Роль гипотезы в социологическом исследовании




 

Одной из главных составляющих работы над программой социологического исследования является выдвижение рабочих гипотез исследования. Гипотеза - ведущий методологический инструмент, координирующий процесс исследования. Суть гипотезы - это возможная догадка о причинах явления, взаимосвязях между изучаемыми социальными явлениями, составе исследуемой проблемы, вероятных подходах к решению социальных проблем.

Гипотеза задает курс для исследования, оказывает влияние на выбор методов исследования и формулировку вопросов.

Как возникают гипотезы? Гипотезы возникают в процессе работы социолога над проблемой, а именно: анализ литературных источников, беседы с экспертами в данной области, ознакомление с предыдущими исследованиями, свой жизненный опыт. Социолог мысленно выстраивает вероятные причинно-следственные связи [7; c. 19-20].

Таким образом, гипотезы - это научные предположения, правдивость которых и надо опробовать в процессе исследования. Гипотеза должна соответствовать ряду признаков: она должна быть научной, непротиворечивой и проверяемой в ходе исследования. Отрицательный результат в любой науке - тоже результат.

Гипотеза в социологическом исследовании представляет собой научно - обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о взаимосвязи элементов, составляющих эти объекты, о механизме их функционирования и развития.

Вся структура социологического исследования опирается на механизм постоянной постановки и проверки разнообразных предположений: существует центральная гипотеза, следствия из нее, вторичные гипотезы, возникающие в результате ошибочных суждений.

Формулировка гипотез в соответствии их целям и задачам исследования - очень трудная работа.

Процедурная часть программы социологического исследования состоит из методики и техники исследования, включающих в себя описание способа сбора, обработки и анализа информации социологического исследования.

В зависимости от особенностей изучаемого объекта устанавливается выбор методов сбора социологической информации. Описание методов сбора информации представляет собой аргументацию выбранных методов, закрепление ведущих элементов инструментария и технических приемов работы с ними. Описание способов обработки информации содержит в себе установку, как именно это будет осуществляться с применением прикладных компьютерных программ [9; c. 14-15].

Как и в любой науке, роль гипотез в социологическом исследовании, очень важна. По словам Д.И. Менделеева, «лучше держаться такой гипотезы, которая в результате может оказаться ложной, чем никакой».

Что составляет важность гипотез? Во-первых, гипотеза в какой-то степени накапливает опыт науки; во-вторых, в гипотезе часто содержатся положения социальной реальности; в-третьих, в ней воссоздаются познания и опыт самого автора исследования; в-четвертых, гипотеза в социологическом исследовании является переходным этапом от теории к составлению инструментария социологического познания.

Сущность гипотез

 

Научная гипотеза представляет собой теоретическое утверждение о возможной взаимосвязи нескольких явлений, сформулированных понятиями. В гипотезе содержится причинная связь между фактами. Существуют два подхода к определению гипотез: согласно одному из них, гипотеза - это вероятностное знание, которое необходимо эмпирически доказать, опираясь на факты, согласно другому мнению, гипотеза - новое знание, не содержащееся в исходных постулатах теории.

Таким образом, есть два способа подтверждения гипотезы: эмпирический и теоретический. При экспериментальном подтверждении гипотеза получает право на существование. При теоретическом обосновании - аргументируется ее статус в системе научного знания, определяются ее место, функции и роль. По мнению методологов, гипотеза должна содержать в себе двойной статус - быть теоретически и эмпирически истинной.

Экспериментальное исследование отличается от прикладного исследования тем, что главная цель его - проверка гипотез. Расширение научных знаний - это результат решения главной задачи, а решение социальных проблем не может быть целью фундаментального исследования. Также целью не может являться сбор фактического материала. Специалисты таких профессий, как журналисты, специалисты по опросам общественного мнения тоже собирают факты и обобщают их. Однако, такая работа не является эмпирическим исследованием в социологии, так как они не выдвигают и не проверяют гипотезы [14; c. 41-45].

Гипотезы - это основа научной теории. В гипотезе заложена предполагаемая взаимосвязь явлений. Другие элементы социологического исследования, такие как программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ - создаются для проверки гипотезы и играют обслуживающую роль. Сама основа человеческого мышления состоит в установлении зависимости, связей, закономерностей.

Теория - это система гипотез, связанных взаимоотношениями выводимости. Одними из главных составляющих теории на стадии ее формирования и проверки являются гипотезы. При проверке теории, специалист контролирует не столько саму теорию, сколько ее гипотезы. В случае истинности гипотез, он доказывает истинность самой теории.

Кроме того, есть мнение, что существует более интенсивное допущение о связи гипотез и теории. Согласно этому мнению, гипотезы, проверяемые в определённый момент времени специалистом, это не часть теории, а вся теория. Ведь в теории существуют постулаты - имевшиеся гипотезы, которые с течением времени получили статус аксиом. Но неопровержимых истин в науке не существует. При таком рассмотрении, обе части теории - система аксиом и система только что выдвинутых гипотез - в равной мере ненадежны. Таким образом, теорию составляют гипотезы. Не существует научной теории, заработавшей окончательное подтверждение, при этом любая из теорий может частично либо полностью опровергаться

Например, в течение долгого времени непререкаемой и справедливой считалась марксистская теория общества, но в начале 90-х годов Россия перешла к капитализму, появились сомнения в правильности абсолютной теории, а затем она была опровергнута [11, c. 23-24].

В ходе исторического процесса выяснилась невыполнимость некоторых постулатов марксистско-ленинской теории, таких как непрерывность перехода общества от стадии социализма к фазе коммунизма. Сторонники этого учения уверяют, что виной всему неправильное воплощение в СССР; противники учения доказывают, что оно неверно. Но абсолютно никакие разгромы практики социализма не в силах опровергнуть теорию для ее сторонников. Сторонники ищут новые причины каждой неверной реализации теории на практике, избегают критики теории марксизма. Из этого следует, что марксизм всегда будет гипотезой, верность которой человечество снова будет испытывать экспериментально.

С позиций логики гипотеза является условно-категорическим умозаключением, которое можно выразить при помощи формулы «если…, то…». Поэтому каждое предположение о социальной реальности можно рассматривать как гипотезу. Научная гипотеза представляет собой вопрос, сформулированный в соответствии с научными правилами. При получении подтверждения (ответа), гипотеза становится неотъемлемой частью научного знания. В широком смысле гипотеза - это вопрос.

В качестве примера научной гипотезы приведем выдержку из научно-исследовательского проекта «Детерминация солидарного сознания и солидарных действий»: возможность участия в солидарных акциях (рабочих) зависит от солидарного сознания на трех уровнях: уровне ценностей, уровне обобщенных установок и уровне поведенческих готовностей к действию. Для подтверждения гипотезы создается обобщенный тест на измерение состояний солидарного сознания, после чего исследуется его правдивость при сопоставлении полученных данных с фактическим поведением в реальной ситуации трудового конфликта [2; c. 5-6].

Процедура выражения гипотез играет главную роль в социологическом исследовании. От качества выдвинутых гипотез во многом зависит научная работа социолога. Зеттерберг выдвинул три критерия приемлемости гипотезы:

эмпирические данные должны быть составлены так, как предсказано гипотезой;

нужно отвергать непроверяемые гипотезы;

нужно образовывать, после чего отвергать альтернативные гипотезы, при том оставаться должна одна - проверенная.

Выдвижение гипотезы основывается в основном на опыте и интуиции исследователя. На первой стадии выдвижения гипотеза представляет собой метафору, затем ее логически интерпретируют, подвергают всесторонней проработке, редакции и шлифовке. Вторая стадия называется разработка гипотезы. От первого этапа его отличает рациональность.

При разработке гипотезы начальная и очень неопределенная гипотеза становится совокупностью конкретных и проверяемых экспериментально частных гипотез.

В большинстве случаев толчком для социологического исследования и создания новой теории является интересная идея, обращённая на решение проблемной ситуации. Сначала социолог изучает уже имеющиеся труды по данной тематике. Он изучает литературу, выбирает факты из других исследований, с помощью которых можно проверить выдвинутую гипотезу, конкретные следствия из нее он проверяет уже в собственном исследовании. С точки зрения методологии, разработка гипотезы подразумевает выдвижение как можно большего количества следствий. Так как число следствий неизвестно, на практике часто ограничиваются несколькими следствиями. Важно само наличие следствий. Количество следствий определяет качество теории. При руководстве одним следствием есть вероятность получить ложную теорию [15; c. 56-59].

В качестве примера гипотезы предположим, что мужчины предпочитают жениться на девушках с более низким, чем у них самих, уровнем образования. Одной из причин может являться желание доминировать в решении семейных вопросов. Анализ статистики, взятой из загса, доказывает выдвинутое предположение. Но в гипотезе не учитывается различие возраста вступающих в брак супругов. В большинстве случаев мужчины женятся на женщинах, которые моложе их на 3 и более лет. Но молодые партнеры, естественно, имеют более низкое образование. Таким образом, невозможно рассуждать о сознательном выборе мужчин. В методологическом плане это фиксируется как то, что за переменной «образование» скрывалась еще одна переменная - возраст, которую не учли в системе выдвинутых гипотез. При построении гипотез нужно учитывать также «жизненный цикл». Уровень образования у юношей в возрасте 17-25 лет в среднем ниже, чем у девушек в том же возрасте, поскольку многим приходится служить в армии. При этом параллельно есть сопутствующий факт: с течением времени уровень образования может выровняться, так как женщины, выйдя замуж, родив детей, бросают учебу. Можно сделать вывод, что нельзя ограничивать количестве выдвигаемых гипотез без потери качества исследования [7; c. 12-13].

Высоко ценится в методологии выдвижение не только разнообразных следствий из одной гипотезы, но и создание альтернативных гипотез. Если рассматривать гипотезу о том, что уровень образования у вступающих в брак мужчин в основном выше, чем у женщин, специалист выдвигает антагонистическую гипотезу: в молодых семьях, с возрастом супругов не более 25 лет, их образование одинаково. Для проверки гипотезы можно проанализировать в банке данных сведения по выборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет. При подтверждении гипотезы происходит опровержение первой гипотезы, но это возможно при рассмотрении молодых семей. Однако на этом дело не кончается. После анализа подвыборки молодых семей, специалист создает специальную подвыборку семей с возрастом свыше 25 лет, после чего проводит анализ распределения образования между супругами. Изучается период когда мужчины отслужили в армии, получили образование, после чего строят профессиональную карьеру, параллельно повышая образование, в то время женщины, после получения первого образования, рожают, уходят в декрет и занимаются домом. На этом этапе начинается отрыв образования мужчин от образования их жен. Таким образом, базовая гипотеза не опровергнута полностью, при этом область ее подтверждения весомо уменьшилась.

Затем ученый проводит анализ того, какие еще переменные могут оказывать влияние разность в образовании мужа и жены. Начинают выдвигаться такие переменные как количество детей, количество повторных браков. При сравнении выборки одиноких и замужних женщин, можно предположить, что одинокие женщины выбрали экономическую независимость и профессиональную карьеру семейному счастью. То есть первая гипотеза получает дополнительное подтверждение, так как очевидно, что мужчины сознательно предпочитают выбирать в супруги ориентированных на семью, а не на карьеру женщин [14; c. 69-70].

В своем исследовании ученый выдвигает несколько разнообразных гипотез и к каждой дает альтернативу. В большинстве случаев социологи при опровержении гипотез считают, что не состоялись как профессионалы или что никуда не годится сформулированная теория. Иногда специалисты заведомо выдвигают только те гипотезы, которые подтвердятся. Это неправильно. Если все до одной гипотезы нашли подтверждение, значит, ученым не были созданы альтернативы и гипотезы-следствия. Профессионализм ученого заключается в создании как можно большего числа гипотез, а не в выдвижении заведомо правильных гипотез.

Когда гипотезы находят подтверждение или опровержение, исследователь видит достаточно полную картину социальной реальности и надежно работающую теорию.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: