Этапы н уровни познавательной деятельности




Цель познавательной деятельности — усвоение новой информации, включение ее в контекст уже име­ющихся у человека знаний.

В рамках педагогической психологии существуют несколько подходов к пониманию усвоения как про­цесса овладения новыми знаниями. И.А.Зимняя при­водит в качестве концептуальных следующие три под­хода:

во-первых, усвоение как механизм формирования индивидуального опыта человека через освоение им совокупного социокультурного общественно-истори­ческого опыта, лежащего в основе обобщенных знаний, способов деятельности и поведения в социуме; такое усвоение осуществляется в течение всей жизни чело­века и носит как стихийный, так и организованный характер;

во-вторых, усвоение как сложная интеллектуаль­ная деятельность человека» основанная на активном использовании всех познавательных механизмов, которые обеспечивают весь цикл работы с информацией от приема и обра­ботки до сохранения и воспроизведения;

в-третьих, усвоение как результат специально орга­низованной учебной (обучающей) деятельности, на­правленной на овладение новой информацией и спо­собами ее использования и характеризующейся научностью, системностью и прочностью усвоенного материала.

Таким образом, основной характеристикой усвое­ния является процессуалъность. В общем виде усвое­ние — это процесс работы с информацией, результатом которого являются знания и умение пользоваться ими. Вместе с тем многие исследователи обращают внимание на еще одну важную особенность усвоения, связанную с его процессным характером, — структур­ность (наличие последовательных этапов, стадий). Так, например, согласно С. Л. Рубинштейну, процессный характер усвоения знаний обусловлен последователь­ностью реализации определенных этапов приема, смысловой переработки, сохранения полученной ин­формации и ее использования в изменяющихся усло­виях для решения новых задач (Рубинштейн С. Л., 1989).

Дж. Брунер трактовал усвоение как единый про­цесс, объединяющий получение новой информации, ее трансформацию и приспособление к решению новых задач и, наконец, контроль адекватности использова­ния.

Следовательно, вывод о структурности, стадийно­сти процесса усвоения обусловливает возможность его логической развертки во времени и организации по­знавательной деятельности на каждом этапе (стадии).

Н. Д. Левитов, вводя понятие «психологические ком­поненты усвоения», объединил в его структуре четыре составляющие:

* положительное отношение учащихся;

* непосредственное, чувственное ознакомление с материалом;

* мыслительная переработка полученного мате­риала;

* запоминание и сохранение обработанной инфор­мации.

Исходя из этого, можно заключить» что, согласно Н. Д. Левитову, предваряющим этапом процесса усвое­ния является мотивация, вслед за которой происходит восприятие информации, ее осмысление и запоми­нание; Конечным этапом усвоения выступает сохра­нение полученной информации,

В отличие от Н. Д. Левитова, С. Л. Рубинштейн в процессе усвоения выделяет следующие стадии (эта­пы):

• восприятие (в широком смысле слова как первич­ное ознакомление с материалом);

• осмысление;

• закрепление;

• овладение (как возможность применять получен­ную информацию на практике, оперируя ею в различ­ных условиях).

Следует отметить, что С. Л. Рубинштейн обращал особое внимание на взаимосвязь и взаимообусловлен­ность всех этапов усвоения, рассматривая этот процесс как целостную интеллектуальную деятельность, в ко­торой активно взаимодействуют все психические по­знавательные компоненты.

Таким образом, психологическую основу процесса усвоения составляет взаимодействие основных позна­вательных компонент — внимания, памяти и мышле­ния. Организационной основой усвоения является со­здание благоприятных условий для активного функционирования этих процессов.

В основе эффективности познавательной деятель­ности лежат как внешние факторы, связанные с орга­низацией и условиями обучения, так и внутренние факторы, связанные с индивидуально-личностными особенностями учащихся. В создании благоприятных условий для формирования «внутренней» мотивации усвоения новой информации важное значение имеет нетолько учет половозрастных и психофиэиологических особенностей человека, но и рациональная организация умственной деятельности, связанной с приятием, пониманием, запоминанием и использова­нием изучаемой информации.

Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что процесс овладения информацией протекает поэтап­но — в четыре этапа. Для каждого из этапов необходи­мы определенные условия, а эффективная реализация данного процесса связана с возможностями и ограни­чениями человеческой психики. Кратко сформулиру­ем эти зависимости.

Первый этап — восприятие информации — харак­теризуется скоростью, точностью и полнотой и опре­деляется возможностями внимания человека и вне­шними условиями;

Второй этап — понимание информации — это ее смысловая обработка, обеспечивающая качественный уровень ее понимания; она определяется тем, какой вид мышления будет «включен» в качестве основного механизма обработки, что, в свою очередь, зависит не только от умственных особенностей человека, но и от условий работы с информацией.

Третий этап — запоминание информации — необходим для использования ее в деятельности, однако качество запоминания: полнота, точность, длительное хранение, актуальное воспоминание — подвержено искажающим влияниям, поэтому нужны специальные условия подачи информации, исключающие искаже­ния при запоминании.

Четвертый этап — использование информации — обеспечивается уровнем понимания, который, в свою очередь, определяется качеством восприятия, услови­ями запоминания, характером мыслительной обработ­ки информации и характером практической деятель­ности, в которой используется информация.

Значимым является качество усвоения инфор­мации. С точки зрения теории, можно выделить сле­дующие основные характеристики усвоения:

прочность — определяется независимостью ис­пользования усвоенных знаний и умений от времени, условий и конкретных обстоятельств их применения;

управляемость — усвоение должно быть объек­том управления, причем специфичным для каждого вида информации, технологически оно может реали­зоваться с использованием разных концептуальных подходов (традиционного, программированного, про­блемного, контекстного);

личностная обусловленность — опора на личностно-деятельностный подход к обучению, основанный на взаимном влиянии личностных особенностей обучаемого и выполняемой им деятельности (лич­ность формируется в деятельности и влияет на испол­нение деятельности);

готовность — легкость актуализации полученных знаний по мере необходимости их использования;

полнота — достаточность объема и качества знаний для эффективного исполнения деятельности;

системность — целостность и непротиворечи­вость полученных знаний, возможность их реструкту­ризации в зависимости от изменяющихся условий ис­пользования.

Рассмотренные характеристики усвоения лежат в основе уровней познавательной деятельности, кото­рые определяют качественные различия в характере познавательной деятельности и ее результативности. Уровни усвоения характеризуют качественные особен­ности результата познавательной деятельности, свя­занного с возможностями эффективного использования усвоенной информации в соответствии с изменя­ющимися целями, условиями и ожидаемыми резуль­татами.

Н. В. Кузьмина, исследовавшая педагогическую деятельность преподавателей и познавательную деятель­ность учащихся, в качестве основной характеристики познавательной деятельности выделяет продуктивность. Различают пять уровней продуктивности познавательной деятельности.

Первый уровень — репродуктивный — предполагает полное и точное воспроизведение содержания и формы осваиваемой информации. Это минимальный по продуктивности уровень усвоения, позволяющий использовать информацию только в том виде и объ­еме, в котором она была получена, что ограничивает возможности ее практического применения в стан­дартных условиях.

Второй уровень — адаптивный — основывается на адаптации содержания и формы усваиваемой инфор­мации в зависимости от целей и обстоятельств (усло­вий) ее последующего использования, а также от мо­тивов и способностей осваивающего ее человека. Этот уровень считается более продуктивным, так как позво­ляет придать усваиваемой информации иную форму и содержание, скорректировав ее в соответствии с вне­шними (объективными) и внутренними (субъектив­ными) условиями последующего применения. Огра­ничения продуктивности этого уровня связаны с объективными и субъективными факторами, обуслов­ливающими трансформацию получаемой информа­ции, что может привести к утрате ее адекватности пер­воначальному варианту и ошибкам в усвоении.

Третий уровень — локально моделирующий — пред­полагает самостоятельное построение человеком системы знаний и отдельных умений по конкретным во­просам или аспектам деятельности. Это еще более продуктивный уровень усвоения, предполагающий: са­мостоятельную познавательную деятельность с включением интеллектуальных способностей приме­нительно к освоению отдельных частей получаемой информации. Это позволяет придать усвоенной ин­формации дополнительное содержание и объем по сравнению с ее первоначальным вариантом. Данный уровень усвоения способствует проявлению и разви­тию интеллектуального потенциала человека и обес­печивает более гибкое использование усвоенной ин­формации.

Четвертый уровень — системно моделирующий — предполагает самостоятельное построение целостной системы знаний и умений, охватывающих все аспекты адекватного использования изучаемой информации в разных условиях. Этот уровень счита­ется высокопродуктивным, так как позволяет актив­но использовать при усвоении информации как субъективные, так и объективные особенности чело­века и среды его жизнедеятельности. Процесс и резуль­тат усвоения имеет индивидуальный характер, при этом сохраняется смысловая адекватность вновь со­здаваемой модели информации первоначальному ва­рианту, что расширяет возможности ее гибкого исполь­зования:

Пятый уровень — творческий (системно моделирующий деятельность и поведение) — предполагает са­мостоятельное построение единой (общей) системы знаний и умений, в которой находят отражение не только познавательная, но и другие направления де­ятельности человека и его поведение. Этот уровень усвоения является наиболее продуктивным, так как

позволяет достичь целостности и гармонии в интел­лектуальной и других сферах деятельности человека и адекватной модели его поведения.

Таким образом, на данном уровне сводятся в единую систему все аспекты жизнедеятельности человека, со­здается единая, адекватная его личности и обстоя­тельствам жизни информационная модель. Эффектив­ность этого уровня связана с. реализацией потребности человека в самовоспитании, самообразовании, само­развитии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: