Правила поведения пассажиров в экстремальной ситуации. 8 глава




Силы гражданской обороны, в соответствии с законодательством, включают воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны. Для решения задач в области гражданской обороны привлекаются, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, а также аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования. Войска гражданской обороны организационно сведены в спасательные центры, спасательные и учебные бригады, отдельные механизированные полки, вертолетные отряды и другие виды частей и подразделений. Управление войсками осуществляет министр МЧС России.

Самая массовая часть сил гражданской обороны – нештатные аварийно – спасательные формирования гражданской обороны, которые создаются сейчас по территориально-производственному принципу из бывших гражданских организаций гражданской обороны. В них зачисляются граждане, не имеющие мобилизационных предписаний, а также техника, оборудование и имущество, не подлежащие поставке в военное время в Вооруженные Силы.

В основе организации гражданской обороны в образовательных учреждениях лежит планирование и отработка соответствующих документов в данной области.

Имеющиеся на объектах экономики рекомендации по разработке таких документов, и прежде всего документов по планированию этой работы, составлены применительно к промышленным предприятиям и крупным организациям. Руководителям учебных заведений, особенно школ, лицеев и колледжей, бывает трудно определить, какие у них должны быть планы по вопросам ГО и ЧС, каким требованиям они должны отвечать.

Примерный перечень документов для общеобразовательных учреждений по ГО и ЧС.

1. Приказ директора-начальника ГО школы «О создании в средней школе №__ города (района) объектовых звеньев городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны».

2. Приказ об итогах подготовки по ГО, действиям в чрезвычайных ситуациях и основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) постоянного персонала и учащихся школы за истекший год и задачах на следующий учебный год.

3. План основных мероприятий школы по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 200_ учебный год.

4. План гражданской обороны и защиты населения школы с приложениями

5. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с приложениями.

6. Календарный план основных мероприятий ГО и защиты от ЧС школы.

7. Приказ о проведении «Дня защиты детей».

8. План подготовки и проведения «Дня защиты детей».

9. Приказ об итогах проведения «Дня защиты детей».

10. Приказ о подготовке и проведении тренировки с командным составом и учителями школы.

11. Функциональные обязанности начальника (руководителя) ГО школы.

12. Функциональные обязанности начальника штаба ГО школы.

13. Функциональные обязанности заместителя начальника ГО по материально-техническому обеспечению.

14. Функциональные обязанности председателя эвакуационной комиссии.

15. Функциональные обязанности классного руководителя, учителя при возникновении чрезвычайной ситуации.

16. Журнал учета проведенных занятий по ГО с учителями школы.

17. Программы подготовки по ГО.

18. Журнал учета подготовки руководящего состава ГО на курсах ГО и учебных заведениях повышения квалификации.

Прежде чем приступить к разработке планов, необходимо подготовить и объявить приказ директора - начальника ГО школы, лицея, колледжа, который регламентирует эту работу, определяет сроки исполнения и ответственных лиц.

ПРИКАЗ

директора - начальника (руководителя) ГО школы

№___ от __________200__ г. г. __________

О создании в средней школе №____ города (района)__________________объектовых звеньев городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также гражданской обороны

В соответствии с положением о РСЧС и её подсистемах, руко­водствуясь соответствующими нормативными документами РФ и города (района) ________________, с задачами и порядком деятельности в данной области

ПРИКАЗЫВАЮ:

Создать в школе объектовые звенья городских подсистем по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также граж­данской обороны.

I.

1. В школе иметь комиссию по чрезвычайным ситуациям (КЧС) в составе _________ человек.

2. Назначить:

а). Председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям заведую­щего учебной частью (ФИО). (Или обязанности председателя КЧС возлагаю на себя - директора школы (ФИО).

б). Заместителем председателя комиссии по чрезвычайным ситуа­циям - преподавателя-организатора по основам безопасности жизне­деятельности (ФИО).

в). Членами комиссии по чрезвычайным ситуациям:

- преподавателя химии (ФИО);

- преподавателя физики (ФИО);

- преподавателя биологии (ФИО);

- преподавателя физической культуры (ФИО);

- помощника директора по хозяйственной части (ФИО);

- помощника директора по воспитательной работе (ФИО);

- председателя родительского комитета (ФИО).

3. Председателю комиссии с привлечением её членов разрабо­тать и представить мне на утверждение:

а. Положение о КЧС к ___________.

б. Обязанности членов КЧС по направлениям деятельности к _______.

в. План действий по предупреждению и ликвидации ЧС к ___________.

г. План основных мероприятий (текущей работы) по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС на _________ год к __________.

II.

1. Согласно статьи 11 пункт 2 Федерального Закона «О гражданской обороне» № 28-ФЗ от 12 февраля 1998 года обязанности начальника гражданской обороны (далее - НГО) школы возлагаю на себя.

2. Назначить:

А. Заместителем НГО (он же начальник штаба по делам ГО и ЧС) - заместителя директора школы по учебной (воспитательной) работе (ФИО).

Б. Помощником начальника штаба по делам ГО и ЧС преподавателя-организатора по основам безопасности жизнедеятель­ности (ФИО).

В. Руководителями нештатных аварийно-спасательных формирований:

- оповещения и связи, охраны общественного порядка - преподавателя физической культуры (ФИО);

- противопожарной защиты - заместителя директора по хозяйственной части (ФИО);

- медицинской помощи - фельдшера школы или преподавателя биологии (ФИО);

- аварийно-спасательного формирования (звена) – преподавателя - организатора ОБЖ (ФИО);

- эвакуации – преподаватель технологии (ФИО).

III.

1. Штабу по делам ГО и ЧС совместно с руководителями нештатных аварийно-спасательных формирований разработать и представить мне на утверждение:

- положение о ГО школы;

- положение о штабе по делам ГО и ЧС;

- положение о нештатных аварийно-спасательных формированиях (для каждого отдельно);

- расчёты на необходимое количество сил и средств, их осна­щение, организационную структуру для выполнения мероприятий ГО и защиты от ЧС;

- план гражданской обороны и защиты населения;

- план основных мероприятий по вопросам ГО (текущей работы) на 200_ учебный год;

2. Сбор исходных данных, руководящих документов и их изуче­ние для выполнения приказа начать со дня его объявления и закончить к __________.

3. К разработке документации по РСЧС и ГО приступить с _____ и закончить к ____________.

Согласование планирующих документов с управлениями по делам ГО и ЧС и образования города (района) закончить и представить мне на утверждение к ______________.

4. Контроль и помощь в разработке планирующих и других доку­ментов, проведении текущей работы в КЧС, штабе, нештатных аварийно-спасательных формированиях возлагаю на НШ ГО и ЧС (ФИО).

О ходе работы докладывать мне в установленные сроки.

Директор - начальник ГО школы

(подпись)

Образцы документов по планированию: план гражданской обороны и защиты населения школы с приложениями и план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с приложениями представлены в разделе «Лабораторно-практические работы» (см. с.153).

 


ТЕМА №8. ПРИБОРЫРАДИАЦИОННОЙ, ХИМИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ И ДОЗИМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

При ядерном взрыве образуется очаг заражения и зоны радиоактивного заражения. Наибольшая площадь радиоактивного заражения получается при наземном взрыве ядерных боеприпасов. Радиоактивное заражение создает большую опасность для здоровья и жизни людей и животных. Поражающее действие его определяются радиоактивными излучениями.

Источниками радиоактивных излучений являются:

- радиоактивные продукты деления ядерного заряда, например, при делении ядер урана и плутония образуется около 200 изотопов 36 различных химических элементов;

- радиоактивные вещества непрореагировавшей части ядерного заряда;

- химические элементы с неустойчивыми ядрами (кремний, магний, натрий и др.), которые под воздействием нейтронов становятся радиоактивными (наведенная радиоактивность).

Радиоактивные излучения представляют собой поток альфа-частиц (поток ядер гелия), поток бета-частиц (поток электронов и позитронов), поток гамма-излучений (кванты и электромагнитные волны) и поток нейтронов. Все эти излучения способны к ионизации окружающей среды.

Сущность процесса ионизации состоит в том, что под действием радиоактивных излучений электрически нейтральные в обычных условиях атомы распадаются на положительно заряженные атомы и отрицательно заряженные электроны, которые могут соединяться с нейтральными частицами - это положительные и отрицательные ионы. Ионизация вещества вызывает изменения его физических свойств, у биологической ткани нарушается жизнедеятельность физической клетки - она теряет способность к делению и погибает. В зависимости от количества погибших клеток может возникнуть различной степени лучевая болезнь.

Для измерения величин, характеризующих синтезирующие излучения, используют следующие внесистемные единицы:

Рентген - единица экспозиционной дозы рентгеновского или гамма-излучения, под воздействием которого в 1 см3 сухого воздуха (при t=00С и давлении 760 мм рт.ст.) создаются ионы, несущие одну электростатическую единицу количества электричества каждого знака. Доза в один рентген соответствует образованию 2,08 х 109 пар ионов в 1 см3 сухого воздуха.

Бэр - биологический эквивалент рентгена для определения экспозиционной дозы облучения биообъектов, равный 0,95 рентгена.

Рад - энергия излучения, поглащенная в единице массы облучаемого вещества. С увеличением времени облучения доза всегда растет. Количество поглощенной энергии в 1 г нового вещества составляет 100 эрг независимо от вида и энергии излучения.

Радиоактивные (ионизирующие) излучения не имеют внешних признаков (цвета, вида, запаха и т.д.), по которым можно было бы их обнаружить при помощи органов человека. Для обнаружения этих излучений созданы специальные приборы называемые дозиметрическими. Принцип действия приборов заключается в том, что под воздействием радиоактивных излучений в воспринимающем устройстве происходит ионизация, а поскольку в приемнике помещены электроды, к которым подходит напряжение, то внутри камеры и во внешней цепи возникает ионизационный ток, величина которого будет зависеть от интенсивности радиоактивных излучений. Все приборы, работающие на основе ионизации, имеют одинаковое принципиальное устройство:

- воспринимающее устройство (детектор);

- усилительное устройство;

- измерительное устройство;

- источники питания.

Измеритель мощности дозы ДП-5В. Измеритель мощности дозы ДП-5В предназначен для измерения уровней радиации на местности, степени зараженности объектов и обнаружения бета-зараженности поверхностей объектов.

Устройство прибора: измерительное устройство; зонд с гибким кабелем; телефон с оголовьем; удлинительная штанга; делитель напряжения для подключения прибора к внешнему источнику постоянного тока напряжением 12В, 24В и ремни; полиэтиленовые чехлы для зонда; источники питания А-336 («Свет-1»); футляр; комплект запасного имущества; укладочный ящик.

При работе на приборе необходимо соблюдать правила и меры техники безопасности:

а) экранизирующая пластинка над контрольным источником прибора ДП-5В должна открываться только для контрольных измерений;

б) не открывать панель включенного прибора, так как электрическая схема при включенном приборе находится под напряжением 400 вольт;

в) все измерения (кроме контрольных) начинать с максимального поддиапазона (переключатель поддиапазонов поставить в положение 200).

Подготовка и порядок работы прибора изложены в приложениях в разделе «Теоретические сведения» практических заданий.

Прибор ДП-5В имеет некоторые отличия от приборов ДП-5А и ДП-5Б:

1. Отсутствует ручка потенциометра. При подключении источника питания, стрелка прибора должна отклониться до черного участка шкалы без каких-либо регулировок.

2. Контрольный источник радиоактивных излучений находится на поворотном экране зонда. При проверке работоспособности прибора поворотный экран поставить в положение «К» и прибор должен реагировать на радиоактивное излучение.

3. Прибор может питаться от внешнего источника постоянного тока напряжением 12 и 24 В.

Приборы ДП-5В не предназначены для определения степени зараженности продуктов питания, фуража и т.п. радионуклидами. Эти измерения проводятся приборами ДП-100, СРП-68-01 (геологический прибор), КРК-1, КРБ-1, КРВП-3АБ.

На смену прибору ДП-5В в формирования ГО пришли более современные приборы ИМД-1 и ИМД-12. Прибор ИМД-1 предназначен для измерения мощности экспозиционной дозы излучения в диапазоне от 0,08 до МЭВ и обнаружения излучения. Диапазон измерения: ИМД-1А – 0,01 - 999 р/ч; ИМД-1Р и С - 0,01 мр/ч - 999 р/ч.

Время работы на одном комплекте питания непрерывно около 100 час. В рентгенах измерение может проводиться без зонда (блок детектирования).

Прибор ИМД-12 имеет ряд блоков-зондов, которые определяют:

а) блок № 1(встроен в прибор) - контрольный;

б) блок № 2 - гамма-измерения в поддиапазонах: мр/ч - от 0,01 до 99; р/ч - от 0,01 до 999;

в) блок № 3 в диапазоне от 0,01 до 9999 мкр/ч;

г) блок № 4 - 103 - 107 частиц/см2 мин;

д) блок № 5 (в пробах) - 10-6 –10-3 Ки/кг, 10-4 –10-1 Ки/кг.

С 1979г. принят на оснащение ГО измеритель мощности доз ИМД-21 (ИМД-21Б - на танках, разведывательных машинах, спецавтомашинах, самолетах (вертолетах); ИМД-21С - в стационарных сооружениях).

Технические данные.

- диапазоны измерения - 1-10000 р/ч (погрешность 25%);

- при мощности дозы в 1,5, 10, 50 и 100 р/ч, прибор дает световую сигнализацию;

- в прибор можно вводить коэффициенты для учета ослабления гамма-излучения корпусом подвижного объекта;

- средняя наработка до отказа не менее 1500 часов;

- диапазоны рабочих температур - от -50 до +500С;

- источники питания:

а) ИМД-21Б и ИМД-21БА - бортовая сеть постоянного тока в 12 или 24 в;

б) ИМД-21С, ИМД-21СА - сеть переменного тока 220 в (50 или 400 Гц);

- масса:

ИМД-21Б – 5,9 кг;

ИМД-21С – 8,8 кг;

ИМД-21СА- 9,8 кг

ИМД-21БА- 6,9 кг.

 

Дозиметрический прибор ДП-24 (ДП-22). Общевойсковой комплект измерителей дозы ДП-24 (22) предназначен для измерения экспозиционной дозы гамма-нейтронного излучения.

Рис.8.1. Комплект измерителей дозы ДП-22 и ДП-24

В комплект прибора входят зарядное устройство ЗД-5 и измерители дозы ДКП-50 (25 для ДП-24 и 50 для ДП-22).

Измеритель дозы ДКП-50А обеспечивает регистрацию экспозиционной дозы гамма-излучения в диапазоне от 2 до 50 Р. Отсчет измеряемых доз производится по шкале, расположенной внутри дозиметра.

Подготовка прибора к работе: провести внешний осмотр; установить ручку потенциометра в крайнее левое положение; подключить источники питания; открыть зарядное гнездо; отвинтить и снять защитный экран дозиметра.

Зарядка дозиметра ДКП-50: вставить дозиметр в зарядное гнездо; нажать на дозиметр вниз до упора; наблюдая в окуляр, поворачивать рукоятку потенциометра по часовой стрелке до установки нити в положение «О»; вытащить дозиметр из зарядного гнезда; навинтить защитный экран; установить дозиметр на место, соответствующее его номеру; закрыть зарядное гнездо; отключить источники питания.

Измерители дозы ИД-1 и ИД-11. Комплект измерителей дозы ИД-1 предназначен для измерения поглощенной дозы гамма-нейтронного излучения. В приборе используется метод радиофотолюминесценции.

В комплект прибора входят 10 измерителей дозы (1) ионизационного типа, зарядное устройство ЗД-6 (7). Комплект размещен в укладочном ящике.

Рис.8.2. Комплект измерителей дозы ИД-1

Практическая работа по зарядке приборов ИД-1 аналогична работе с приборами ДП-24 (22В) за исключением:

- подсветку шкалы необходимо производить с помощью поворотного зеркала;

- зарядное гнездо не закрывается колпачком;

- защитный экран на дозиметрах отсутствует;

- питание не подключается (установлен пьезоэлемент).

Рис. 8.3. Комплект измерителей дозы ИД-11

Технические данные ИД-11:

- диапазон измерения от 10 до 1500 рад (точность измерения 15 рад);

- сохраняется набранная доза до 1 года;

- время прогрева ИУ - 30 мин;

- время непрерывной работы - 20 час;

- время измерения дозы - 30 сек;

- срок службы - около 10 лет (и более);

- питание ИУ - от сети переменного тока 220 В или от аккумуляторной батареи 12 или 24 В;

- вес одного дозиметра - 25 г;

ИД-11 принят на оснащение сил ГО в 1976г. Им обеспечивается личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований ГО, а измерительным устройством (ИУ) - соответствующие медицинские формирования ГО. ИД представляет из себя держатель со стеклянной пластинкой (детектором) и корпус. К корпусу прикреплен шнур в форме петли для закрепления в часовом кармане брюк. ИУ имеет цифровой отсчет показаний.

Процесс проверки работоспособности и калибровки пульта органически связан с процессом измерения дозы облучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: