после рождения или в раннем детстве. Церебральный паралич - состояние не прогрессирующее, однако, при определенных условиях может развиваться, могут наступать улучшения, ухудшения или сохраняться стабильность. ДЦП не может передаваться другим людям, не является заболеванием и не должно считаться таковым. Хотя ДЦП нельзя вылечить в общепринятом смысле, тренинги и терапия могут привести к улучшению функций. ДЦП характеризуется неспособностью полностью контролировать координацию движений и мышечную силу. В зависимости от того, какой отдел мозга поражен, может произойти резкое мускульное напряжение (спазм), непроизвольные движения, “танцующая” походка. Кроме того, могут возникать также анормальные ощущения и восприятия, нарушения зрения, слуха и речи, припадки, задержка в умственном развитии.

Чаще всего причины, приводящие к ДЦП, появляются во внутриутробном периоде, причем они не связаны с наследственностью. Такие состояния называются врожденным церебральным параличом. Менее распространены состояния, которые возникают в течение первых двух лет жизни. Они связаны с черепно-мозговыми травмами при родах, авариях, падениях или мозговыми инфекциями.

Существуют три основные вида ДЦП: спастический (напряженные и затрудненные движения); атетоидный (непроизвольные и неконтролируемые движения) атаксический (нарушение чувства баланса и ощущения глубины). В некоторых людях все эти виды могут сочетаться. Людям, имеющим ДЦП, могут потребоваться услуги поддержки - например, услуги персональных помощников, терапия, тренинги, услуги для независимой жизни, консультирование, транспорт, программы отдыха и досуга, работа и так далее. Люди, имеющие ДЦП, могут посещать школу, работать, создавать семью и жить вполне самостоятельно.

· Рассеянный склероз неврологическое заболевание, не зависящее от возраста человека и приводящее к различным стадиям инвалидности – от легкой степени с нарушением двигательной активности и частичной потерей зрения до полного обездвижения. Психических изменений в человеке не происходит.

Основными признаками болезни являются: пошатывающаяся ("танцующая") походка, что вызывает передвижение с помощью костылей или трости; слабое зрение и очень быстрая утомляемость;

Люди с рассеянным склерозом зачастую сталкиваются с непониманием со стороны окружающих, особенно - представителей органов милиции. Это связано с пошатывающейся походкой, из-за которой представители милиции часто задерживают людей с рассеянным склерозом по обвинению в пьянстве или наркомании.

· Невидящие

Нарушение зрения может быть различной степени – от тотальной слепоты, что встречается редко, до частичной слепоты, когда человек не может различать цвет и форму, но может видеть свет.

Среди детей, обучающихся в школах для слепых, около 80% являются инвалидами по зрению от рождения, около 1% - потеряли зрение в результате несчастных случаев и остальные являются слабовидящими, имеющими тенденцию к ухудшению зрения. При определенной подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей.

В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после определенной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря. Школы для слепых дают знания в полном объеме средней школы и выдают аттестаты зрелости стандартного образца. В этих школах учатся немного дольше, чем в обычных (5 лет в начальной школе), поскольку дополнительный год дается на обучение ориентированию на местности и изучение шрифта Брайля (объемный шрифт, позволяющий человеку читать тексты пальцами, на ощупь). Выпускники поступают в институты и университеты, а затем работают по самым различным специальностям – в юридических конторах, диспетчерских и справочных службах, издательствах, банках, бюро переводов и т.д. В России традиционными для незрячих являются престижные профессии массажиста и композитора-аранжировщика.

 

· Неслышащие

Статистикой установлено, что примерно у 10% населения любой страны есть различные формы нарушения слуха. Исходя из степени потери слуха, неслышащие люди делятся на глухих (но не глухонемых! Этот термин часто используется людьми, однако ошибочно, потому что если человек не слышит, это не значит, что он не может общаться), слабослышащих, позднооглохших, тугоухих.

Причинами глухоты чаще всего бывают родовые травмы, инфекционные заболевания, последствия применения некоторых медикаментов, контузий во время военных действий и т.д. Впрочем, стать слабослышащим можно и в результате длительного воздействия шумов, недолеченного отита и других причин. В некоторых случаях возможно повышение слуха медикаментозными средствами. В любом случае частичной компенсацией может стать слуховой аппарат. Не слышащие от рождения дети, как правило, посещают специальные детские сады, обучаются в спецшколах-интернатах.

Есть способ воспитания слабослышащих детей в домашних условиях по системе кандидата педагогических наук Э.И. Леонгард. Воспитание глухих детей по этой системе позволяет им развить речевое общение и речевой слух, успешно обучаться в обычных средних школах, получать высшее образование в обычных вузах.

· Синдром

Дауна Синдром Дауна впервые описан во второй половине XIX в. Синдром относится к хромосомным аномалиям: у человека с синдромом Дауна не 46, а 47 хромосом. При этом хромосомный набор у родителей может быть абсолютно обычным. Медициной до сих пор точно не установлены причины появления у некоторых эмбрионов лишней хромосомы. В большинстве стран сегодня наличие лишней хромосомы не рассматривается как болезнь. Ребенок, родившийся с синдромом Дауна, имеет характерную внешность – лицо монголоидного типа, несколько уменьшенный череп, иногда – непропорционально короткие конечности. Синдром Дауна означает, что малыш будет развиваться несколько медленнее, чем его сверстники и позже проходить общие этапы развития. Ему будет трудно учиться, но он сможет делать большую часть того, что делают все другие дети: ходить, говорить, читать и писать. У разных людей с синдромом Дауна разные умственные способности, разное поведение и физическое развитие. Каждый обладает уникальной индивидуальностью, как любой другой человек. Они могут гораздо лучше развить свои способности, если они живут дома, в атмосфере любви, если в детстве они проходят обучение по программе ранней помощи, если получают специальное образование, медицинское обслуживание и позитивное отношение общества. При соблюдении этих условий люди с синдромом Дауна разрушают один из основных стереотипов – о том, что все они не способны понять другого человека и не обучаемы.

Сейчас в России действуют организации, которые помогают родителям воспитывать детей с синдромом Дауна. (По материалам организации ДАУНСАЙД АП)

· Психиатрические заболевания

Психиатрические заболевания связаны с расстройством центральной нервной системы. Человеческий мозг контролирует восприятие (зрение, слух), память, мышление, речь, равновесие, возникновение и проявление чувств (эмоций), дыхание и т.д. Любая из этих функций и их синхронная работа могут быть нарушены в результате психического заболевания. С другой стороны, хронические психические заболевания схожи в определенном смысле с любой другой хронической болезнью, например, сердечно-сосудистой болезнью или диабетом. На сегодняшний день не выявлена главная причина возникновения душевного расстройства, но известно множество обстоятельств, провоцирующих начало болезни, улучшающих или ухудшающих течение психического заболевания.

Признаками психических заболеваний являются: возникновение резко выраженных изменений в повседневном поведении (избыток или отсутствие сна, аппетита, появление рассеянности, заторможенности или избыточной возбужденности, не характерной для человека раньше); затруднение мышления и общения; мания, навязчивые состояния (упорные и ничем не оправданные попытки развернуть какую-либо деятельность, не подходящую к месту и времени, доминанта какой-либо идеи и т.д.); негативизм, в том числе отказ от помощи; злоупотребление алкоголем и наркотиками; длительная депрессия; иллюзии и галлюцинации; неспособность справляться с повседневными делами; колебания настроения и т.д. Наиболее распространенными психическими заболеваниями являются маниакально-депрессивный психоз и шизофрения.

Маниакально-депрессивный психоз – периодические перепады настроения от сильного возбуждения и эйфории до пассивности и подавленности.

Шизофрения – это общее название целой группы психозов, при которых состояние характеризуется аномальным мышлением, поведением и эмоциями. Поведение душевнобольных, степень расстройства их психики может сильно варьироваться в зависимости от формы, характера течения и индивидуальных особенностей личности.

· Эпилепсия

Эпилепсия - хроническое состояние нервно-психического характера. Признаками эпилепсии являются судорожные проявления (припадки) и, в некоторых случаях, психические – интеллектуальные или эмоциональные – отклонения.

Причина эпилепсии недостаточно изучена, однако большая роль принадлежит наследственности. Эпилепсию относят к заболеваниям предрасположения. Во время приступа эпилепсии – внезапного и относительно кратковременного – может наблюдаться полное отключение сознания, падение или судороги, которые проявляются в напряжении всей мускулатуры, часто с закидыванием головы и прикусом языка, затем в течение 1-2 минут наблюдается подергивание всей мускулатуры.

Человека в случае приступа необходимо уложить на горизонтальную поверхность, расстегнуть ворот рубашки, расслабить пояс и следить, чтобы человек не прикусил язык. Для этого необходимо между верхними и нижними зубами поместить что-нибудь твердое, например, ложку, ручку и т.д.

Человек, подверженный приступам эпилепсии, в большинстве случаев использует медикаменты и может контролировать наступление приступа и предупредить окружающих. В остальном люди с эпи лепсией обучаемы, работоспособны и общительны.

· Стомированные люди

Стома - это отверстие через которое кишечник или мочевые пути выводятся на переднюю брюшную стенку. Стому накладывают по самым разным причинам: онкологического заболевания кишечника, порока развития у новорожденного ребенка, травмы; с целью исключить нижележащий участок кишечника из процесса пищеварения. Делается это для того, чтобы избавить пациента от основного заболевания или его последствий.

Таким образом, стомированный пациент формально не является больным, а стома не является болезнью, оставаясь, как следствие перенесенной операции и вынуждая ее обладателя приспосабливаться к совместной с ней жизни.

 

 

ПРИНЦИПЫОРГАНИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ.

https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-printsipy-organizatsii-mediko-sotsialnoy-i-psihologicheskoy-pomoschi-detyam-invalidam



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: