Место гипотезы в социологическом исследовании




Введение

 

На данный момент человеческая цивилизация находится на высокой стадии своего развития, обладает развитой сетью социальных институтов и иерархией власти. Но перед человечеством всегда возникают разнообразные трудные проблемы. Таковыми могут являться, например, оценка общественного мнения по какому-либо вопросу. Для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме, её причине. Решающую роль в этом играет социологическое исследование.
Социологическое исследование представляет собой промежуточное звено между теоретическими знаниями и реальной действительностью, устанавливающее новые закономерности развития общества в целом или каких-либо его структурных элементов в частности.

Объектом изучения является процесс выдвижения рабочих гипотез в социологическом исследовании.

Цель курсовой работы - установление роли научных гипотез в социологическом исследовании.

Задачами курсовой работы являются:

изучение значимости и необходимости гипотезы в социологическом исследовании;

определение сущности научной гипотезы в социологическом исследовании;

рассмотрение классификаций и качественных характеристик гипотез;

выявление основных требований, предъявляемых к гипотезам.

 


Понятие и сущность гипотезы в социологическом исследовании

Место гипотезы в социологическом исследовании

гипотеза социологический организационный

Отправные задачи социологического исследования, которые во многом определяют его успех, научную и практическую значимость, решаются на первом, подготовительно-организационном этапе, во время разработки программы.

Программа социологического исследования - это документ, который раскрывает исследуемую ситуацию и процедуру ее изучения, в котором всесторонне обосновываются методологические подходы и методические мероприятия социологического исследования. Программа содержит в соответствии две части - методологическую и методическую. Первая посвящена предмета исследования, вторую - его методам [1; c. 15-17].

Непосредственным поводом для проведения социологического исследования является наличие проблемы, реальной проблемной ситуации. Проблема - все то, что требует изучения и решения. В простейшем понимании - это вопрос, на который надо ответить, но знаний не хватает для ответа. Для этого и проводятся исследования. Проблема тем отличается от задачи, для решения последнего знания есть, нужно их только использовать, чтобы ответить на поставленный вопрос. Но если появляется проблема, то знания нужно найти, добыть. Считается, что в основе проблемы лежат какие то ли противоречия между фактами, или между фактами и способами объяснения, или между потребностями и возможностями их удовлетворения в социальной ситуации, которая сложилась. Социальная ситуация - это совокупность социальных факторов, влияющих на чувства, представления и поведение индивида или группы в системе взаимодействия в определенный период времени [3; c. 45-47].

С целью сбора информации для разработки действенных методов решения проблемной ситуации, которая сложилась, и проводится социологическое исследование. Однако, если способы решения той или иной проблемной ситуации известны, существуют соответствующий опыт или социальные технологии на других предприятиях, то проводить социологические исследования, понятное дело, нецелесообразно [2; c. 56-58].

Программа исследования имеет четко очертить все противоречия, то есть сформулировать проблему, на решение которой ориентируется исследования. Формулировка проблемы имеет более-менее точно отразить противоречия, для решения которых нужно принять соответствующие управленческие постановления, содержание которой и помогает охарактеризовать социологическое исследование.

Социальные проблемы в целом трактуются социологами как болезни общества. После формулировка и обоснование актуальности проблемы выясняют, на какой результат ориентировано исследования и в какие способы его добиваются, то есть определяют цель и задачи исследования. Для этого изучают специальную литературу, данные научных исследований, накопленный опыт, документацию по исследуемой темы, проводят опрос, наблюдение и т.д.

В процессе предварительного анализа объекта и выделения
значимых с точки зрения решения проблемы факторов формулируют рабочие гипотезы [4; c 25-30].

Гипотеза (от греч. úрóхеуйт - предположение) - обоснованное предположение относительно объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов, причин, факторов и тенденций их развития, которое требует эмпирического подтверждения или опровержения.

Разработка гипотез - центральный момент социологического исследования. Гипотезы могут быть научными, то есть основываться на известных теориях, или такими, которые основываются на повседневном жизненном опыте и играют роль своеобразной подсказки для формулировки действительно научных гипотез.

Гипотетически обозначенные показатели эмпирически интерпретируются, то есть переводятся в адекватные вопросы анкеты, опросного листа и т.д.

Подтверждения или опровержения гипотезы-следствия является доказательством обоснованности гипотезы-причины. В зависимости от важности выполняемой роли различают гипотезы основные и неосновные. В отличие от гипотез-причин и гипотез-последствий, которые логически взаимосвязаны, эти гипотезы являются разными задачами исследования и будто сосуществуют друг с другом. Конечно, главное внимание во время выдвижения гипотез уделяют основным предположением [6; c. 13-14].

Для того чтобы проверить рабочие гипотезы, получить достоверные результаты социологического исследования, следует знать, какую информацию нужно собрать, почему именно эту, а не другую, и в какой форме. Решению этих вопросов способствует проведение специальных исследовательских операций, которые дают возможность сравнить исходные теоретические знания с объективным состоянием реальности, социальной практики.

Имеется в виду теоретическая и эмпирическая интерпретация исходных понятий, получившей название логического анализа предмета исследования. Сущность этого анализа заключается в структурировании основных понятий предмета и всестороннему объяснении их содержания.

Поскольку предмет исследования подается через определенные абстрактные понятия, которые являются как бы символами исследуемого явления, то и логическому анализу (разделению) подвергается не само явление, а понятия и категории, которые воспроизводят его. Для того чтобы описать предмет, наметить направление последующего его анализа, следует дать четкие определения категорий, используя для этого это принято думать научные формулировки (словари), а также исходя из логики, научной позиции и социального опыта самого исследователя. Такая трактовка имеет логико-познавательный характер и называется интерпретацией.

Социологическое исследование следует вести только на основе категориального (линейного) аппарата. От этого в значительной степени зависит успешность теоретического анализа, глубина эмпирического исследования. Некоторые основные понятия состоят из нескольких более узких понятий. Например, понятие «социальная активность» включает в себя понятие «трудовая активность», «общественно-политическая активность» и «познавательная активность».

В связи с этим логический анализ рядом с интерпретацией основного понятия предусматривает выделение и интерпретацию тех простых понятий, которые оно содержит [8; c. 21-22].

Эмпирическая интерпретация и операционализация означают не только теоретическое уточнения основных понятий. Конечной целью является поиск аналогов в социальной действительности - эмпирических индикаторов исследуемых характеристик явлений, процессов, а также средств измерения или фиксации этих индикаторов-индексов. Степень операционализации предопределяется типом исследования. Например, для разведывательного исследования нужна не такая глубокая операционализация, как для описательного, и тем более для аналитического. Пополнение категориального аппарата расширяет возможности операционного измерения социальной действительности.

Разработка методической части программы социологического исследования предполагает решение вопросов методики и техники исследования, выбор наиболее приемлемых методов сбора, обработки и анализа первичной информации. В решении этих вопросов исходным является определение генеральной и выборочной совокупностей.

Основополагающим относительно выборки является закон больших чисел, которому подлежат все массовые процессы.

В зависимости от того, обследуется вся генеральная совокупность ли некая ее часть, выделяют общие, локальные и выборочные исследования. Общие исследования - это те, где генеральная совокупность обследуется полностью, локальные - только отдельная ее часть, выборочные - определенный процент генеральной совокупности [5; c. 17-18].

Примером исследований первого вида может быть опрос всех работников предприятия с целью сбора информации для решения определенной социологической проблемы, второго - опрос работников только одного подразделения и третьего - опроса лишь некой, скажем, десятой части всех работников предприятия. Однако при этом должен быть обеспечен такой отбор опрашиваемых, чтобы их мнение максимально отражала мнение всех работников, то есть была достаточно репрезентативной. Требование репрезентативности означает, что по отдельным параметрам (критериям) состав обследуемых должен приближаться к соответствующих пропорций в генеральной совокупности. Выделяются те характеристики, которые являются значимыми для исследуемого явления. Объекты представления и единицы обследования могут совпадать или не совпадать. В первом случае имеет место так называемая одноступенчатая выборка. Большое количество единиц обследования или размещение их на большой территории требует многоступенчатой выборки. Это означает, что отбор объектов представления осуществляется на многих ступенях, а обследование - только на последнем.

Итак, по многоступенчатой выборки совсем не обязательно иметь полную информацию о всех единицы обследования. Для организации выборки на каждой следующей ступени достаточно иметь информацию об объектах представления, отобранные на предыдущей ступени. Многоступенчатая выборка в отличие от одноступінчастої предусматривает наличие на каждой ступени промежуточных объектов, которые соотносятся друг с другом по принципу «матрешки». Например: предприятие - цех - участок - бригада - рабочий [10; c. 26-29].

Инструментарий социологического исследования - это набор специальных документов (анкет, опросных листов, карточек для фиксации результатов наблюдения и др.), за помощью которых реализуются методы социологического исследования и собирается нужна эмпирическая информация. ногоступенчатый отбор более гибкий, чем одноступенчатый и значительно экономнее.

Минусом многоступенчатого отбора является то, что растет возможность ошибок репрезентативности: трудно четко обозначить ошибку и исправить ее. И если, скажем, первая ступень отбора охватит неполную количество неоднородных относительно друг друга единиц, то после обследования на последней ступени может возникнуть значительное искажение. Формируя многоступенчатую выборку, следует прежде всего убедиться, не вкралась ошибка смещения, что очень часто случается в социологическом исследовании.

В процессе сплошного отбора все единицы совокупности подлежат обследованию или все объекты представления переходят на следующую ступень. За случайного отбора каждая единица генеральной совокупности имеет одинаковую или почти одинаковую вероятность попасть в выборочной совокупности.

Случайная выборка может добираться по датам рождения, фамилиями, начинающимися с определенных букв, таблицами случайных чисел и т.д.

Следует отметить, что в процессе эмпирического социологического исследования наряду со специальными социологическими методами сбора первичной информации о социальные процессы, явления, отношения (анализ документов, наблюдение, опрос, эксперимент) могут использоваться методы других наук (экономические, психологические и т.д.).

Целенаправленная выборка - это такой отбор, за которого единицы совокупности отобраны направлено, а следовательно, не каждая единица генеральной совокупности имеет шансы попасть в выборочной совокупности.

Среди случайных способов отбора наиболее распространены вероятностный (или упрощенный его вариант - статистический); районирован, а среди направленных - квотный основном массива или стихийный.

Систематическая выборка заключается в том, что отбор осуществляется с определенным шагом - каждая десятая, двадцатая ли какая другая за отсчетом человек.

Гнездовая выборка - это отбор определенных статистических групп (гнезд) - бригад, студенческих групп, семей и т.д., которые подлежат обследованию.

Стратифицированная выборка - это выборка в несколько этапов, на каждом из которых меняется единица отбора. Например, на первом этапе отбираются семьи по месту жительства, на следующем - за районом города, далее - конкретизируются семьи, которые обстежуватимуться, и наконец, члены семей, которые обстежуватимуться.

В программе социологического исследования подробно рассматриваются методы обработки и анализа собранной информации [12; c. 36-38].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: