Учебное пособие для студентов




КУРС ЛЕКЦИЙ

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебное пособие для студентов

 

 

 

 

г.Тула


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..  
1. Классификация чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций……………..  
2. Окружающий мир. Опасности, возникающие в повседневной жизни и безопасное поведение…………………………………………………………  
3. Транспорт и его опасности. ………………………………………..………  
4. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита населения от их последствий……………………………………………………...................  
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения от их последствий……………………………………………………………...  
6. Современные средства поражения………………………………………...  
6.1. Средства индивидуальной защиты………………………………………  
7. Гражданская оборона и ее задачи. Организация ГО в образовательных учреждениях……………………………………………………………………  
8. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля…………………………………………………………………… ….  
9. Защитные сооружения гражданской обороны……………………………  
Литература……………………………………………………………………..  
Приложения …………………………………………………………………...  

Введение.

Предлагаемое пособие предназначено для студентов педагогических вузов. Необходимость развития целостной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней, в том числе учителей нового поколения, способных эффективно и качественно решать задачи в области безопасности жизнедеятельности, является одной из актуальных задач современного общества. Пособие отражает новые требования к деятельности будущего педагога в ходе учебно-воспитательного процесса в условиях роста чрезвычайных ситуаций различного характера.

В концепции модернизации российского образования указывается, что обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культуры. В связи с этим учитель любой квалификации должен иметь теоретическую, практическую и методическую подготовку по курсу «Безопасность жизнедеятельности», позволяющую обучать школьников по основному учебному предмету с учетом возможности возникновения проблем в области безопасности жизнедеятельности. Очевидно, что потребность общеобразовательных школ в учителях, обладающих знаниями основ БЖ, возросла в связи с увеличением опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Учебное пособие «Безопасность жизнедеятельности» написано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения и интегрирует в себе необходимые студентам знания и умения в области безопасности жизнедеятельности. Оно полностью соответствует учебной программе данного курса, включенной в цикл общепрофессиональных дисциплин для всех педагогических специальностей вуза (объем - 72 учебных часа).

Цель профессиональной подготовки будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности – формирование у студентов педагогических вузов системы взглядов, знаний, умений и отдельных навыков в области безопасности жизнедеятельности при подготовке их к самостоятельной профессиональной деятельности. При этом главными задачами подготовки студентов по данной дисциплине являются:

- подготовка студентов к действиям в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, предполагающая формирование основных знаний, умений и отдельных навыков безопасного поведения в повседневной жизни и в процессе профессиональной деятельности;

- формирование способностей распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды обитания человека и определять способы защиты от них.

Пособие отражает принципиальные изменения в оценке роли курса «Безопасность жизнедеятельности» в учебно-воспитательном процессе и сущности подхода к теории: от следствия - к причине, от изучения последствий неблагоприятных условий жизни человека и общества, средств защиты от поражающих факторов - к определению первопричин и источников, порождающих чрезвычайные ситуации; обучению правилам поведения, исключающим возникновение или обеспечивающим минимизацию ущерба такого рода ситуаций. В пособии четко выделена задача воспитания и формирования будущего учителя как личности безопасного типа. Другой новый аспект пособия - лежащая в его основе структурно-логическая схема подготовки студентов по курсу «Безопасность жизнедеятельности», являющаяся своеобразной моделью подготовки специалиста в этой области знаний. Она разработана нами с целью выявления внутренних логических связей формирования профессионально-значимых качеств будущих учителей в области безопасности жизнедеятельности.

Авторы представленного пособия – специалисты в данной области, ученые и практики, попытались решить поставленную задачу не только теоретически, о чем свидетельствует обширный список проанализированной литературы, но и практически, являясь непосредственными разработчиками учебно-методических комплексов дисциплин предметного блока «Безопасность жизнедеятельности», организаторами Тульского регионального отделения общественной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей» и проведения полевых лагерей «Юный спасатель».

Данная книга может быть полезна преподавателям-организаторам, учителям курса ОБЖ и учащимся учреждений образования. Авторы будут признательны за присланные в их адрес пожелания, советы и рекомендации по совершенствованию данного учебного пособия.

 


ТЕМА №1. КЛАССИФИКАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

При проведении мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов, разработке планов, нормативных документов по действиям в чрезвычайных ситуациях необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), их основных характеристик и способов защиты. Классификация ЧС является фундаментом этих знаний и позволяет системно охватить всю предметную область, включающую в себя структуру, основные признаки, термины и определения, методологию анализа ЧС.

В Российской Федерации продолжает сохраняться тенденция ежегодного роста числа ЧС, обусловленных опасными природными явлениями, стихийными бедствиями, авариями и техногенными катастрофами. Растет ущерб от этих происшествий. Остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения. Наносится вред окружающей природной среде. Проблема предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера остается для России весьма актуальной.

Основными причинами сохранения и усугубления значительной природной опасности являются: увеличение антропогенного воздействия на окружающую природу среду, провоцирующего или усиливающего негативные последствия опасных природных явлений; изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросферы и суши; нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности и расселение людей в зонах потенциальной природной опасности, недостаточная эффективность, неразвитость или отсутствие систем мониторинга окружающей природной среды, ослабление государственных систем наблюдения за вулканическими, сейсмическими, экзогенными процессами, гидрометеорологическими и явлениями; низкая достоверность прогнозирования опасных природных явлений, отсутствие теоретической или практической возможности прогнозировать некоторые из них; отсутствие или плохое состояние инженерных сооружений, а также защитных лесонасаждений; недостаточные объемы и низкие темпы сейсмостойкого строительства, укрепления зданий и сооружений в сейсмоопасных районах; свертывание мероприятий, проводящихся для снижения накапливающегося угрожающего потенциала некоторых опасных природных явлений (предупреждение градобитий, предупредительный спуск лавин и т.д.); снижение активности специализированных государственных служб по проведению санитарно-эпидемиологических, ветеринарно-эпизоотических и других профилактических мероприятий в области инфекционной заболеваемости и распространения вредителей; незавершенность и недостаточная детализация районирования территорий страны по критериям природной опасности, отсутствие или недостаточность кадастров потенциально опасных районов (регулярно затапливаемых, особо сейсмоопасных, селеопасных, лавиноопасных, оползневых, карстовых, цунамиопасных и др.)

В техногенной сфере сохраняется высокий уровень аварийности, а по отдельным видам производств наблюдается ее рост, в том числе на системах жизнеобеспечения, магистральных трубопроводах и других объектах.

Это происходит в связи с ростом масштабов и сложности производства и сопутствующих ему наличием большого количества неблагоприятных факторов: нерациональным, с точки зрения техногенной безопасности, размещением потенциально опасных объектов по территории страны, низкими темпами внедрения ресурсо- и энергосберегающих, других технически совершенных и безопасных технологий; просчетами в технической политике проектирования, строительства, модернизации и эксплуатации потенциально опасных объектов; недостаточной развитостью транспортных и других коммуникационных сетей страны; значительным прогрессирующим износом основных производственных фондов, достигающим в ряде отраслей 80-100%; снижением профессионального уровня работников и производственной дисциплины; снижением качества проектно-конструкторских работ; увеличением объемов производства, транспортировки, хранения, другого использования опасных (вредных) веществ, материалов и изделий; отсутствием или низким качеством систем контроля обстановки по опасным факторам и оповещения о ней, систем диагностики, локализации или подавления аварийных ситуаций, других систем технологической безопасности; снижением уровня техники безопасности, недостатком средств защиты персонала; сокращением числа работников сферы обеспечения безопасности и объектовых аварийно-спасательных служб; незавершенностью построения и малоэффективным функционированием систем декларирования, лицензирования и страхования потенциально опасных объектов.

Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют радиационные и транспортные аварии, аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях, количество которых остается достаточно большим.

Согласно статистике последних лет, в стране ежегодно возникает не менее тысячи достаточно масштабных ЧС техногенного характера. В целом в конце ушедшего XX века на территории бывшего СССР и России имело место большое количество крупных ЧС различного характера, накоплен опыт по их ликвидации, который представляет несомненный интерес, прежде всего для тех, кто занимается вопросами защиты населения и территорий при ЧС природного и техногенного характера, проблемами их предупреждения и ликвидации.

В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация определяется как «обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей».

Определение ЧС служит базовым при решении вопросов квалификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

Источником ЧС является опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти чрезвычайная ситуация.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой. Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации – это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины «авария», «катастрофа», «бедствие».

Авария – чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление (или процесс), который может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа )– чрезвычайное событие особо крупных масштабов, чрезвычайное изменение (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Опасностью в ЧС называется состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника ЧС на население, объекты экономики и окружающую природную среду в зоне ЧС.

Все опасности по источникам их возникновения принято делить на естественные и антропогенные.

Естественные опасности возникают при стихийных явлениях в биосфере.

Характерной особенностью естественных опасностей является неожиданность их возникновения, хотя некоторые из них человек научился предсказывать, например: ураганы, цунами. Естественные опасности относительно стабильны во времени и по силе воздействия.

Возникновение антропогенных опасностей связано, прежде всего, с активной техногенной деятельностью человека.

Необходимо отметить, что воздействие поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций на население и территории сводится к следующим видам: механическому, химическому, радиационному, тепловому и биологическому.

По характеру воздействия на человека все опасности разделяются на вредные и травмирующие (травмоопасные).

Вредные воздействия (вредные факторы ) приводят к ухудшению самочувствия или заболеванию человека при длительном их действии. К ним относят воздействия токсичных веществ, содержащихся в атмосфере, воде, продуктах питания, недостаточную освещенность, повышенная или пониженная температура воздуха, снижение содержания кислорода в воздухе помещения. Аналогично влияние на человека повышенного шума, вибраций, электромагнитных полей, ионизирующих излучений.

Так, работа при недостаточном освещении приводит к более быстрому (в 1,5-2 раза) утомлению, а в условиях повышенных температур снижается производительность труда, организм обезвоживается с потерей витаминов и солей, снижается защитная реакция организма, возникают сердечно-сосудистые заболевания.

Травмирующие воздействия (травмирующие факторы) приводят к травмам или гибели людей при их однократном действии. К травмирующим относят: электрический ток, падающие предметы, действие подвижных элементов различных установок и средств транспорта, падение, разгерметизацию систем повышенного давления, часто приводящую к взрывам и пожарам.

Действие травмирующих факторов характеризуется неожиданностью и быстротой.

Ежегодно в мире в сфере промышленного производства погибает до 200 тыс. человек, получает травмы различной тяжести около 120 млн. человек.

Пострадавший в ЧС – человек, понесший материальные потери в результате воздействия источника ЧС.

Пораженный в ЧС – человек, заболевший, травмированный или раненный в результате воздействия источника ЧС.

Под безопасностью в чрезвычайных ситуациях понимается состояние защищенности населения, объектов экономики и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Различают безопасность по видам: 1) промышленная; 2) радиационная; 3) химическая; 4) сейсмическая; 5) пожарная; 6) биологическая; 7) экологическая; 8) продовольственная; 9) информационная и другие.

Различают безопасность по объектам: 1) население; 2) объект экономики; 3) окружающая природная среда.

Различают безопасность по основным источникам ЧС (неблагоприятные и опасные природные явления и процессы, аварии и техногенные катастрофы).

Обеспечение безопасности в ЧС – принятие и соблюдение правовых норм, выполнение экологозащитных, отраслевых или ведомственных требований и правил, а также проведение комплекса организационных, экономических, экологозащитных, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения, объектов экономики и инфраструктуры, окружающей природной среды от опасности в ЧС.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации “О классификации чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера” от 13 сентября 1996 г. № 1094 ЧС классифицируются по следующим признакам:

- по степени внезапности ЧС бывают внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые);

- по скорости распространения ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер;

- по масштабу распространения ЧС делят на:

а) локальные (объекты производственного и социального назначения);

б) местные (населенный пункт, город, район);

в) территориальные (субъект РФ);

г) региональные (2 субъекта РФ);

д) федеральные (более 2-х субъектов РФ);

е) трансграничная (ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошло за рубежом, но затрагивает территорию РФ);

- по продолжительности действия ЧС бывают кратковременными или затяжными. ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

- по характеру происхождения ЧС подразделяются на:

а) преднамеренные (умышленные), к которым относят большинство национальных, социальных, военных конфликтов и террористических актов;

б) непреднамеренные (неумышленные), к которым относят стихийные бедствия, большинство техногенных аварий и катастроф.

Наиболее полной на сегодня классификацией ЧС является классификация по источникам их происхождения.

Все ЧС делятся на чрезвычайные ситуации естественного (природного) происхождения и чрезвычайные ситуации антропогенного происхождения, экологического и социального характера.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их можно разделить на конфликтные и бесконфликтные.

К конфликтным ЧС, прежде всего, могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др.

Бесконфликтные ЧС могут быть классифицированы по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств. В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, по масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровню привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь, можно классифицировать по:

1.сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам);

2.характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.);

3.месту возникновения или принадлежности;

4.основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.);

5.интенсивности протекания;

6.масштабам воздействия (поражения);

7.характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.);

8.содержанию и характеру последствий;

9.долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, т.к. раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, например, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существующих связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Так, при классификации по масштабу распространения и тяжести последствий принимаются во внимание такие показатели как:

- количество людей, пострадавших в этих ситуациях;

- количество людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

- размер материального ущерба;

- границы зон распространения поражающих факторов ЧС.

В соответствии с этим признаком ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные.

Ежегодно в мире от ЧС техногенного и природного характера погибает свыше 2,5 млн. человек, при этом материальный ущерб составляет почти 40 млрд. долларов.

Основная доля ЧС приходится на регионы с высокой концентрацией промышленности (угольная, нефтехимическая, газоперерабатывающая, электротехническая) и развитой транспортной сетью (автомобильной, железнодорожной, водной, авиационной). Довольно часто стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, ураганы, лавины, сели, природные пожары и др.), приводят к возникновению эпидемий опасных болезней человека, животных, растений. На территории России расположено большое количество потенциально опасных объектов: 9 атомных электростанций, более 3 тыс. химических производств, 2 тыс. взрывоопасных объектов, на 200 тыс. км протянулись магистральные трубопроводы. В потенциально опасных зонах проживает около 52 млн. россиян, а в чрезвычайно опасных – 15 млн. человек.

О значительных масштабах чрезвычайных ситуаций, являющихся следствием природных и техногенных катастроф, могут свидетельствовать следующие факты: в крупнейших землетрясениях XX века: Ашхабадском (Туркмения), Тангшенском (Китай) и Спитакском (Армения) погибло соответственно: 110, 243 и 25 тыс. человек, а в Индийском (2000г.) – около 20 тыс. человек. Подобного рода беды обрушиваются на человека вплоть до сегодняшнего дня: гибель, в декабре 2004 года, большого количества людей (по разным оценкам - около 300 тыс. человек) в результате катастрофического цунами у берегов Таиланда, Шри-Ланки и Индонезии.

§ В результате аварии да Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись территории 19 субъектов Российской Федерации, на которых проживало более 30 млн. человек, а также территории около 20 европейских государств;

§ в результате химической аварии на комбинате в г. Бхопале (Индия) погибло 2,5 тыс. человек, пострадало более 200 тыс. человек. По оценкам отечественных ученых, ежегодный максимальный совокупный материальный ущерб с затратами на ликвидацию чрезвычайных ситуаций в России может составлять:

от стихийных бедствий - до 60-65 млрд. рублей;

от аварий и катастроф техногенного характера – до 40-60 млрд. руб.

 

 

 

 


Рис. 1.1. Классификация чрезвычайных ситуаций.

 

Таким образом, ожидаемый совокупный материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может достигать 125 млрд. рублей в год или 10-15% валового внутреннего продукта.

В этих условиях важное значение приобретают мероприятия по профилактике и оперативной ликвидации последствий ЧС. Для решения вопросов по защите населения и территорий от ЧС в России создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (далее – РСЧС). Обеспечение ее функционирования и дальнейшего развития возложено на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

С созданием и развитием РСЧС происходило формирование законодательной и нормативной правовой базы построения и функционирования системы, а также разработка нормативных документов по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на федеральном, территориальном, муниципальном и объектовом уровнях. (См. рис. 1.2.).

На федеральном уровне законодательную и нормативную правовую основу построения и функционирования РСЧС составляют Конституция РФ, более 60 федеральных законов, свыше 120 постановлений правительства РФ, ведомственные приказы, положения и инструкции, регулирующих деятельность органов государственной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Основными из них являются следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О государственном материальном резерве», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О гражданской обороне» и другие.

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
     
Законы Российской Федерации
     
Указы Президента Российской Федерации и утвержденные им Положения   Постановления Правительства Российской Федерации и утвержденные им Положения
     
Приказы, положения, инструкции и иные акты министерств и ведомств, входящих в РСЧС
 
Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации
 
Положения, инструкции правила и иные акты органов местного самоуправления и руководителей организаций

Рис.1.2.Структурная схема законодательной и нормативной правовой базы РСЧС.

Государство гарантирует защиту граждан от чрезвычайных ситуаций, закрепляя в Конституции Российской Федерации права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическими правонарушениями. Эти конституционные положения содержатся в целом ряде федеральных законов, постановлениях Правительства Российской Федерации и нормативных документах соответствующих федеральных министерств и ведомств. Так, в законе Российской Федерации “О безопасности” (1992 г.) дается определение безопасности как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Закон определяет субъекты безопасности и пути ее достижения.

Определение общих для Российской Федерации организационно-правовых норм в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, всего земельного, водного и воздушного пространства в пределах территории страны или его части, объектов хозяйственного и иного назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера дано в Федеральном законе “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Этот закон является и юридической базой функционирования РСЧС, поскольку в нем дано определение единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, изложены основные задачи этой системы.

Особое место в системе законодательства по обеспечению безопасности и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций занимают федеральные законы «Об обороне» и «О гражданской обороне». В них содержится ряд принципиальных положений, касающихся планирования и осуществления мероприятий гражданской обороны, излагаются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в этой области.

Действующее законодательство в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера охватывает все основные направления деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предусмотренные Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В законе определены, прежде всего, общие вопросы организации деятельности РСЧС как системы в целом. Для реализации требований этого закона Правительства Российской Федерации утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этим документом на министерства, ведомства и организации Российской Федерации возложены определенные функции по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а МЧС России поручено осуществлять общее руководство созданием, функционированием и дальнейшем развитием РСЧС.

Нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности органов управления, сил и средств РСЧС, обеспечение их готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, содержится в трех федеральных законах, пяти постановлениях Правительства Российской Федерации, в ряде нормативных документов МЧС России. Это Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановления Правительства Российской Федерации «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей», приказ МЧС России «О дальнейшем совершенствовании управления поисково-спасательными формированиями МЧС России» и др.

Организация связи, оповещения и информирования в области защиты от чрезвычайных ситуаций опирается на правовые нормы, изложения в федеральных законах «О связи» и «Об информации, информатизации», в законе Российской Федерации «О государственной тайне».

Вопросам правового регулирования отношений, связанных с подготовкой населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, посвящен ряд нормативных актов. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определяет принципы организации подготовки населения к защите от ЧС, пропаганды знаний в этой области (ст.20, 21). Статья 19 этого закона обязывает граждан РФ «изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области, выполнять установленные правила и нормы поведения при угрозе и возникновении ЧС».

Подготовка населения строится в соответствии с порядком, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Этот нормативный акт устанавливает, что подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется по соответствующим возрастным группам и осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях (в том числе образовательных) независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой возлагаются на МЧС России.

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций являются одной из основных задач РСЧС. В Федеральном законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в Положении о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ряде других нормативных актов.

Таким образом, анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с функционированием РСЧС, позволяет сделать вывод о том, что сложившаяся система правового регулирования в основном обеспечивает решение задач, возложенных на РСЧС в мирное время, но вместе с тем требуется ее дальнейшее совершенствование особенно по вопросам защиты населения и территорий от опасностей военного времени.

Основные принципы построения РСЧС, ее роль, задачи и структура.

В середине 1989 г. Верховным Советом СССР в структуре правительства СССР был создан специальный орган – Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, а 15 декабря 1990 г. постановлением Совета Министров СССР создается Государственная система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях, которая объединила органы управления, силы и средства, в компетенцию которых входило решение задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято Постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР 27 декабря 1990 г. образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР, а Постановлением от 30 июля 1991 г. Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).

Указом Президента РСФСР от 19.11.91 г. № 221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: