Цель познавательной деятельности — усвоение новой информации, включение ее в контекст уже имеющихся у человека знаний.
В рамках педагогической психологии существуют несколько подходов к пониманию усвоения как процесса овладения новыми знаниями. И.А.Зимняя приводит в качестве концептуальных следующие три подхода:
во-первых, усвоение как механизм формирования индивидуального опыта человека через освоение им совокупного социокультурного общественно-исторического опыта, лежащего в основе обобщенных знаний, способов деятельности и поведения в социуме; такое усвоение осуществляется в течение всей жизни человека и носит как стихийный, так и организованный характер;
во-вторых, усвоение как сложная интеллектуальная деятельность человека» основанная на активном использовании всех познавательных механизмов, которые обеспечивают весь цикл работы с информацией от приема и обработки до сохранения и воспроизведения;
в-третьих, усвоение как результат специально организованной учебной (обучающей) деятельности, направленной на овладение новой информацией и способами ее использования и характеризующейся научностью, системностью и прочностью усвоенного материала.
Таким образом, основной характеристикой усвоения является процессуалъность. В общем виде усвоение — это процесс работы с информацией, результатом которого являются знания и умение пользоваться ими. Вместе с тем многие исследователи обращают внимание на еще одну важную особенность усвоения, связанную с его процессным характером, — структурность (наличие последовательных этапов, стадий). Так, например, согласно С. Л. Рубинштейну, процессный характер усвоения знаний обусловлен последовательностью реализации определенных этапов приема, смысловой переработки, сохранения полученной информации и ее использования в изменяющихся условиях для решения новых задач (Рубинштейн С. Л., 1989).
|
Дж. Брунер трактовал усвоение как единый процесс, объединяющий получение новой информации, ее трансформацию и приспособление к решению новых задач и, наконец, контроль адекватности использования.
Следовательно, вывод о структурности, стадийности процесса усвоения обусловливает возможность его логической развертки во времени и организации познавательной деятельности на каждом этапе (стадии).
Н. Д. Левитов, вводя понятие «психологические компоненты усвоения», объединил в его структуре четыре составляющие:
* положительное отношение учащихся;
* непосредственное, чувственное ознакомление с материалом;
* мыслительная переработка полученного материала;
* запоминание и сохранение обработанной информации.
Исходя из этого, можно заключить» что, согласно Н. Д. Левитову, предваряющим этапом процесса усвоения является мотивация, вслед за которой происходит восприятие информации, ее осмысление и запоминание; Конечным этапом усвоения выступает сохранение полученной информации,
В отличие от Н. Д. Левитова, С. Л. Рубинштейн в процессе усвоения выделяет следующие стадии (этапы):
• восприятие (в широком смысле слова как первичное ознакомление с материалом);
• осмысление;
• закрепление;
• овладение (как возможность применять полученную информацию на практике, оперируя ею в различных условиях).
|
Следует отметить, что С. Л. Рубинштейн обращал особое внимание на взаимосвязь и взаимообусловленность всех этапов усвоения, рассматривая этот процесс как целостную интеллектуальную деятельность, в которой активно взаимодействуют все психические познавательные компоненты.
Таким образом, психологическую основу процесса усвоения составляет взаимодействие основных познавательных компонент — внимания, памяти и мышления. Организационной основой усвоения является создание благоприятных условий для активного функционирования этих процессов.
В основе эффективности познавательной деятельности лежат как внешние факторы, связанные с организацией и условиями обучения, так и внутренние факторы, связанные с индивидуально-личностными особенностями учащихся. В создании благоприятных условий для формирования «внутренней» мотивации усвоения новой информации важное значение имеет нетолько учет половозрастных и психофиэиологических особенностей человека, но и рациональная организация умственной деятельности, связанной с приятием, пониманием, запоминанием и использованием изучаемой информации.
Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что процесс овладения информацией протекает поэтапно — в четыре этапа. Для каждого из этапов необходимы определенные условия, а эффективная реализация данного процесса связана с возможностями и ограничениями человеческой психики. Кратко сформулируем эти зависимости.
Первый этап — восприятие информации — характеризуется скоростью, точностью и полнотой и определяется возможностями внимания человека и внешними условиями;
|
Второй этап — понимание информации — это ее смысловая обработка, обеспечивающая качественный уровень ее понимания; она определяется тем, какой вид мышления будет «включен» в качестве основного механизма обработки, что, в свою очередь, зависит не только от умственных особенностей человека, но и от условий работы с информацией.
Третий этап — запоминание информации — необходим для использования ее в деятельности, однако качество запоминания: полнота, точность, длительное хранение, актуальное воспоминание — подвержено искажающим влияниям, поэтому нужны специальные условия подачи информации, исключающие искажения при запоминании.
Четвертый этап — использование информации — обеспечивается уровнем понимания, который, в свою очередь, определяется качеством восприятия, условиями запоминания, характером мыслительной обработки информации и характером практической деятельности, в которой используется информация.
Значимым является качество усвоения информации. С точки зрения теории, можно выделить следующие основные характеристики усвоения:
• прочность — определяется независимостью использования усвоенных знаний и умений от времени, условий и конкретных обстоятельств их применения;
• управляемость — усвоение должно быть объектом управления, причем специфичным для каждого вида информации, технологически оно может реализоваться с использованием разных концептуальных подходов (традиционного, программированного, проблемного, контекстного);
• личностная обусловленность — опора на личностно-деятельностный подход к обучению, основанный на взаимном влиянии личностных особенностей обучаемого и выполняемой им деятельности (личность формируется в деятельности и влияет на исполнение деятельности);
• готовность — легкость актуализации полученных знаний по мере необходимости их использования;
• полнота — достаточность объема и качества знаний для эффективного исполнения деятельности;
• системность — целостность и непротиворечивость полученных знаний, возможность их реструктуризации в зависимости от изменяющихся условий использования.
Рассмотренные характеристики усвоения лежат в основе уровней познавательной деятельности, которые определяют качественные различия в характере познавательной деятельности и ее результативности. Уровни усвоения характеризуют качественные особенности результата познавательной деятельности, связанного с возможностями эффективного использования усвоенной информации в соответствии с изменяющимися целями, условиями и ожидаемыми результатами.
Н. В. Кузьмина, исследовавшая педагогическую деятельность преподавателей и познавательную деятельность учащихся, в качестве основной характеристики познавательной деятельности выделяет продуктивность. Различают пять уровней продуктивности познавательной деятельности.
Первый уровень — репродуктивный — предполагает полное и точное воспроизведение содержания и формы осваиваемой информации. Это минимальный по продуктивности уровень усвоения, позволяющий использовать информацию только в том виде и объеме, в котором она была получена, что ограничивает возможности ее практического применения в стандартных условиях.
Второй уровень — адаптивный — основывается на адаптации содержания и формы усваиваемой информации в зависимости от целей и обстоятельств (условий) ее последующего использования, а также от мотивов и способностей осваивающего ее человека. Этот уровень считается более продуктивным, так как позволяет придать усваиваемой информации иную форму и содержание, скорректировав ее в соответствии с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) условиями последующего применения. Ограничения продуктивности этого уровня связаны с объективными и субъективными факторами, обусловливающими трансформацию получаемой информации, что может привести к утрате ее адекватности первоначальному варианту и ошибкам в усвоении.
Третий уровень — локально моделирующий — предполагает самостоятельное построение человеком системы знаний и отдельных умений по конкретным вопросам или аспектам деятельности. Это еще более продуктивный уровень усвоения, предполагающий: самостоятельную познавательную деятельность с включением интеллектуальных способностей применительно к освоению отдельных частей получаемой информации. Это позволяет придать усвоенной информации дополнительное содержание и объем по сравнению с ее первоначальным вариантом. Данный уровень усвоения способствует проявлению и развитию интеллектуального потенциала человека и обеспечивает более гибкое использование усвоенной информации.
Четвертый уровень — системно моделирующий — предполагает самостоятельное построение целостной системы знаний и умений, охватывающих все аспекты адекватного использования изучаемой информации в разных условиях. Этот уровень считается высокопродуктивным, так как позволяет активно использовать при усвоении информации как субъективные, так и объективные особенности человека и среды его жизнедеятельности. Процесс и результат усвоения имеет индивидуальный характер, при этом сохраняется смысловая адекватность вновь создаваемой модели информации первоначальному варианту, что расширяет возможности ее гибкого использования:
Пятый уровень — творческий (системно моделирующий деятельность и поведение) — предполагает самостоятельное построение единой (общей) системы знаний и умений, в которой находят отражение не только познавательная, но и другие направления деятельности человека и его поведение. Этот уровень усвоения является наиболее продуктивным, так как
позволяет достичь целостности и гармонии в интеллектуальной и других сферах деятельности человека и адекватной модели его поведения.
Таким образом, на данном уровне сводятся в единую систему все аспекты жизнедеятельности человека, создается единая, адекватная его личности и обстоятельствам жизни информационная модель. Эффективность этого уровня связана с. реализацией потребности человека в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии.