Зарубежный опыт развития лизинга и его практика в РФ.




 

В XX в. лизинг получил распространение уже в новом качестве - как институт, призванный регулировать особую форму инвестирования финансовых ресурсов (ограниченных, как известно) в экономику, связанную с использованием такого способа, как приобретение финансовыми организациями по просьбе промышленных фирм машин и оборудования с последующей передачей их последним в аренду. Мощный импульс развитию лизинга дало создание специальных лизинговых компаний, для которых лизинг стал не только средством торговой политики, но и предметом деятельности. Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его деятельности, было создано только в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «United States leasing Согр.». Несколько позднее в лизинговых операциях стали принимать участие коммерческие банки США, которые получили от Федеральной резервной системы США разрешение создавать дочерние фирмы для осуществления лизинговых операций.

 

Правительство США своевременно оценило это явление и оперативно разработало и реализовало государственную программу стимулирования лизинговых операций.

 

Одним из факторов широкого распространения лизинга обычно называют развитие железнодорожного транспорта: железнодорожные компании осознали, что возрастающее число грузоотправителей не желает осуществлять долгосрочное управление или монопольное использование вагонов, и чтобы уйти от обременительных расходов, эти компании стремились приобретать локомотивы, вагоны и иные транспортные средства не в собственность, а лишь в пользование.

 

Таким образом, США стал родиной нового бизнеса. К середине 60-х гг. лизинговые операции в этой стране составляли 1 млрд. долл., а к концу 80-х они превысили 110 млрд. долл., т. е. за четверть века увеличились более чем в сто раз.

 

Лизинговые операции довольно быстро пересекли границы США. В конце 50-х гг. американские лизинго­вые компании обратили свои взоры к зарубежным рынкам. В 1959 г. «United Stales Leasing Corporation» учредила свой филиал в Канаде и стала планировать учреждение филиала в Англии. Для осуществления лизинга в Англии 8 июня 1960 г. была создана торговая лизинговая компания «Меrcantile Leasing Соmpany», 80% акций которой принадлежало английской торгово-кредитной компании «Меrcantile Credit Соmpany» и 20% «U.S. Leasing Corporation». Несомненные и очень быстрые успехи компании привлекли к себе внимание других английских финансовых компаний. Уже в первой половине 60-х гг. большинство из них участвовало в операциях по лизингу. Постепенно к этим операциям стали присоединяться и банки. В 1961 г. общий оборот лизинговых фирм в Англии составил 280 млн. долл.

 

Во Франции первая лизинговая компания была создана по инициативе Bangue de II Indochine и называлась «Sepafites». Она занималась лизингом промышленного оборудования и первое соглашение подписала 22 февраля 1961 г. В 1962 г. «Sepafites» была переименована в «Locafrance». К 1965 г. во Франции уже действовало 28 лизинговых компаний, и ими было заключено договоров на общую сумму 66 млн. долл.

 

В ФРГ первая лизинговая фирма была создана в 1962 г. - «Leasing GMBH» в Дюссельдорфе. В 1968 г. лизинговые фирмы в ФРГ подписали договоров на общую сумму 125 млн. долл.

 

В 1963 г. первая лизинговая фирма была сосдана в Японии. Уже в 1967 г. общая сумма договоров на аренду машин и оборудования составила 42 млн. долл.

 

Первая итальянская лизинговая фирма была основана в 1966 г., т. е. несколько позже, чем в других европейских странах. К концу 80-х гг. было примерно 3000 фирм, занимающихся лизингом, с 30 тыс. служащих и объемом операций в 3,448 млрд. долл.

 

В середине 70-х гг. американская экономика оказалась перед необходимостью широкого обновления основного капитала. Причин тому было несколько, но наиболее важные из них - физический износ значительной части основных производственных фондов; ускоренный моральный износ, вызванный ростом цен из-за энергетического кризиса 1973 - 1974 гг., что сделало невыгодным использование энергоемкого оборудования и обесценило его; появление новых поколений оборудования и др. Все это привело к тому, что сложившаяся к середине 70-х гг. структура основного капитала США перестала соответствовать новым условиям экономического развития (в Западной Европе этот процесс произошел несколько позднее). Перед экономикой страны встала сложнейшая задача обновления в достаточно сжатые сроки всего национального производственного парка машин и оборудования. Одним из выходов в создавшей­ся ситуации стало широкое использование лизинга.

В 1981 г. в США была проведена налоговая реформа, основные положения которой содержатся в Налоговом законе экономического восстановления (Economic recovery Tax Act), принятом конгрессом по предло­жению администрации Р. Рейгана. Законом при сохранении 10%-ной ставки инвестиционного налого­вого кредита были введены самые значительные в ис­тории страны нормы амортизационного списания ос­новного капитала. Кроме того, реформа предоставила корпорациям право свободного распоряжения своими налоговыми льготами по своему усмотрению, а также передачи этих льгот другим компаниям.

 

В западноевропейских странах в 80-х годах лизинг сделал поразительный скачок в своем развитии. Можно без преувеличения сказать, что он уверенно идет к завоеванию мирового рынка. В Европе за 1987 г. объем лизинга возрос на 42,4% по сравнению с предыдущим годом. В Германии, Испании, Франции, Великобритании лизинг превысил 13 % всех капиталовложений. В Италии и Болгарии 60 % объема лизинговых операций приходится на промышленный сектор. В других странах основная часть приходится на сектор бытовых услуг (Норвегия - 70%, Бельгия и Великобритания - 60). В 1987 г. 48 % всех капиталовложений в экономику Новой Зеландии и 35% - Австралии прошло по каналам лизинга. Сумма лизинговых контрактов в США в этом же году составила 109 млрд. долл.

 

Следует заметить, что к услугам лизинга прибегали не только мелкие и средние фирмы, испытывающие финансовые трудности, но и транснациональные корпорации, располагающие огромными ресурсами. В США 80-х, например, около 80% фирм регулярно приобретали на условиях лизинга те или иные виды машин и оборудования.

 

После спада в 1997 г. мировой лизинговый бизнес в 1998 г. показал увеличение объема лизинговых операций на 6,6% по сравнению с предыдущим годом. Он составил 432,5 млрд. долл., что на 26,7 млрд. долл. больше, чем в 1997 г.

Однако на общем благоприятном фоне продолжалось падение лизинговых операций в Азии, которые уменьшились с 80,2 до 74,7 млрд. долл., а для некоторых стран этого региона 1998 г. оказался «черным». Так, в Кореи и Индонезии объемы лизинговых опера­ций в долларовом выражении упали более чем на 75%.

Как и Азия, уменьшение объемов показала Африка, на остальных континентах был показан рост, и особенно бурный - в Европе и Австралии соответствен­но 23,4% и 13,4%. В Северной Америке был отмечен незначительный рост - всего 3%.

 

По последним данным London Financial Group, опубликованным в ежегодном статистическом обозрении по лизингу World Leasing Yearbook 2001, в 1999 г. продолжался рост мирового лизингового бизнеса. Объемы лизинговых операций выросли на 9,5% и составили 473,5 млрд. долл. США против 432,5 тыс. долл. США в 1998 г.

Основной объем лизинговых операций был сосредоточен на трех континентах: в Северной Америке, Европе и Азии, на долю которых приходилось 95,7% объема лизинговых сделок в мире, что на 2,4 % больше, чем в 1998 г.

В 1999 г. уменьшилась доля всех континентов в мировом лизинговом бизнесе за исключением Северной Америке. Здесь объем лизинговых услуг увеличился на 5,4 % по сравнению с 1998 г., и впервые на него приходилось более 50 % всего лизингового рынка.

 

Если обраться к рейтингу 50 ведущих лизинговых стран, который ежегодно публикуется London Financial Group, то в нем каждый год имеются подвижки. Однако на протяжении многих лет его верхняя часть остается без изменения. США, Япония, Германия, Великобритания занимают первые четыре места.

В этих странах в 1999 г. было сосредоточено 74,8 % объема лизинговых операций в мире против 70,5 % в 1998 г., 72,1 % в 1997 г. или 69,5 % в 1996 г.

 

Лизинг в России.

 

Опыт лизинговой деятельности США и Англии в СССР практически не использовался. Только во время Второй мировой войны советские граждане познакомились с понятием лизинга (lend-lease). США с помощью данного финансового механизма поставляло своим союзникам вооружение и автомобильную технику. Однако сразу после войны слово «лизинг» исчезло из русского лексикона больше чем на четыре десятилетия.

 

Следует отметить, что в молодой Советской России существовал некоторый опыт лизинговых отношений. С июля 1921 г. арендаторы получили «право арендовать государственные промышленные предприятия в целях их эксплуатации». Аренда обеспечивала восстановление основных фондов, рост производственных мощностей и объемов выпускаемой продукции без ощутимых для государства затрат. Но в 30-е гг. аренда в промышленности была запрещена, и эта форма хозяйственных отношений надолго ушла из экономической жизни страны.

 

В середине XX в. аренда позволяла использовать уже сложившиеся структуры материально-технического обеспечения при условии правильной организации их работы. Система территориальных органов бывшего Госснаба СССР, осуществлявшая с 60-х гг. прокатные виды деятельности, обеспечивала возможность краткосрочной аренды механизмов, приборов, средств автоматизации труда и уже содержала в себе элементы оперативного лизинга. Возможно, определенное влияние здесь оказало распространение в 60-х гг. оперативного лизинга в Западной Европе.

 

Однако эта система не смогла получить высоких результатов при отсутствии экономических методов управления данными процессами, возможности купли-продажи арендуемого имущества.

 

Начало развития лизинговых операций на отечественном внутреннем рынке можно определить серединой 1989 г. в связи с переводом предприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали «Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде» от 23 ноября 1989 г. № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г., № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете. Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операций в банковскую практику.

 

В июне 1991 г. была создана, а с декабря того же года приступила к деятельности, международная советско-немецкая лизинговая компания «Евролизинг». Ее учредителями с советской стороны стали Внешэкономбанк СССР, Совморфлот и Госснаб СССР, с французской - один из крупнейших банков Европы «Банк Насиональ де Пари», а с немецкой - одна из крупнейших лизинговых компаний Западной Германии - «Митфинанц ГмбХ».

 

Российские лизинговые компании начали образовываться с середины 1990 г. В октябре 1994 г. была создана Российская ассоциация лизинговых компаний «Рослизинг».

 

В России лизинговая деятельность активизировалась после 1994 г. Развитие лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночные структуры, которые предопределяли эффективное использование лизинговых операций, с другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестициях для обновления производственно-технического потенциала предприятий, для приобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не могла быть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получить дополнительный источник для реализации инвестиционных процессов.

 

В 1994 г. на основе объединения 15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговых компаний (Рослизинг). В настоящее время число членов «Рослизинга» превышает 80 компаний, хотя это цифра включает также страховые компании, банки и другие организации.

 

В России 1994 - 1998-х гг. функционировало значительное число лизинговых компаний, имевших различные направления деятельности. Среди лизинговых компаний имелись компании отраслевого, регионального, межрегионального, межгосударственного профиля. Постоянно возрастал объем лизинговых сделок этих компаний. Так, по данным Государственной регистрационной палаты, на которую были возложены функции по приему, регистрации и рассмотрению документов от лизинговых компаний для выдачи лицензии на лизинговую деятельность, если в 1994 г. лизинг движимости в стране составлял 9,2 млн. деноминированных рублей, то в 1995 г. - уже 107,6 млн. руб.; в 1996 г. - 641,2 млн. руб.; в 1997 г. - 1069,6 млн. руб.

 

Основными объектами лизинговой деятельности являлись легковые автомобили, удельный вес которых достигал 39 % от всех лизинговых сделок; 24 % приходилось на машины и промышленное оборудование; 14 % - на компьютеры и офисное оборудование; 14 % - на грузовые автомобили; 4 % - на самолеты, суда, ж/д состав; 5 % - на прочее оборудование.

 

Лизинг в основном развивался в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и в некоторых других крупных городах. Причем в Европейской части России было сосредоточено 78 % общего числа компаний, на Урале и Западной Сибири – 15 %, В Восточной Сибири, Дальневосточном экономическом районе – 7 %. Такое соотношение на протяжении ряда лет оставалось приблизительно постоянным.

 

В то же время в ведущих странах Европы лизинговые операции в совокупных инвестициях достигали 20 – 25 %, их объем в среднем ежегодно увеличивался на 12 – 13 %.

 

В России же лизинговые операции в инвестициях составляли около 1 - 1,5 %, при этом определенные направления лизинговой деятельности находились на начальной стадии развития (слабо использовался лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применялся оперативный, возвратный виды лизинга).

 

Упадок российской финансовой отрасли, последовавший за кризисом в августе 1998 г., оказал глубокое влияние на развитие лизинга в России. Прежде всего он привел к резкому сокращению долгосрочного банковского кредитования. Результатом этого стало значительное сокращение числа действующих лизинговых компаний. Кроме того, объем лизинговых сделок упал приблизительно с 1,4 трлн. долл. до чуть более 400 млн. долл. Несмотря на стагнацию рынка, лизинговые компании с опытным и профессиональным руководством, которые не зависели от банков, разоренных кризисом, смогли впоследствии увеличить свой бизнес. В результате произошла значительная дивергенция рынка, а также рост группы лизинговых компаний, принимающих риск третьей стороны и имеющих опытный и высокопрофессиональный менеджмент. Относительная макроэкономическая стабильность в России в следующие годы способствовала развитию различных секторов экономики, включая лизинг.

Рынок лизинга в России в последние годы зарекомендовал себя как один из наиболее быстрорастущих сегментов финансовой системы.

По итогам 2007 года рынок лизинга вырос более чем в 2 раза - с 10 до 21,5 млрд. евро. А всего за 7 лет рынок лизинга вырос более чем в 20 раз.

В 2007 году по объемам рынка лизинга Россия делит 5-е и 6-е места с Испанией, приближаясь к Франции, Италии, Германии и Великобритании. При этом надо иметь в виду, что учитывается не только лизинг как таковой, но и high leasing, на долю которого в Великобритании приходятся 2/3 объема всех сделок. Ну а по темпам роста российский рынок лизинга значительно превосходил среднеевропейский. В России темп роста по итогам 2007 г. составил около 115% (для сравнения: в среднем по Европе - около 13%).

На лизинг оборудования на российском рынке приходится около 41%, в среднем по Европе - 20%. Столь значительную разницу можно связать с тем, что в России довольно остро стоит проблема с обновлением основных фондов.

Доля лизинга в ВВП в 2007 г. выросла почти в два раза, до 3,02 %. В объеме средств, вложенных в основной капитал, он занял 15,5 %. Поскольку, по опыту развитых стран, доля лизинга в таких инвестициях достигает 40 %, можно было бы говорить о хороших перспективах дальнейшего роста рынка.

Однако, уже в конце 2008 года в связи с финансовым кризисом многим лизинговым компаниям пришлось уменьшить объемы финансирования. Связано это с тем, что банки значительно повысили ставки и ужесточили требования к клиентам.

В свою очередь лизинговые компании, особенно крупные, были вынуждены уменьшить лимит финансирования сделок и ужесточить требования к лизингополучателям - например, это коснулось вопроса финансового обеспечения. Прогнозы развития рынка услуг в данном секторе неутешительны.

Надежда на возрождение в достигнутом объеме лизинговых операций основывается на следующем: специфика нашей экономики заключается в том, что высокий инвестиционный спрос (вследствие изношенности основных фондов) не покрывается банковским сектором. В этих условиях лизинг восполняет пробел средне- и долгосрочного финансирования (3 - 7 лет), и становится главным - и едва ли не единственным - инструментом модернизации экономики.

Говоря о влиянии на российскую экономику, стоит отметить, что лизинг в системе инвестирования основного капитала играет отведенную ему роль в обеспечении большего доступа к финансированию для малых и средних предприятий.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: