Гипотезы должны иметь четкую и ясную формулировку. При выражении гипотезы не применяются двусмысленные и противоречивые понятиями. Каждое используемое в исследование понятие нужно обеспечить операциональным определением. Это осуществляется при помощи справочной литературы, а также исследований, где данное понятие уже операционально определено, а также в ходе бесед со специалистами, опросов в исследовательской группе.
У Гипотез должны быть эмпирические референты. Эмпирическими референтами представляют собой живых людей либо материальные объекты, определяющиеся данным термином или понятием. Рассмотрим вариант выдвижения социологом следующей гипотезы: пенсионеры меньше вкладывают деньги в развитие экономики, чем молодежь. В гипотезе не указано. Кто именно относится к людям пенсионного возраста. Либо к данной категории относятся только возрастная группа женщин старшее 55 лет и мужчин старше 60 лет, либо это и те, кто в силу специфики характера труда, вышел на пенсию в более раннем возрасте. Известно, что военные, балерины, шахтеры и др. выходят на пенсию раньше. Следующее установление: кого относить к молодежи? Нужно ли учитывать например тех, кому уже 35 лет, но кто все еще числится «молодым ученым»? Точное определение эмпирических референтов облегчит нахождение пути исследования, определит в точности категории опрашиваемы [12; c. 41-45].
В качестве эмпирического референта могут выступать реальные чувства, явления, процессы. Так, плохое настроение может являться референтом признаком фрустрации, повышение курса доллара - референтом или признаком инфляции.
В гипотезах не должно наблюдаться моральных оценок или суждений. Для удаления моральных оценок нужно провести процедуру сортировки используемые понятий на оценочные и фактологические. Фактологические оставляют неизменными, а оценочные переводят в разряд фактологических.
|
Если есть возможность, общую гипотезу разделяют на подгипотезы. Недостаточно сделать обобщенный прогноз войны: мы должны определить время, место и участников (категории населения, численность войск и т.д.). Предположение о всеобщем закате цивилизации не является гипотезой, которую можно проверить. Можно выдвинуть гипотезу о негативном влиянии урбанизации на здоровье человека. Правильнее, разбить в исследовании эту общую гипотезу на несколько частных, таких как сокращение рождаемости, увеличение смертности, рост числа разводов, увеличения видов заболевания и количества заболевших.
У гипотез должна быть взаимосвязь с методами и инструментами. У каждой гипотезы или совокупности гипотез должны быть инструменты и средства проверки. Для крупномасштабных проблематично найти подходящий метод проверки, устраивающий или убеждающий всех.
Заключение
Роль гипотезы в социологическом исследовании чрезвычайно велика. Важнейшие ее функции:
научная гипотеза накапливает опыт науки, социальной практики, жизненный опыт самого исследователя;
научная гипотеза определяет цели исследования, служит основным методическим инструментом, координирующим весь процесс исследования, подчиняя его внутренней логике.
Весь процесс исследования устремлен на проверку истинности гипотез, по результатам чего гипотеза подтверждается и становится тезисом, правдивость которого уже доказана, либо опровергается. Гипотеза проверяется фактам, обнаруженным в ходе исследования. При этом несоответствие выдвинутой гипотезы фактам - это также научный результат, который может иметь не меньшее значение, чем установление ее адекватности.
|
При выдвижении гипотез социолог производит:
систематизацию выдвинутых догадок, определение логической связи между гипотезами и следствиями, выделение наиболее общих предположений, характеризующих существование и значимые аспекты проблемы, способы решения основных задач исследования;
выделение основной гипотезы;
установление критериев и показателей эмпирической и теоретической гипотез:
по результатам проверки гипотез социолог может судить о характере их связи с гипотезами-следствиями и гипотезами-основаниями;
построение выводов из доказанных гипотез по отношению к проблеме, предмету, задачам исследования.
Список литературы
1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология. М.: Академ.
Проект, 2009.
2. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск: ТетраСистемс, 2010.
. Батыгин И.А. Лекции по методологии социологических исследований: учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2009.
. Бутенко И.А. Организация прикладного социологического исследования. - М.: Тривола, 2011.
. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы: методология, исследовательские практики. М.: Флинта: МПСИ, 2010.
. Демидов Н.М. Основы социологии и политологии. Москва - ACADEM'A, 2010.
. Зборовский Г.Е. Прикладная социология. М.: Гардарики, 2004.
|
. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Москва ИД ФОРУМ - ИНФРА-М, 2012.
. Кузнецов И.Н. Технологии социологического исследования. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «Мар20», 2009.
. Руденко Р.И. Практикум по социологии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
. Седов А.В. Методы сбора, обработки и анализа социальной информации. Л., 2012.
. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - Спб. Питер, 2012.
. Социология. Основы общей теории./ Отв. ред. акад. Г.В. Осипов, чл.-корр. Л.Н. Москвичёв. М.: Изд-во НОРМА, 2010.
. Харчева В.В. Основы социологии. М.: Издательство «Логос», «Высшая школа, 2012.
. Халтобин В.О. Методология и методы социологических исследований. - Запорожье: ЗИГМУ, 2010.
. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М. 2009.
. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1997.
. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., Добросвет, 2010.
. https://soc-opros.info/obshaya-sociologiya/110-etapy-vidy-soc-issl