Тема 3. Психология познавательной деятельности.




Основные педагогические стратегии (подходы) к организации познавательной деятельности.

Наиболее продуктивным подходом к организации познавательной деятельности с точки зрения пони­мания психологических механизмов, лежащих в ее ос­нове, является личностно-деятельностный под­ход. Основоположники личностно-деятельностного подхода Б.Г. Ананьев, Л.С.Выготский, А. Н. Леон­тьев, С. Л. Рубинштейн, раскрывая его сущность, рас­сматривали взаимовлияние личности и деятельности, в рамках которого личность как субъект деятельнос­ти, формируясь в процессе этой деятельности и обще­нии, в то же время определяет характер этой деятельности и общения.

Таким образом, понимая личностно-деятельностный подход как единство личностного и деятелытостного компонентов, рассмотрим более подробно лично­стный и деятельностный его компоненты.

Учет личностного компонента заключается в при­знании и понимании личностной обусловленности всех психических явлений, индивидуально-психоло­гических особенностей человека и его деятельности.

Соответственно, личностный компонент личностно-деятельностного подхода пред­полагает, что центральным звеном, интегрирующим фактором познавательной деятельности является чело­век как личность, обладающая определенными целевыми установками, мотивами, типом нервной системы, неповторимыми психологическими особенностями, способностями, характером, индивидуальным жизнен­ным опытом, знаниями и навыками.

В соответствии с этим организация познавательной деятельности обуча­ющихся должна носить адресный характер, и в ее осу­ществлении следует максимально учитывать все лич­ностные особенности конкретного обучающегося.

Предполагается, что такой подход стимулирует интел­лектуальную активность, сокращает непроизводитель­ные затраты энергии, способствует дальнейшему фор­мированию и развитию познавательных процессов, личностных качеств, разнообразию интеллектуальных и практических умений. На таком понимании значения личностного компонента основывается популярная в настоящее время концепция личностно-ориентированного обучения. Суть этой концепции заключается в направленности обучения на развитие личности обучаемого во всех ее проявлениях.

Деятельностный компонент личностно-деятель­ностного подхода основывается как на педагогических, так и на психологических предпосылках таких как субъект-субъектные отношения обучающего и обучае­мого, активность обучаемого в процессе обучения, пси­хологическая теория деятельности, теория учебной деятельности, личностно-деятельностное опосредст­вование и др.

Смысловое содержание деятельностного компонента связано с пониманием роли деятельнос­ти в формировании и развитии личности, с использованием принципов эффективной организации деятельности, а также с влиянием методов и содержания деятельности на формирование теоретического и практического опыта человека и его психическое развитие.

Для организации познавательной деятельности важное значение имеет понимание ее основных характеристик, таких как субъектность, предметность, активность, целенаправленность, мотивированность, осознанность.

Субъектность обусловлена тем, что человек является субъектом деятельности, именно он планирует и осуществляет деятельность в соответствии со своими потребностями, регулируя ее исполнение и достигаемые ре­зультаты.

Предметность определяется тем, что деятельность человека направлена на предмет, от которого зависят ее содержание, средства, способы, продукты и результат, то есть вид деятельности, сферу активности человека.

Активность обусловлена необходимостью энерге­тических затрат на осуществление деятельности и по­требностью достижения результата.

Целенаправленность — это структурированная по­следовательность операций и действий, направленных на достижение определенной цели; логика выполне­ния каждого действия (операции) позволяет достичь промежуточных результатов и в итоге конечного ре­зультата, соответствующего цели деятельности. Це­ленаправленность придает смысл деятельности.

Мотивированность — начальный момент, предпо­сылка деятельности, определяемая потребностью, ко­торая выражается предметом деятельности. Мотиви­рованность способствует пробуждению активности человека, придает смысл конкретным действиям, по­рождая значимые для человека переживания, связан­ные с достижением цели. Различают внутренние (психологические) и внешние (социальные) мотивы. Внутренний мотив входит в психологическую струк­туру деятельности, а внешний обеспечивает ее социальную приемлемость.

Осознанность — это осознание индивидом содер­жания и процесса деятельности и себя как субъекта этой деятельности, придание индивидуально-значимо­го смысла конкретным действиям, операциям и деятельности в целом на основе согласования (совпаде­ния) потребности, мотива и цели деятельности.

Исходя из личностно-деятельностного подхода и понимания основных характеристик деятельности, можно выделить три педагогические стратегии орга­низации познавательной деятельности.

Стратегия минимизации основывается на идее со­здания условий для облегчения функционирования познавательных процессов с целью стандартизации и упрощения организации учебного процесса, усиления возможностей контроля за его исполнением и резуль­татами.

Выполнение этих условий согласно стратегии ми­нимизации, позволяет:

• уменьшить объем усваиваемой информации;

• упростить содержание и форму подачи информации;

• сократить обязательное время учебного процесса (специально организованную познавательную деятель­ность).

Достоинствами стратегии минимизации являются:

• стандартизация и упрощение организации учеб­ного процесса;

• отбор и структурирование содержания учебной информации;

• возможность введения стандартов усвоения ин­формации;

• усиление контроля за исполнением учебной деятель­ности со стороны как преподавателей, так и обучаемых;

• использование однозначных критериев оценки усвоения (знаний и умений обучаемых);

• возможность «выравнивания» и повышения уровня успеваемости большинства обучаемых в соот­ветствии со стандартом усвоения.

Недостатками стратегии минимизации являются:

• ограничение творческого подхода преподавате­лей к учебному процессу;

• ограничение возможностей обучаемых в получении более широкой и разнообразной информации (ограни­чение содержания и объема изучаемой информации);

• ограничение возможностей проявления и разви­тия интеллектуальных индивидуально-личностных особенностей обучаемых;

• ограничение в формировании индивидуального стиля умственной деятельности, ее стереотипизация;

• отсутствие гибкости в организации учебного про­цесса и, как следствие, его недостаточная адекватность изменяющимся объективным условиям;

• ограничение разнообразия и стандартизация ис­пользования методов обучения.

В целом можно заключить, что стратегия миними­зации дает выигрыш во времени усвоения информации, но проигрыш в качественных показателях усвое­ния, связанных с широтой и гибкостью владения ин­формацией.

Стратегия максимизации базируется на идее созда­ния условий для напряженного функционирования познавательных процессов данной стратегии. Цель — активизация и стимулирование интеллектуальных способностей обучаемых для достижения высоких ре­зультатов познавательной деятельности.

Достоинствами стратегии максимизации являются:

• интенсификация умственной деятельности обуча­емых;

• предоставление широких возможностей для ин­теллектуального развития обучаемых и их самовыра­жения (самореализации) в познавательной деятельно­сти (возможность «найти себя»);

• создание условий для формирования индивиду­ального стиля умственной деятельности, адекватного индивидуально-психологическим и интеллектуаль­ным особенностям обучаемых;

• предоставление обучаемым возможности акцен­тировать свои интересы на содержании познаватель­ной деятельности, стимулирование творческого подхода к изучению и усвоению информации;

• высокие требования к уровню владения инфор­мацией и методическому мастерству преподавателей;

• гибкость в организации учебного процесса пре­доставляющая возможности для интеллектуального развития и творческой самореализации преподавателей.

Недостатками стратегии максимизации являются:

• трудности в создании единой системы требова­ний (стандартов) к качеству преподавания и усвоения информации;

• увеличение времени на обучающую и познава­тельную деятельность со стороны как преподавателей, так и обучаемых;

• нескоординированность (несогласованность) со­держания информации и методов преподавания, ис­пользуемых разными преподавателями;

• выраженная стратификация обучаемых по ин­теллектуальным способностям и уровням усвоения, затрудняющая коллективные формы организации обучения;

• трудности контроля организации и качества учеб­ного процесса;

• более высокий «отеев» обучаемых, не справляю­щихся с повышенными требованиями к интенсивнос­ти и качеству познавательной деятельности.

Таким образом, стратегия максимизации позволя­ет получить выигрыш в качестве усвоения, но связана с повышением затрат времени и трудностей при орга­низации учебного процесса.

Стратегия оптимизации основывается на идее со­здания оптимальных условий для функционирования познавательных процессов, дозированном усложне­нии познавательной деятельности.

Цель данной стра­тегии — стимулирование и регулирование развития интеллектуальных способностей и их эффективное использование в познавательной деятельности.

Достоинствами стратегии оптимизации являются:

• возможность регулирования развития познава­тельных процессов разных категорий обучаемых;

• возможность сочетания индивидуального подхо­да и стандартизации требований к организации учеб­ного процесса и уровню усвоения информации;

• разнообразие используемых методов обучения и их адаптация к конкретным условиям деятельности;

• создание условий для формирования у обучае­мых положительной мотивации познавательной дея­тельности;

• скоординированность (согласованность) содер­жания и объема изучаемой информации, ее соответ­ствие уровню интеллектуального развития и подготов­ки обучаемых;

• гибкая система оценки уровня усвоения инфор­мации и адекватная система стимулирования позна­вательной активности обучаемых.

Недостатками стратегии оптимизации являются:

• трудности разработки и внедрения единой (со­гласованной) системы оценки усвоения информации для разных категорий обучаемых;

• трудности осуществления дифференцированно­го подхода к разным категориям обучаемых в коллек­тивных формах обучения;

• трудности с подбором высококвалифицирован­ных и творческих преподавателей;

• увеличение временных затрат преподавателей на подготовку к занятиям;

• трудности в создании и реализации индивидуаль­ного подхода к мотивации познавательной деятельно­сти разных категорий обучаемых;

• сложность администрирования учебного процесса.

Таким образом, стратегия оптимизации позволяет достичь наивысших результатов в индивидуальном развитии и достижениях каждого обучаемого, но тре­бует дополнительных усилий и времени на подбор преподавательского состава и организацию учебного процесса.

В целом можно заключить, что стратегия оптими­зации характеризуется наибольшей сбалансированностью результатов и затрат на их достижение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: