Техника лизинговых операций отражена на рисунках 3 – 5.
Рис. 3 Механизм классической операции лизинга
1 — заявка на оборудование; 2 — плата за оборудование; 3 — оборудование; 4 — арендные платежи.
Поскольку лизинговойкомпании часто не хватает собственных средств для осуществления лизинговых операций, она может привлекать ссуды. Такая операция получила название лизинга с дополнительным привлечением средств (рис. 4). Подсчитано, что свыше 85% всех сделок по лизингу являются лизингом с привлечением средств. Лизинговая компания берет долгосрочную ссуду у одного или нескольких кредиторов на сумму до 80% стоимости сдаваемых в аренду активов (без права регресса на лизингополучателя), причем арендные платежи служат обеспечением ссуды.
Рис. 4 Механизм операции лизинга с дополнительным привлечением средств
1 — заявка на оборудование; 2 — 80% ссуда без права регресса на лизингополучателя; 3 — плата за оборудование; 4 — платежи по ссуде; 5 — оборудование; 6 — арендные платежи.
Часто лизинг осуществляется не на прямую, а через посредника (рис. 5)
Рис. 5 Механизм операции лизинга через посредника
1 — оборудование; 2 — арендные платежи.
Основной лизингодатель получает преимущественное право на получение арендных платежей. В договоре обычно обусловливается, что в случае банкротства третьего звена арендная плата будет поступать основному лизингодателю. Подобные сделки получили название сублизинг.
На рис. 6 представлена схема возвратного лизинга. Предположим, что у предприятия имеется оборудование, но не хватает средств для производственной деятельности. Тогда она продает это оборудование лизинговой компании, а последняя сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, предприятие становится лизингополучателем. У него происходит временное высвобождение денежных средств.
|
Рис. 6 Механизм возвратного лизинга
К такой сделке можно прибегнуть и тогда, когда у предприятия довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, оно не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли.
В последнее время получила распространение практика заключения соглашения между производителями оборудования и лизинговыми компаниями. В соответствии с этими соглашениями производитель от лица лизинговой компании предлагает клиентам финансирование своей покупки с помощью лизинга. Таким образом, лизинговая компания использует торговую сеть поставщика, а поставщик расширяет границы сбыта своей продукции. Эти сделки получили название «помощь в продаже» и применяются обычно для оборудования низкой стоимости.
При постоянном и тесном сотрудничестве предприятий с лизинговыми компаниями возможно заключение соглашений по предоставлению лизинговой линии. Эти соглашения аналогичны банковским кредитным линиям и позволяют лизингополучателю брать дополнительное оборудование в лизинг без заключения каждый раз нового контракта.
Повышение эффективности деятельности организации при лизинговых операциях. (На примере лизинга автотранспортных средств ОАО «Московская электросетевая компания»).
|
Рассмотрим преимущества лизинга для предприятия на примере лизинговой сделки.
Особая привлекательность лизинга по сравнению с другими формами заимствований заключается в том, что, требуя меньших гарантий, и являясь менее рискованным для заемщика, лизинг является более доступной формой кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. В качестве простого объяснения преимуществ лизинга, с точки зрения экономии материальных ресурсов, проанализируем лизинговую сделку, которая является достаточно типичной.
Лизингодатель, в лице ЗАО «Финансовая компания «Финби», приобретает в собственность у продавца (ОАО «АвтоВаз»), выбранного лизингополучателем (ОАО «Московская электросетевая компания»), предмет лизинга (Автомобили «Шевроле-Нива»). Комплектация, технические параметры, гарантия качества, необходимый состав документации предмета лизинга удовлетворяют потребностям лизингополучателя. Лизингодатель предоставляет предмет лизинга Лизингополучателю за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей, с последующим переходом к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.
Лизингодатель применяет линейный метод начисления амортизации предмета лизинга с использованием коэффициента 3 (т. е. амортизация начисляется в 3 раза быстрее) исходя из срока полезного использования, определенного в соответствии классификацией основных средств.
Лизингодатель не позднее чем за два календарных дня уведомляет лизингополучателя о дате и месте осуществления передачи в лизинг. Передача предмета лизинга производится на складе продавца.
|
Лизингополучатель обязан, после получения уведомления от продавца или лизингодателя, самостоятельно и за свой счет, направить уполномоченных представителей на склад для проведения приемки предмета лизинга.
Оригинал ПТС после регистрации хранится у лизингодателя до перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Предмет лизинга передается лизингополучателю во временное владение и пользование для предпринимательских целей и не может обременяться лизингополучателем какими-либо обязательствами перед третьими лицами до даты перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Риск полной утраты или порчи предмета лизинга несет лизингополучатель с даты подписания акта сдачи-приемки в лизинг.
Лизингодатель принимает на себя обязательство ежегодно страхования на весь срок лизинга предмета лизинга от полной утраты, порчи, вследствие противоправных действий третьих лиц, крушения, кражи, аварии, пожара, взрыва, стихийных бедствий на сумму 100 % от стоимости предмета лизинга.
Передача предмета лизинга в собственность лизингополучателю осуществляется только при условии уплаты лизингополучателем всех лизинговых платежей в полном объеме в соответствии с графиком лизинговых платежей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Лизингополучатель в лице ОАО «Московская электросетевая компания», приобретя основные средства по лизинговой схеме, получает ряд преимуществ. Основные из них заключаются в следующем:
1. При лизинге происходит ускоренная амортизация, Что не предусматривают кредитные схемы. В данном случае коэффициент амортизации равен 3 (трем), то есть предмет лизинга амортизируется в три раза быстрее.
2. Лизингополучатель не платит налога на имущество, так как предмет лизинга находится на балансе лизингодателя.
3. Лизингодатель по условиям договора обязан страховать основные риски на весь срок лизинга.
Также, одно из самых основных преимуществ лизинга, относительно приобретения в кредит, экономия материальных ресурсов. Рассмотрим это подробнее.
Рыночная стоимость одного автомобиля «Шевроле-Нива» на момент заключения договора составляла 318 000 рублей. Всего таких автомобилей компания ОАО «Московская электросетевая компания» получила по лизинговой сделке восемь штук. Компания заплатила аванс в размере 30 % от стоимости предмета лизинга, что составило 763 200 рублей. В течение 13 месяцев оставшуюся сумму лизингополучатель выплачивал равными долями. Общая сумма лизинговых платежей, включая аванс, составила 3 148 432 рублей. В эту сумму включены амортизационные платежи, налог на имущество, полное страхование. Переплата по лизингу по сравнению с приобретением в собственность без посредников, составила 604 432.
Теперь рассмотрим приобретение этих же основных средств с привлечением кредита.
Организацией приобретаются автомобили «Шевроле-Нива» в количестве восьми штук общей стоимостью 2 544 000. В соответствии с Классификацией основных средств (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 года № 1) приобретаемые основные средства относятся к 3 амортизационной группе со сроком полезного использования от 3 до 5 лет. Для более полного сравнения принимаем срок полезного использования в 3 раза превышающий срок лизинга, то есть составляющий 39 месяцев.
Поскольку лизинговой сделкой учтен аванс в размере 763 200 руб., считаем, что свободные средства в указанной сумме у организации есть. Соответственно, для приобретения необходимого количества автомобилей необходимы заемные средства в сумме 1 780 800 руб. Предполагаемая ставка кредита составляет 20 % годовых. Для более корректного сравнения срок кредита принимаем равным сроку лизинга, то есть 13 мес. В соответствии с произведенным расчетом выплаты процентов по кредиту за 13 месяцев составят 207 760 тыс. руб.
При условии приобретения основных средств в собственность все риски утраты и порчи имущества несет собственник автотранспортных средств, соответственно все страховые платежи осуществляются непосредственно ОАО «Московская электросетевая компания». Добровольное страхование транспортных средств от максимального количества рисков (КАСКО-страхование) составляет около 10 % от стоимости автомобиля. В соответствии с произведенным расчетом полное страхование всех автомобилей за 13 месяцев составит 275 600 руб.
Налог на имущество организаций, рассчитанный в соответствии с 30 главой НК РФ по ставке 2,2 % за первые 13 месяцев использования автомобилей составит 44 000 руб.
Погашение стоимости собственных основных средств производится посредством начисления амортизации. Срок полезного использования автомобилей составляет 39 месяцев, то есть в течение 39 месяцев стоимость автомобилей посредством амортизационных платежей будет включаться в себестоимость продукции. За 13 месяцев амортизация составит 848 000 руб. При этом, при условии применения лизинга полная стоимость автомобилей включается в себестоимость продукции и учитывается в целях налогообложения прибыли в течение 13 месяцев. При условии начисления амортизации, в себестоимость и в расходы в целях налогообложения прибыли будет включаться только 848 000 руб., соответственно остальная сумма в размере 1696000 руб. подлежит налогообложению по налогу на прибыль. На момент заключения рассматриваемого договора лизинга ставка налога на прибыль составляла 24 %. Таким образом, налог на прибыль за первые 13 месяцев эксплуатации автомобилей составит 407 040 руб.
В итоге все платежи за 13 месяцев эксплуатации собственных автомобилей при условии приобретения их в кредит составят 934 400 руб., в том числе:
- проценты по кредиту 207 760 руб.;
- страхование транспортных средств 275 600 руб.;
- налог на имущество 44 000 руб.;
- налог на прибыль 407 040 руб.
Исходя из произведенных расчетов следует, что применение лизинговой схемы за время действия договора лизинга позволяет организации получить экономию в размере 329 968 руб. (934400 руб. - 604 432 руб.). Полученную экономию организация может направить на приобретение новых основных средств, что приводит к ускоренному обновлению основных фондов.
Заключение.
Лизинг становится гибким и многообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции, способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненно важные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу, обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. На лицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекларировав политику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту за последние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не все льготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактически не выполняются.
Лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуют определенные преимущества финансирования оборудования основных средств, но навыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько же критичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основной привлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса), заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но с высокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставления залога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но не обладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизинг стал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих” клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством и лизинговыми компаниями проделана огромная работа.
Отраслями, наиболее привлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельское хозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа - и судоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению, следует ожидать активизации лизинговой деятельности.
Сейчас Россия переживает экономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестирования во все отрасли хозяйства. Одним из наиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капитала является лизинг, как внутренний, так и международный.
Список литературы.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»
4. Антоненко И. В. «Бухгалтерский учет и налогообложение лизинговых операций» М., «Бухгалтерский учет», 2005 г.
5. Абош И. «Договор лизинга» М., «Бухгалтерия и кадры», 2008 г., № 10
6. Газман В. Д. «Финансовый лизинг» М., «ГУ ВШЭ», 2003 г.
7. Горемыкин В.А. «Основы технологии лизинговых операций»
М., « Ось-89» 2000 г.
8. Даньшина И. «Транзитное звено возвратного лизинга» М., «Московский бухгалтер», 2007 г., № 23
9. Зарипов И. А. «Лизинг в экономической системе» М., «Все о налогах», 2008 г., № 11
10. Зарипов И. А. «Регулирование международных лизинговых отношений» М., «Международные банковские операции», 2008 г., № 3
11. Зарипов И. А. «Развитие российского рынка лизинговых услуг» М., «Регламентация банковских операций. Документы и комментарии»
2008 г., № 3
12. Ивлева А. «Лизинг: огонь, вода и медные трубы» М., «Расчет»,
2008 г., № 11
13. Кошкина Т. Ю. «Возвратный лизинг» М., «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения», 2008 г., № 19
14. Лапыгин Ю. Н. «Лизинг» М., «Альма Матер», 2005 г.
15. Лещенко Е. В. «Основы лизинга» М., «Финансы и статистика», 2004 г.
16. Никифоров Н. «Лизинг: зона повышенного внимания» М., «Консультант», 2008 г., № 13
17. Петров А. В. «Лизинг в экономической системе» М., «Все о налогах», 2008 г., № 11
18. Пацанов С. В. «Использование маркетинговых инструментов на рынке лизинговых услуг» М., «Организация продаж банковских продуктов»,
2008 г., № 3
19. Плеханова Г. В. «Лизинг в экономической системе» М., «Все о налогах», 2008 г.,
20. Панченко Т. М. «Особенности учета лизинговых операций» М., «Финансовая газета. Региональный выпуск», 2009 г., № 2
21. Просветов Г. И. «Лизинг. Задачи и решения» М., «Альфа-Пресс» 2008 г.
22. Путилин Д. А. «Налоговые риски лизинговых схем» М., «Налоговые споры: теория и практика», 2008 г., № 4
23. Романовский Р. «Рынок лизинга на новых рубежах» М., «Банки и деловой мир», 2008 г., № 6
24. Синчукова А. «Финансовая аренда в помощь бизнесу» М., «Консультант», 2008 г., № 13
25. Смирнов Е. Е. «Лизинг в России 2008» М., «Организация продаж банковских продуктов», 2008 г., № 3
26. Смирнов Е. Е. «Россия на мировом рынке лизинга» М., «Международные банковские операции», 2008 г., № 3
27. Смирнов Е. Е. «Лизинг в бизнесе России» М., «Банковское кредитование», 2008 г., № 3
28. Сокольских Е. В. «Лизинг» М., «Альма Матер» 2005 г.
29. Таймазов В. А. «В свете лизинговых перспектив» М., «Расчет», 2008 г.,
№ 11
30. Филисофова Т. Г. «Лизинг. 3-е издание» М., «Юнити» 2008 г.
31. www.cfin.ru/management/finance