Основные педагогические стратегии (подходы) к организации познавательной деятельности.
Наиболее продуктивным подходом к организации познавательной деятельности с точки зрения понимания психологических механизмов, лежащих в ее основе, является личностно-деятельностный подход. Основоположники личностно-деятельностного подхода Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, раскрывая его сущность, рассматривали взаимовлияние личности и деятельности, в рамках которого личность как субъект деятельности, формируясь в процессе этой деятельности и общении, в то же время определяет характер этой деятельности и общения.
Таким образом, понимая личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятелытостного компонентов, рассмотрим более подробно личностный и деятельностный его компоненты.
Учет личностного компонента заключается в признании и понимании личностной обусловленности всех психических явлений, индивидуально-психологических особенностей человека и его деятельности.
Соответственно, личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что центральным звеном, интегрирующим фактором познавательной деятельности является человек как личность, обладающая определенными целевыми установками, мотивами, типом нервной системы, неповторимыми психологическими особенностями, способностями, характером, индивидуальным жизненным опытом, знаниями и навыками.
В соответствии с этим организация познавательной деятельности обучающихся должна носить адресный характер, и в ее осуществлении следует максимально учитывать все личностные особенности конкретного обучающегося.
|
Предполагается, что такой подход стимулирует интеллектуальную активность, сокращает непроизводительные затраты энергии, способствует дальнейшему формированию и развитию познавательных процессов, личностных качеств, разнообразию интеллектуальных и практических умений. На таком понимании значения личностного компонента основывается популярная в настоящее время концепция личностно-ориентированного обучения. Суть этой концепции заключается в направленности обучения на развитие личности обучаемого во всех ее проявлениях.
Деятельностный компонент личностно-деятельностного подхода основывается как на педагогических, так и на психологических предпосылках таких как субъект-субъектные отношения обучающего и обучаемого, активность обучаемого в процессе обучения, психологическая теория деятельности, теория учебной деятельности, личностно-деятельностное опосредствование и др.
Смысловое содержание деятельностного компонента связано с пониманием роли деятельности в формировании и развитии личности, с использованием принципов эффективной организации деятельности, а также с влиянием методов и содержания деятельности на формирование теоретического и практического опыта человека и его психическое развитие.
Для организации познавательной деятельности важное значение имеет понимание ее основных характеристик, таких как субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность.
Субъектность обусловлена тем, что человек является субъектом деятельности, именно он планирует и осуществляет деятельность в соответствии со своими потребностями, регулируя ее исполнение и достигаемые результаты.
|
Предметность определяется тем, что деятельность человека направлена на предмет, от которого зависят ее содержание, средства, способы, продукты и результат, то есть вид деятельности, сферу активности человека.
Активность обусловлена необходимостью энергетических затрат на осуществление деятельности и потребностью достижения результата.
Целенаправленность — это структурированная последовательность операций и действий, направленных на достижение определенной цели; логика выполнения каждого действия (операции) позволяет достичь промежуточных результатов и в итоге конечного результата, соответствующего цели деятельности. Целенаправленность придает смысл деятельности.
Мотивированность — начальный момент, предпосылка деятельности, определяемая потребностью, которая выражается предметом деятельности. Мотивированность способствует пробуждению активности человека, придает смысл конкретным действиям, порождая значимые для человека переживания, связанные с достижением цели. Различают внутренние (психологические) и внешние (социальные) мотивы. Внутренний мотив входит в психологическую структуру деятельности, а внешний обеспечивает ее социальную приемлемость.
Осознанность — это осознание индивидом содержания и процесса деятельности и себя как субъекта этой деятельности, придание индивидуально-значимого смысла конкретным действиям, операциям и деятельности в целом на основе согласования (совпадения) потребности, мотива и цели деятельности.
|
Исходя из личностно-деятельностного подхода и понимания основных характеристик деятельности, можно выделить три педагогические стратегии организации познавательной деятельности.
Стратегия минимизации основывается на идее создания условий для облегчения функционирования познавательных процессов с целью стандартизации и упрощения организации учебного процесса, усиления возможностей контроля за его исполнением и результатами.
Выполнение этих условий согласно стратегии минимизации, позволяет:
• уменьшить объем усваиваемой информации;
• упростить содержание и форму подачи информации;
• сократить обязательное время учебного процесса (специально организованную познавательную деятельность).
Достоинствами стратегии минимизации являются:
• стандартизация и упрощение организации учебного процесса;
• отбор и структурирование содержания учебной информации;
• возможность введения стандартов усвоения информации;
• усиление контроля за исполнением учебной деятельности со стороны как преподавателей, так и обучаемых;
• использование однозначных критериев оценки усвоения (знаний и умений обучаемых);
• возможность «выравнивания» и повышения уровня успеваемости большинства обучаемых в соответствии со стандартом усвоения.
Недостатками стратегии минимизации являются:
• ограничение творческого подхода преподавателей к учебному процессу;
• ограничение возможностей обучаемых в получении более широкой и разнообразной информации (ограничение содержания и объема изучаемой информации);
• ограничение возможностей проявления и развития интеллектуальных индивидуально-личностных особенностей обучаемых;
• ограничение в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, ее стереотипизация;
• отсутствие гибкости в организации учебного процесса и, как следствие, его недостаточная адекватность изменяющимся объективным условиям;
• ограничение разнообразия и стандартизация использования методов обучения.
В целом можно заключить, что стратегия минимизации дает выигрыш во времени усвоения информации, но проигрыш в качественных показателях усвоения, связанных с широтой и гибкостью владения информацией.
Стратегия максимизации базируется на идее создания условий для напряженного функционирования познавательных процессов данной стратегии. Цель — активизация и стимулирование интеллектуальных способностей обучаемых для достижения высоких результатов познавательной деятельности.
Достоинствами стратегии максимизации являются:
• интенсификация умственной деятельности обучаемых;
• предоставление широких возможностей для интеллектуального развития обучаемых и их самовыражения (самореализации) в познавательной деятельности (возможность «найти себя»);
• создание условий для формирования индивидуального стиля умственной деятельности, адекватного индивидуально-психологическим и интеллектуальным особенностям обучаемых;
• предоставление обучаемым возможности акцентировать свои интересы на содержании познавательной деятельности, стимулирование творческого подхода к изучению и усвоению информации;
• высокие требования к уровню владения информацией и методическому мастерству преподавателей;
• гибкость в организации учебного процесса предоставляющая возможности для интеллектуального развития и творческой самореализации преподавателей.
Недостатками стратегии максимизации являются:
• трудности в создании единой системы требований (стандартов) к качеству преподавания и усвоения информации;
• увеличение времени на обучающую и познавательную деятельность со стороны как преподавателей, так и обучаемых;
• нескоординированность (несогласованность) содержания информации и методов преподавания, используемых разными преподавателями;
• выраженная стратификация обучаемых по интеллектуальным способностям и уровням усвоения, затрудняющая коллективные формы организации обучения;
• трудности контроля организации и качества учебного процесса;
• более высокий «отеев» обучаемых, не справляющихся с повышенными требованиями к интенсивности и качеству познавательной деятельности.
Таким образом, стратегия максимизации позволяет получить выигрыш в качестве усвоения, но связана с повышением затрат времени и трудностей при организации учебного процесса.
Стратегия оптимизации основывается на идее создания оптимальных условий для функционирования познавательных процессов, дозированном усложнении познавательной деятельности.
Цель данной стратегии — стимулирование и регулирование развития интеллектуальных способностей и их эффективное использование в познавательной деятельности.
Достоинствами стратегии оптимизации являются:
• возможность регулирования развития познавательных процессов разных категорий обучаемых;
• возможность сочетания индивидуального подхода и стандартизации требований к организации учебного процесса и уровню усвоения информации;
• разнообразие используемых методов обучения и их адаптация к конкретным условиям деятельности;
• создание условий для формирования у обучаемых положительной мотивации познавательной деятельности;
• скоординированность (согласованность) содержания и объема изучаемой информации, ее соответствие уровню интеллектуального развития и подготовки обучаемых;
• гибкая система оценки уровня усвоения информации и адекватная система стимулирования познавательной активности обучаемых.
Недостатками стратегии оптимизации являются:
• трудности разработки и внедрения единой (согласованной) системы оценки усвоения информации для разных категорий обучаемых;
• трудности осуществления дифференцированного подхода к разным категориям обучаемых в коллективных формах обучения;
• трудности с подбором высококвалифицированных и творческих преподавателей;
• увеличение временных затрат преподавателей на подготовку к занятиям;
• трудности в создании и реализации индивидуального подхода к мотивации познавательной деятельности разных категорий обучаемых;
• сложность администрирования учебного процесса.
Таким образом, стратегия оптимизации позволяет достичь наивысших результатов в индивидуальном развитии и достижениях каждого обучаемого, но требует дополнительных усилий и времени на подбор преподавательского состава и организацию учебного процесса.
В целом можно заключить, что стратегия оптимизации характеризуется наибольшей сбалансированностью результатов и затрат на их достижение.