Тема 1 Введение в педагогическую психологию
Педагогическая психология — самостоятельная междисциплинарная отрасль знаний, изучающая особенности, закономерности и механизмы обучения, воспитания и развития личности в ходе образовательного процесса.
Как самостоятельная наука педагогическая психология имеет свой предмет исследования и специфические задачи, а как междисциплинарная наука — общий объект с педагогикой, общей, возрастной и социальной психологией, психологией личности. В качестве единого объекта выступает человек в процессе своей деятельности и развития, в контексте социальных и общественных отношений.
Предметом исследования педагогической психологии являются факты, механизмы, закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые данным процессом изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека как субъекта познавательной деятельности, организуемой в разных условиях образовательного процесса.
Сложность, неоднородность и многоаспектность предмета педагогической психологии определяются тем, что она изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, формирование активного творческого мышления, исследует индивидуальные различия при этом и изменения в психике, происходящие под влиянием обучения и воспитания.
Кроме исследования закономерностей общественно выработанных знаний и способов их использования педагогическая психология устанавливает связь между процессами учения и развития, выясняет, при каких условиях первые обеспечивают возможность последних. Некоторые специалисты считают педагогическую психологию частью возрастной психологии, аргументируя это тем, что особенности усвоения знаний определяются возрастной спецификой обучающихся, имеющей свои закономерности проявления и влияющей на эффективность обучения.
|
Обобщая, можно сказать, что предметом изучения педагогической психологии являются закономерности развития человека в ходе обучения и воспитания, то есть в условиях образовательной и социальной систем.
Так как педагогическая психология существует на стыке двух наиболее общих наук о человеке — педагогики и психологии, то она в предмете своего изучения совмещает предмет как педагогики — законы управления развитием личности, так и психологии — законы развития психики человека.
Как было сказано выше, наиболее тесно с педагогической психологией связана возрастная психология, которая изучает развитие психики человека и ее особенности на различных возрастных этапах.
Из арсенала возрастной психологии педагогическая психология использует pяд принципов, опираясь на которые, исследуются и разрабатываются теоретические подходы и практический инструментарий организации обучения и развития человека. Вот некоторые из них:
• каждый возрастной период изучается не изолированно, а с точки зрения общих тенденций, а также с учетом влияния предыдущих и последующих возрастных периодов;
• каждому возрасту присущи определенные резервы развития, которые могут быть мобилизованы за счет особой организации активности человека по отношению как к самому себе, так и к окружающей действительности;
|
• возрастные рамки и особенности возрастных психических проявлений не статичны и находятся под влиянием социальных и общественно-исторических факторов;
• переходы от одних возрастных периодов к другим и возникающие в них психологические новообразования детерминируются изменениями в ведущей деятельности, социальной ситуацией, типами взаимодействия человека со средой и т. п.
К основным задачам педагогической психологии относятся:
1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
2) определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования и сохранения в индивидуальном сознании;
3) выявление связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами и методами педагогических воздействий;
4) определение особенностей организации и управления познавательной деятельностью обучаемых и изучение их влияния на интеллектуальное и личностное развитие и познавательную активность обучаемых;
5) изучение психологических основ педагогической деятельности;
6) определение фактов, психологических механизмов и закономерностей развивающего обучения;
7) выявление закономерностей, условий, критериев усвоения знаний и формирования операционального состава деятельности на их основе;
8) определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения знаний, умений и навыков и их соотнесение с образовательными стандартами.
В структуре педагогической психологии выделяются три блока основных задач: связанные с психологией обучения, с психологией воспитания и с психологией преподавателя (учителя).
|
Основными задачами психологии обучения являются:
· выявление взаимосвязи внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях разных дидактических систем;
· изучение соотношения и взаимовлияния мотивационного и интеллектуального планов познавательной деятельности;
· выявление возможностей управления процессами обучения и развития человека;
· выделение психолого-педагогических критериев эффективности обучения;
· разработка и оценка эффективности методического инструментария и организационных подходов к обучению.
Для психологии воспитания основными задачами являются:
· изучение содержания, структуры и динамики развития мотивационной сферы человека;
· исследование нравственных установок и социальной направленности личности и возможностей целенаправленного влияния на них;
· выявление различий в самосознании людей, обучающихся и воспитывающихся в разных условиях;
· изучение социально-психологической структуры детских, юношеских и взрослых коллективов и ее влияния на формирование личности;
· изучение условий и последствий социальной де-привации и возможностей их преодоления.
Для психологии учителя важны следующие задачи:
· определение творческого потенциала учителя и возможностей его развития;
· изучение и преодоление педагогических стереотипов, профессиональной деформации личности учителя;
· изучение эмоциональной чувствительности и устойчивости учителя;
· разработка методов и условий предупреждения и преодоления синдрома профессионального выгорания у учителя;
· выявление и развитие положительных особенностей индивидуального стиля деятельности учителя;
· исследование эффективных практик педагогического общения.
Основные понятия (категории) педагогической психологии
В лекциях по педагогической психологии мы акцентируем свое внимание на категориях, проблемах и механизмах, относящихся к разделу психологии обучения. В связи с этим в качестве основных категорий педагогической психологии будут использоваться следующие понятия:
· знание — адекватное отражение в сознании индивида общественно-исторического опыта в виде представлений, понятий и сувдений, теорий;
· умение — освоенный индивидом способ выполнения действий, основанный на совокупности приобретенных знаний и навыков;
· навык — действие, в составе которого отдельные операции и их системы стали автоматизированными в результате упражнения (тренировки);
· усвоение — процесс воспроизведения индивидом общественно-исторически сформированных знаний, умений, навыков, способов поведения и превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности;
· учение — сознательное, целенаправленное присвоение субъектом интеллектуального и социального опыта, процесс усвоения знаний, умений, навыков на основе совершаемых субъектом действий;
· учебная деятельность — специфический вид деятельности направленной на овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятии и их адекватное и творческое применение в разнообразных ситуациях.
Основным результатом познавательной деятельности являются знания. Именно по их количеству (объему) и качеству (параметрам) судят об эффективности познавательной деятельности.
Психолого-педагогический анализ знаний рассматривает три составляющие: предметную, логическую и психологическую.
Предметная (специальная) составляющая — закономерности, факты и методы конкретной науки (отрасли знаний).
Логическая составляющая — логические операции и приемы логического мышления, которые, как правило, жестко не привязаны к конкретной науке (предметной области) и могут быть одинаковыми при решении различных видов задач.
Психологическая составляющая — умение планировать свою деятельность, контролировать ее ход, вносить в нее коррективы и оценивать конечный результат с точки зрения его соответствия поставленной задаче.
Различают также параметры знаний.
Полнота — способность человека выделить все признаки понятия и их связи друг с другом.
Оперативность — способность применить имеющиеся знания в вариативных ситуациях.
Глубина — способность выделить существенные признаки того или иного понятия в их взаимосвязи:
Гибкость — способность самостоятельно применить или конструировать несколько способов решения одной и той же задачи или разработать нестандартный подход к решению сходных задач.
Конкретность и обобщенность — способность выделить обобщенное знание, умение подводить конкретные задания под обобщенные, относить частное к общему.
Свернутость и развернутость — способность излагать свои знания компактно, умение разложить свои знания в ряд последовательных шагов.
Систематичность — умение определить иерархию понятий в их последовательности, взаимосвязи.
Осознанность — умение перегруппировать и преобразовать материал, творчески применить описание явлений, законов и т. п.
Кроме того, качество знаний характеризуется уровнем их усвоения, под которым понимают широту и гибкость возможностей их использования. В.П.Бсспалько выделил следующие уровни усвоения учебной информации и дал им характеристики:
понимание — отсутствие у обучаемого знаний в конкретном виде деятельности, но вместе с тем способность к восприятию новой информации, то есть наличие обучаемости;
узнавание — выполнение той или иной операции (деятельности) на базе знаний, описание аналогичных операций, действий, подсказок, намеков; такое действие считается репродуктивным;
воспроизведение — самостоятельное воспроизведение и применение информации в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом деятельность обучаемого является репродуктивной;
применение — использование обучаемым приобретенных знаний и умений в нетиповых ситуациях, в этом случае его действие рассматривается как продуктивное;
творчество — создание в известной сфере деятельности или в непредвиденных ситуациях новых правил, алгоритмов действий, то есть выработка новой информации, при этом такая деятельность считается продуктивной.
Для использования знаний в практической деятельности необходимо владеть необходимыми умениями и иметь соответствующие навыки. Овладение навыком происходит в несколько этапов:
Осмысление навыка — определение цели выполнения действия при очень смутном представлении путей ее достижения.
Приобретение навыка —наличие достаточных представлений о путях достижения цели, осмысленное выполнение действия, но, несмотря на концентрацию внимания (волевого, произвольного), еще очень медленное, с ненужными движениями и ошибками.
Автоматизация навыка — выполнение действий (движений) все рациональнее при меньшей концентрации внимания и воли.
Высокая степень автоматизации навыка — выполнение действия рациональное, точное и уверенное, создание предпосылок для приобретения новых, сложных навыков.
Тема 2. Внешние н внутренние факторы познавательной (умственной) деятельности