Пространственные условия организации познавательной деятельности включают две составляющие — индивидуальное учебное пространство для каждого обучаемого и общее педагогическое пространство, ограниченное размерами помещения, где осуществляется познавательная деятельность.
При анализе структур индивидуального пространства обучаемого следует учитывать чувство психологического, комфорта/дискомфорта, которое возникает при соблюдении/нарушении границ психологического межличностного пространства. Под межличностным пространством понимается расположение человека относительно других людей на психологически комфортных дистанциях взаимодействия с ними, В межличностном пространстве психологи выделяют четыре типа дистанций.
Интимная дистанция (до 45 см) — это пространство для «своих», близких и хорошо знакомых людей, с которыми человека связывают положительные эмоциональные и социальные отношения. Если источник информации пользуется симпатией и доверием со стороны обучаемого, то обмен информацией в рамках этой дистанции будет наиболее эффективным как по скорости, так и по качеству восприятия. Если же источник информации вызывает негативные эмоции со стороны обучаемого, то восприятие информации блокируется, обмена информацией практически не происходит. В педагогическом взаимодействии преподавателя с обучаемыми лучше избегать нарушения границ этой дистанции.
Персональная дистанция (до 120 см) — это дистанция, на которой общаются и взаимодействуют знакомые друг другу люди. Чем выше степень психологического принятия одного человека другим, тем меньшее пространство их разделяет, так как каждый из них склонен сократить дистанцию в ходе взаимодействия. Если же людей связывают отношения взаимного или одностороннего психологического отторжения, то будет заметно их стремление увеличить дистанцию. В этом случае нарушение дистанции одним из партнеров приведет к реакции уклонения от общения, что не будет способствовать эффективному обмену информацией. Психологические исследования показывают, что если у преподавателя имеется негативный настрой по отношению к обучаемому, то он неосознанно ужесточает тон общения, сворачивает содержание передаваемой информации и предъявляет более жесткие, требования к качеству познавательной деятельности обучаемого. Если же обучаемый негативно относится к преподавателю, то у него возникают внутренние психологические барьеры в восприятии получаемой информации, процесс усвоения замедляется» наблюдаются потери информации и отвлечение внимания. Педагогическое взаимодействие в рамках этой дистанции следует осуществлять, соблюдая ее верхнюю границу. Особенно важно это учитывать преподавателю, у которого пока не сложились устойчиво-позитивные отношения с обучаемыми.
|
Социальная дистанция (от 120 до 400 см) — эта дистанция характеризует разницу в ролевых позициях взаимодействующих людей, придает общению формализованный характер. Она наиболее удобна в ситуации одностороннего общения, при передаче информации, носящей формальный характер и предполагающей подчинение или исполнение предписанных действий, С точки зрения педагогической целесообразности эту дистанцию следует использовать в ситуаций организационно-дисциплинарных взаимодействий с обучаемыми. Соблюдение этой дистанции преподавателем исключает в восприятии обучающихся его личное отношение к ним, акцентирует их внимание не на личности преподавателя, а на информации. Таким образом, снижается проявление возможного психологического неприятия, что если не облегчает, то во всяком случае не затрудняет восприятие информации.
|
Публичная дистанция (от 400 до 750 см) — эта дистанция позволяет контролировать основные действия другого человека, не вступая с ним в непосредственное взаимодействие. Такая дистанция дает возможность участникам взаимодействия проявлять самостоятельность, определенную независимость, предупреждая возможные реакции партнера или уклоняясь от них. С педагогической точки зрения эта дистанция позволяет преподавателю контролировать деятельность обучаемых, непосредственно не вмешиваясь в нее. По мере необходимости преподаватель может сокращать дистанцию и воздействовать на отдельных обучаемых. Психологические исследования показывают, что эта дистанция нередко воспринимается обучаемыми как дистанция отчуждения со стороны преподавателя и придает педагогическому взаимодействию обезличенный характер, Преподавателю следует предусмотреть возможности и создать условия для обучаемых инициативно сокращать эту дистанцию для поддержания межличностного характера общения или взаимодействия.
Общее педагогическое пространство имеет характеристики, связанные с размерами помещения и удаленностью обучаемых от преподавателя. Так, например, известно, что при удаленности обучаемого от преподавателя как источника информации более чем на 18 м происходят существенные искажения в восприятии информации и значительные ее потери. С этих позиций наиболее комфортным расстоянием между преподавателем и обучаемыми, способствующим эффективному обмену информацией, является расстояние от 2 до 6 м. Именно этих границ следует придерживаться преподавателю, ведущему групповые занятия, для того чтобы обеспечить оптимальную для восприятия информации дистанцию для всех участников процесса.
|
Временные условия организации познавательной деятельности связаны с периодами спадов и подъемов общей работоспособности человека в течение суток и дозированием передачи и получения информации в соответствии с временными интервалами. Известные суточные и недельные колебания работоспособности человека следует учитывать в организации познавательной деятельности и планировании учебной нагрузки. Так, в течение суток наблюдаются несколько периодов подъемов работоспособности, характеризующихся повышением познавательной активности — около 8 часов утра, примерно с 10 до 13 часов дня и с 15 до 18 часов вечера, а также с 20 до 23 часов, и несколько периодов спадов работоспособности, обусловливающих снижение познавательной активности между 14 и 15 часами дня, с 18 до 19 часов вечера и длительный ночной спад с 0 до 6 часов утра.
В течение недели отмечаются две тенденции в динамике именно умственной работоспособности: тенденция подъема с понедельника по среду включительно и тенденция спада с четверга по субботу включительно.
Следует отметить, что в периоды подъемов средняя работоспособность человека увеличивается примерно с 7 до 18 % относительно его обычной нормы, что делает процесс восприятия и переработки информации более быстрым и качественным, а познавательную деятельность — более продуктивной. Периоды спадов характеризуются снижением работоспособности от 6 до 36%, что существенно затрудняет работу с информацией и довольно резко снижает объем и качество ее усвоения. Общий темп познавательной деятельности также снижается.
Что касается дозирования информации для ее передачи и получения в те или иные временные интервалы с целью усвоения и использования, то психолого-педагогические рекомендации сводятся к соблюдению верхних границ этих интервалов.
Максимально продуктивное восприятие информации происходит з течение примерно 20 минут.
Относительно средний уровень продуктивности восприятия сохраняется в течение примерно 35 минут.
Выраженные затруднения в восприятии информации, ведущие к ее потере, начинают проявляться после 45 минут непрерывной работы с информацией.