На титульном листе практикант указывает, по какому учебному предмету, в каком классе, детской художественной школе или в других учреждениях дополнительного образования будет проводиться урок. Указывается полностью фамилия, имя практиканта, фамилия, имя, отчество методиста и преподавателя или педагога.
Далее указывается:
Тема урока.
Цель и задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающие
Методы:
Тип урока:
Оборудование урока (с планом классной доски).
Литература.
План урока.
Конспект с выделением структурных частей урока
Приложение 4
Схема анализа урока рисунка, живописи и композиции
Дата:________________
Ф.И.О.________________________________________________
1. ДХШ или ДО, класс, предмет, фамилия преподавателя или педагога, количество учащихся по списку, из них присутствует на уроке___________________________________________________________
2. Тема___________________________________________________________
ее место в календарно-тематическом планировании_____________________
3. Цель урока______________________________________________________
4. Организационное начало урока:
- готовность преподавателя к уроку (наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов)_______________________
- подготовленности учащихся (дежурные, наличие инструментов, материала)________________________________________________________
- подготовленность классного помещения (соблюдение санитарно-гигиенических требований к уроку, чистота классной доски, освещение помещения)____________________________________________
5.Определение триединства задач образования:
обучающие____________________________________________
развивающие___________________________________________
воспитывающие________________________________________
6. Организационная структура проведения урока:
- мобилизующее начало урока____________________________
|
- последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока_________________________________________________
- насыщенность урока и темп его проведения и т.д.____________________
7.Выбор методов обучения с учётом возрастных особенностей учащихся - оптимального сочетания словесных, наглядных, практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, метод стимулирования у учащихся познавательных интересов______________________________________
8.Анализ содержания учебного материала урока:
- обоснование преподавателем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;
- соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;
- соотношение практического и теоретического материала;
- связь с жизнью и практикой_________________________
9.Общепедагогические и дидактические требования к уроку:
- цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;
- обоснование выбора и методов обучения;
- пути реализации дидактических принципов в обучении;
- индивидуализация и дифференциация в обучении;
- взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. ___________________________________________________________
Приложение 5
Схема самоанализа урока
1. Дать характеристику класса, в котором был проведен урок.
Необходимо проанализировать количество и возраст детей, уровень их подготовки и подготовленности к восприятию предлагаемого материала, взаимоотношения детей между собой, интерес к предмету и др.
2. Охарактеризовать тему урока, ее место в системе учебных занятий (характер связи урока с предыдущими и последующими уроками) по данной теме, степень ее сложности.
|
3. Обосновать формулировку темы урока, триединой цели и задач урока, способа доведения их до учащихся, что надо добиться в знаниях, умениях и навыках, какое воспитательное воздействие оказать на учащихся, какие качества начать, продолжить или закончить развивать.
4. Охарактеризовать замысел урока (план). Определить тип и структуру урока.
5. Выделить главный этап урока, показать, как другие этапы работают на главный этап.
6. Выделить наиболее успешный этап (или фрагмент) урока. Определить, почему он оказался наиболее успешным.
7. Дать оценку успешности достижения цели урока. Какие условия определили успешность занятия (подготовленность учащихся к видам занятия, система педагогических требований, сложившийся микроклимат взаимоотношения и доверия в группах учащихся, сотрудничество преподавателя (педагога) и учащихся, контроль, увлеченность содержанием учебного материала, поисковый характер деятельности, оптимальность формы урока и т. д.).
8. Проанализировать результат урока во взаимосвязи с поставленными дидактическими задачами. Особое место в этом занимает анализ детских работ, который может выявить трудности учащихся в освоении тех или иных художественных знаний, умений и навыков, показать возможные методические ошибки на уроке в преподавании учебного материала, открыть новые возможности реализации учебного материала в практических работах учеников.
9. Оценить атмосферу урока: взаимоотношения в звеньях «учитель — класс», «учитель — микрогруппы», «ученик — учитель», «ученик — ученик».
10. Если считаете, что результат урока мог быть более высоким, нужно попробовать определить, что помешало его достичь (слабая подготовленность учащихся, недостаточный объем или сложность учебного материала, нечеткое формулирование вопросов, неадекватность методов обучения цели урока и т. д.).
11. Отметите, все ли потенциальные возможности (свои и класса) использовали на уроке; если нет, то почему.
12. Отметите, что хотели бы изменить в уроке или развить в дальнейшей работе над темой урока.
Приложение 6