Пространственно-временные условия познавательной деятельности




 

Пространственные условия организации познава­тельной деятельности включают две составляющие — индивидуальное учебное пространство для каждого обучаемого и общее педагогическое пространство, огра­ниченное размерами помещения, где осуществляется познавательная деятельность.

При анализе структур индивидуального простран­ства обучаемого следует учитывать чувство психологи­ческого, комфорта/дискомфорта, которое возникает при соблюдении/нарушении границ психологическо­го межличностного пространства. Под межличностным пространством понимается расположение че­ловека относительно других людей на психологически комфортных дистанциях взаимодействия с ними, В межличностном пространстве психологи выделяют четы­ре типа дистанций.

Интимная дистанция (до 45 см) — это простран­ство для «своих», близких и хорошо знакомых людей, с которыми человека связывают положительные эмоциональные и социальные отношения. Если источник информации пользуется симпатией и доверием со сто­роны обучаемого, то обмен информацией в рамках этой дистанции будет наиболее эффективным как по ско­рости, так и по качеству восприятия. Если же источ­ник информации вызывает негативные эмоции со стороны обучаемого, то восприятие информации бло­кируется, обмена информацией практически не про­исходит. В педагогическом взаимодействии препода­вателя с обучаемыми лучше избегать нарушения границ этой дистанции.

Персональная дистанция (до 120 см) — это ди­станция, на которой общаются и взаимодействуют зна­комые друг другу люди. Чем выше степень психоло­гического принятия одного человека другим, тем меньшее пространство их разделяет, так как каждый из них склонен сократить дистанцию в ходе взаимо­действия. Если же людей связывают отношения взаимного или одностороннего психологического оттор­жения, то будет заметно их стремление увеличить дистанцию. В этом случае нарушение дистанции од­ним из партнеров приведет к реакции уклонения от общения, что не будет способствовать эффективному обмену информацией. Психологические исследования показывают, что если у преподавателя имеется нега­тивный настрой по отношению к обучаемому, то он неосознанно ужесточает тон общения, сворачивает содержание передаваемой информации и предъявля­ет более жесткие, требования к качеству познаватель­ной деятельности обучаемого. Если же обучаемый негативно относится к преподавателю, то у него воз­никают внутренние психологические барьеры в вос­приятии получаемой информации, процесс усвоения замедляется» наблюдаются потери информации и отвлечение внимания. Педагогическое взаимодействие в рамках этой дистанции следует осуществлять, соблю­дая ее верхнюю границу. Особенно важно это учиты­вать преподавателю, у которого пока не сложились ус­тойчиво-позитивные отношения с обучаемыми.

Социальная дистанция (от 120 до 400 см) — эта дистанция характеризует разницу в ролевых позици­ях взаимодействующих людей, придает общению формализованный характер. Она наиболее удобна в ситуации одностороннего общения, при передаче ин­формации, носящей формальный характер и предпо­лагающей подчинение или исполнение предписанных действий, С точки зрения педагогической целесооб­разности эту дистанцию следует использовать в си­туаций организационно-дисциплинарных взаимо­действий с обучаемыми. Соблюдение этой дистанции преподавателем исключает в восприятии обучающих­ся его личное отношение к ним, акцентирует их внимание не на личности преподавателя, а на инфор­мации. Таким образом, снижается проявление воз­можного психологического неприятия, что если не облегчает, то во всяком случае не затрудняет восприя­тие информации.

Публичная дистанция (от 400 до 750 см) — эта ди­станция позволяет контролировать основные действия другого человека, не вступая с ним в непосредствен­ное взаимодействие. Такая дистанция дает возмож­ность участникам взаимодействия проявлять са­мостоятельность, определенную независимость, предупреждая возможные реакции партнера или укло­няясь от них. С педагогической точки зрения эта дис­танция позволяет преподавателю контролировать дея­тельность обучаемых, непосредственно не вмешиваясь в нее. По мере необходимости преподаватель может сокращать дистанцию и воздействовать на отдельных обучаемых. Психологические исследования показыва­ют, что эта дистанция нередко воспринимается обуча­емыми как дистанция отчуждения со стороны препо­давателя и придает педагогическому взаимодействию обезличенный характер, Преподавателю следует предусмотреть возможности и создать условия для обу­чаемых инициативно сокращать эту дистанцию для поддержания межличностного характера общения или взаимодействия.

Общее педагогическое пространство имеет ха­рактеристики, связанные с размерами помещения и уда­ленностью обучаемых от преподавателя. Так, например, известно, что при удаленности обучаемого от препода­вателя как источника информации более чем на 18 м происходят существенные искажения в восприятии информации и значительные ее потери. С этих пози­ций наиболее комфортным расстоянием между пре­подавателем и обучаемыми, способствующим эффек­тивному обмену информацией, является расстояние от 2 до 6 м. Именно этих границ следует придержи­ваться преподавателю, ведущему групповые занятия, для того чтобы обеспечить оптимальную для воспри­ятия информации дистанцию для всех участников процесса.

Временные условия организации познавательной деятельности связаны с периодами спадов и подъемов общей работоспособности человека в течение суток и дозированием передачи и получения информации в соответствии с временными интервалами. Известные суточные и недельные колебания рабо­тоспособности человека следует учитывать в органи­зации познавательной деятельности и планировании учебной нагрузки. Так, в течение суток наблюдаются несколько периодов подъемов работоспособности, ха­рактеризующихся повышением познавательной активности — около 8 часов утра, примерно с 10 до 13 часов дня и с 15 до 18 часов вечера, а также с 20 до 23 часов, и несколько периодов спадов работоспособности, обус­ловливающих снижение познавательной активности между 14 и 15 часами дня, с 18 до 19 часов вечера и длительный ночной спад с 0 до 6 часов утра.

В течение недели отмечаются две тенденции в дина­мике именно умственной работоспособности: тенден­ция подъема с понедельника по среду включительно и тенденция спада с четверга по субботу включительно.

Следует отметить, что в периоды подъемов сред­няя работоспособность человека увеличивается при­мерно с 7 до 18 % относительно его обычной нормы, что делает процесс восприятия и переработки инфор­мации более быстрым и качественным, а познаватель­ную деятельность — более продуктивной. Периоды спадов характеризуются снижением работоспособности от 6 до 36%, что существенно затрудняет работу с информацией и довольно резко снижает объем и ка­чество ее усвоения. Общий темп познавательной дея­тельности также снижается.

Что касается дозирования информации для ее пере­дачи и получения в те или иные временные интервалы с целью усвоения и использования, то психолого-педа­гогические рекомендации сводятся к соблюдению верхних границ этих интервалов.

Максимально продуктивное восприятие информа­ции происходит з течение примерно 20 минут.

Относительно средний уровень продуктивности восприятия сохраняется в течение примерно 35 минут.

Выраженные затруднения в восприятии информа­ции, ведущие к ее потере, начинают проявляться пос­ле 45 минут непрерывной работы с информацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: