Классификация и характеристика гипотез




Классификации гипотез

 

Существуют различные классификации гипотез. Гипотезы могут быть рабочими, каузальными (причинно-следственными) и описательными, абстрактными и конкретными, количественными и качественными, статистическими, нулевыми.

Гипотезы классифицируют на простые и сложные. Простые гипотезы подразумевают условие реализации нормы, сложные - на несколько условий Сложные гипотезы могут быть кумулятивными и альтернативными.

Кумулятивная гипотеза объединяет в себе реализацию нормы с одновременным наличием нескольких условий.

Альтернативная гипотеза устанавливает реализацию нормы в зависимости от наступления одного из нескольких условий.

По степени определенности гипотезы бывают абсолютно определенными (простая), относительно определенными (сложная) и даже неопределенными («в случае необходимости»), а по способу изложения - казуистическими и абстрактными.

По составу предположений, качающихся изучаемого объекта классифицируют гипотезы описательные, объяснительные и прогностические [16; c. 9-16].

Описательные гипотезы представляют собой предположения о структуре объекта, его функциях, изучается статистическая и эмпирическая информация, качающаяся эмпирических фактов. Если рассмотреть в качестве примера исследования взаимосвязь конфликтных семей и уровня преступности несовершеннолетних, то, опираясь на имеющуюся статистическую информацию, можно сделать вывод о том, какая доля обследованных лиц имеет прямую зависимость, а в какой части эта зависимость отсутствует. По результатам выдвижения данного типа гипотез ученый получает результаты в абсолютных числах, процентах, средних арифметических величинах.

 

Рис. 1 - Виды гипотез

 

Объяснительные гипотезы являются этапом аналитических исследований, предположениями о причинно-следственных связях в изучаемом объекте. При помощи объяснительных гипотез осуществляются попытки раскрыть причины социальных явлений, процессов, установленных в результате подтверждения описательных гипотез.

Любое явление или событие, имеющее для социолога исследовательскую значимость, находится в тотальной системе, оно может проявляться как тенденция или закономерность. Поэтому нужно создавать как объяснительные, так и прогностические гипотезы, содержащие высокий уровень познания социальной реальности. Благодаря прогностическим гипотезам возможно отразить множество явлений, проанализировать некоторые тенденции или закономерности в развитии микро- и макросистем. В этом случае значимость результатов исследования начинает представлять ценность для конструирования статистических рядов, которые, в свою очередь, воссоздающих развитие социальных процессов в обществе.

Уже на поздних этапах социального развития общества осуществляется проверка объективности прогностической гипотезы. В выводах определенной работы прогностическая гипотеза она остается лишь гипотезой и зачастую недооценивается исследователями. Иногда по результатам проверки и подтверждения гипотез получается описание того, что давно
известно. Как социальный факт могут являться: описание поведения людей, групп, общностей; результаты человеческой деятельности; вербальные действия; различные взаимосвязи и взаимодействия. Таким образом, исследование и включение в научный оборот ранее не изученных явлений или процессов - еще одна задача науки, в том числе социологии [18; c. 65-67].

Существует еще одна классификация гипотез, которая делит их на общие (абстрактные) и конкретные. В качестве примера предположим, что суть забастовки - проявление отчуждения труда, и чем выше уровень отчуждения, тем чаще возникают забастовки. Отчуждение труда очень общее понятие. В этой ситуации лучше использовать более конкретные термины. Так, социолог-исследователь может высказать догадку, что с увеличением сроков продолжительности забастовки число сочувствующих уменьшается. Еще одно предположение: с увеличением сроков проведения забастовки увеличивается возможность заключения договора между конфликтующими. В опросе или в наблюдении легче проверить конкретную гипотезу. Если опираться на собственный опыт, можно предположить, что обе гипотезы верны. Источником гипотез служит наш жизненный опыт, интуиция, а не подтвердившаяся гипотеза имеет такую же ценность для науки, как и подтвержденная.

Если рассуждать какая гипотеза имеет большую значимость, то, на первый взгляд, кажется, что конкретная. Но нужно помнить, что бесконечно увеличивать степень конкретности гипотезы нельзя, так как она утрачивает свою объяснительную силу. Гипотеза должна предполагать тенденцию, а не факты. Конкретная гипотеза находится между фактами и теорией, общим и единичным. Очень завышенное конкретное предположение не является гипотезой, представляет собой лишь суждение о том, как в том или ином случае распределятся проценты. Для науки такие гипотезы не имеют ценности [17; c. 36-40].

Наука нужны обобщения. Зачатую конкретность и количество в цифрах не связаны между собой. Гипотезы должны быть конкретными, но при этом не обязательно выраженными в цифровой форме. Гипотезу, содержащую цифры, опровергнуть легко, следовательно, ее научная ценность низка. Чтобы стать конкретной, гипотеза должна быть достаточно обобщенной. В некоторых случаях, заказчик дает задание социологу на основе цифровых формулировок, например: «Если в бригаде №9 ухудшаются условия труда на 10%, то вероятность возникновения конфликтов возрастает на 40%». Очень сложно добиться подтверждения конкретных гипотез, но при этом они представляют высокую значимость для науки.

В тоже время, абстрактные гипотезы распространяются на все явления. Если социолог выдвигает гипотезу о том, что повторный брак заключают чаще мужчины, имеющие высшее образование и подающие на развод по нравственным соображениям, то, в случае подтверждения гипотезы, нельзя распространять результаты полученного теоретического утверждения на всех женатых мужчин. Начинающие социологи часто не учитывают этот факт, неправомерно увеличивая сферу действия своих гипотез и теорий. Из-за этой оплошности гипотезы утрачивают не только объяснительные, но и предсказательные способности.

Еще один пример предлагает Г.С. Батыгин: социологами в США испытывалось предположение, что демократический тип лидерства в малых группах более эффективен, чем авторитарный. Исследования проводились в колледжах, в научных коллективах, на предприятиях. Данная гипотеза не нашла подтверждения в армейских подразделениях демократический стиль лидерства неэффективен в молодежных группировках и политических партиях.

Таблица 1. Виды гипотез в социологическом исследовании

Отношение к центральным задачам исследования Место в логической структуре доказательства Степень научной обоснованности
Основные гипотезы. Указывают на наиболее существенные связи объекта; обеспечивают установление способов решения основных проблем исследования Гипотезы-основания. Гипотезы, которые доказываются с помощью выводимых из них гипотез. Могут не иметь прямых эмпирических признаков Первичные гипотезы. Выдвигаются на начальных этапах анализа
Неосновные гипотезы. Характеризуют побочные, но достаточно нужные для решения основных проблем связи объекта Гипотезы-следствия. Гипотезы, выводимые из основных и служащие средством доказательства. Обязательно предполагают наличие эмпирических признаков, которые проверяются посредством измерения Вторичные гипотезы. Выдвигаются на основе проверки, уточнения первичных гипотез

 

Тривиальные гипотезы не представляют научной ценности. Гипотеза должна обладать рядом качеств: она должна быть смелой, рискованной, оригинальной. Ее результатом должно являться новое знание.

В процессе эмпирической проверки гипотезы выделяют основные и неосновные гипотезы. Основные гипотезы отражают основную задачу (цель) социологического исследования. Неосновные гипотезы отражают второстепенные задачи социологического исследования [19; c. 32-35].

Кроме этого, гипотезы делят на первичные и вторичные. Первичными считаются гипотезы, сформулированные до получения информации об изучаемом объекте. Вторичные гипотезы формулируют после получения дополнительной информации об объекте. На начальных этапах исследования выдвигаются рабочие гипотезы, которые представляют собой исходные предположения о характере и свойствах исследуемых связей объекта. Виды и свойства гипотез отражены в таблице.

Характеристики гипотез

 

По мнению ученых, при одинаковых условиях предпочтительнее гипотеза, охватывающая более широкую совокупность объектов. С увеличением уровня обобщения гипотезы, увеличивается ее значимость для науки. Но при увеличении уровня обобщения пропорционально увеличивается трудоемкость исследования и уменьшается истинность вывода.

Как правило, расширение гипотезы происходит в процессе осмотрительного увеличения принятой закономерности на родственные социальные группы. При исследовании зависимости выбора формы досуга от материального положения опрошенных студентов, то с определённой долей вероятности данную гипотезу можно распространить на более широкие слои населения, такие как учащиеся и молодежь. В то же время при распространении обнаруженной зависимость людей пенсионного возраста, то с большой долей вероятности эта зависимость окажется ложной.

Следующая характеристика гипотезы - сложность. Определяется количеством переменных, входящих в ее формулировку. Чем больше переменных включено в гипотезу, тем труднее доказать ее опытным путем тем сложнее аналитическая работа с ней. Гипотезы с одной переменной называются гипотезами минимального уровня сложности, с двумя переменными - гипотезы оптимального уровня. Гипотезы с большим числом переменных нуждаются в сложном процедурном обеспечении.

К характеристикам гипотез также относят проверяемость, специфицируемость, воспроизводимость, детерминированность, фальсифицируемость, предсказуемость, коммуникативность, устойчивость.

Одним из главных свойств гипотез является ее истинность. Выделяют два вида истинности гипотез. Логическая истинность, когда она дедуктивно выводится из теории. Эмпирическая верность, когда она проверяется на соответствие фактам. Явление логически истинное может быть одновременно эмпирически ложным [15; c. 36-38].

При постановке вопроса о связи теории с реальностью, исследователь перемещает теоретические утверждения в гипотезы. После обработки эмпирических данных, предсказанные гипотезы могут быть истинными в реальном мире. Если проверка гипотезы будет осуществляться на опыте, то ее формулировка должна быть простой и понятной, кроме того, необходимо указать на метод, средства или способ такой проверки. Второе условиеочень значимо: при выдвижении гипотезы ученый должен указать способы ее проверки.

Следовательно, что социологическое исследование это не только постановка правильных вопросов и поиск на них полных ответов. Огромное место отводится для гипотез, проверка которых играет роль своего рода очной ставкой теории и реального мира. Можно сказать, что проверяя одну гипотезу производится проверка теории в целом, так как все гипотезы теории находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Очень важно учесть эмпирические факты, свидетельствующие не в пользу выдвинутой гипотезы. Рассмотрим пример с теорией социального обмена Дж. Хоманса.

Теория основана на положении: чем чаще два индивида взаимодействуют между собой, тем больше они укрепляют дружественные отношения. Но Хоманс не указал, о каком взаимодействии идет речь. Его тория была раскритикована. Претензии критиков основана на том, что если два конфликтующих индивида часто взаимодействуют, то усиливается конфликт, а не дружба. По мнению критиков, теория Хоманса обладает низким прогностическим потенциалом.

Это пример доказывает необходимость указания автором исследования сферы применения теории и сферы проверки гипотезы. Чтобы определить границы области гипотезы нужно изучить широкий спектр явлений, указать на противоречащие ей факты, и выдвинуть либо новые допущения, либо вспомогательные или альтернативные гипотезы. Предположим, прикладной социолог изучает взаимосвязь морали (социально-психологического климата в бригаде) и производительности труда. Исходя из гипотезы, что высокая мораль на производстве позитивно связана с высокой производительностью труда, он рассматривает не весь спектр явлений, а только те из них, которые, по его мнению, должны подтвердить выдвинутую им гипотезу. Обнаружив свидетельствующие в ее пользу факты, он публикует результаты проверки гипотезы. Однако коллеги, познакомившись с результатом, указали автору на серьезный промах: увлекшись позитивными связями, он пропустил негативные. На самом деле, к первой гипотезе следовало добавить по крайней мере еще одну: высокая мораль на производстве негативно связана с высокой производительностью труда. Она кажется абсурдной лишь на первый взгляд. Если ее переформулировать, то получим не менее плодотворную, чем первая, гипотезу о том, как связаны между собой минимальная производительность и максимально высокая мораль [7; c. 12-17].

Предположим, сплоченная бригада из классовой солидарности прибегает к рестрикционизму или из высоких политических соображений (протестуя против несправедливого обращения) коллективно организовывает забастовки, требуя улучшений условий труда. Такое поведение очень распространено и удостоверяет о том, что классовая солидарность негативно влияет на высокую производительность, так как в одном случае рабочие снижают норму выработки (рестрикционизм), а в другом и вовсе бросают работу (забастовка).

В качестве вывода можно судить о том, что, ограничившись одной гипотезой, ученый не смог ее проверить. Была раскритикована не просто область ограничения исходной гипотезы, была доказана ее эмпирическую ложность. В дальнейшем, для такой гипотезы необходимо указать ее сферу применения, обусловить эмпирические ситуации, к которым она применима и к которым не допустима. Эта процедура называется конкретизацией
гипотезы [1; c. 15-19].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: