ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра начального образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б1.В.17 «Музыкальное воспитание с методикой преподавания»
направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»
профиль «Начальное образование»
факультет психологии и педагогического образования
Симферополь, 2017
1. Рабочая программа дисциплины«Музыкальное воспитание с методикой преподавания в начальной школе для бакалавров направления 44.03.01 «Педагогическое образование профиля «Начальное образование»
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Цель дисциплины
«Музыкальное воспитание с методикой преподавания» подразумевает подготовку специалиста, имеющего представление о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и развивающих задач в работе с младшими школьниками.
Задачи:
- Знакомить студентов с содержанием и технологиями музыкального воспитания младших школьников.
- Формировать практические умения и навыки через организацию внеклассной музыкальной деятельности.
- Вызвать у студентов интерес к музыкальному искусству, потребность в постоянном самообразовании в области музыкальной культуры.
- Сформировать систему научных знаний о музыке как виде искусства и ее влиянии на гармоническое развитие человека.
- Познакомить с содержанием, методами и формами музыкального обучения, воспитания и развития младших школьников.
|
- способствовать формированию у будущих специалистов творческого начала в музыкально-педагогической деятельности.
В результате изучения дисциплины «Музыкальное воспитание с методикой преподавания» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);
- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).
Владеть:
– формами и методами музыкального воспитания и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- Основными этапами разучивания песни.
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);
В результате освоения дисциплины студент должен знать - основные понятия музыкальной педагогики:
- сущность процессов музыкального воспитания, обучения и развития;
- научные основы образовательного процесса в начальной школе по данному профилю;
- содержание и структуру государственного образовательного стандарта, учебных планов, программ, учебников начального образования по разделу музыкального развития;
- специфику деятельности учителя в области музыкально- эстетического воспитания и развития детей;
|
- основную музыкальную терминологию;
- основные музыкальные произведения композиторов-классиков;
- формы культурно-досуговой деятельности в начальных классах;
- особенности организации и содержания музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.
Уметь:
– самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме музыкального воспитания и анализировать ее;
- применять теоретические положения на практике;
- определять задачи музыкально-эстетического воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- использовать разнообразные формы и методы музыкально- эстетического воспитания, обеспечивающие высокий уровень теоретической и практической подготовки будущих воспитателей в условиях педагогического колледжа;
- определять на слух характер музыкального произведения;
- грамотно пользоваться музыкальной терминологией;
- ориентироваться в правильном определении музыкальных жанров им простых музыкальных форм.
Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы
Данная дисциплина относится к базовой части профессиональной части.
Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная дисциплина (учебный курс) – студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения музыкального искусства в общеобразовательной школе
Дисциплины, учебные курсы, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) – является необходимой базой для прохождения педагогической практики.
|
4. Объем дисциплины по семестрам и видам занятий (по учебному плану)
Семестр | Общее количество часов | Количество зачетных единиц | Контактные часы | с/р | Итоговый контроль (экзамен, зачет) | ||||
Всего | л | п | с | Л/р | |||||
ДФО | |||||||||
зачёт (27 ч.) | |||||||||
экзамен (27 ч.) | |||||||||
ЗФО (5 лет) | |||||||||
экзамен (36 ч.) | |||||||||
ЗФО (3 года) | |||||||||
экзамен (36 ч.) |
Содержание дисциплины, структурированное по темам
Наименования тем (разделов, модулей) | Количество часов | Формы текущего контроля | |||||||||||
очная форма | заочная форма | ||||||||||||
всего | в том числе | всего | в том числе | ||||||||||
л | п | с | лаб | СР | л | п | с | лаб | СР | ||||
Модуль 1 Структура и содержание музыкального воспитания в начальной школе | |||||||||||||
Тема 1. Содержательные аспекты музыки как вида искусства | Часть КР, реф. сообщение | ||||||||||||
Тема 2. Исторический аспект музыкального воспитания младших школьников | творч. работы | ||||||||||||
Модуль 2. Формы и методы организации музыкальной деятельности младших школьников | |||||||||||||
Тема 1. Виды музыкальной деятельности младших школьников | творч. работы | ||||||||||||
Тема 2 Слушание музыки как самостоятельный вид искусства | творч. работы.. | ||||||||||||
Тема 3.Хоровое пение в школе. | творч. работы. | ||||||||||||
Тема 4.Музыкально-ритмические движения как составная часть музыкального воспитания детей | сообщение | ||||||||||||
Тема 5.Жанры музыкального искусства | реферат | ||||||||||||
Тема 6. Музыкальный слух и его компоненты | реферат | ||||||||||||
Модуль №3 Виды музыкальной деятельности младших школьников | |||||||||||||
Тема 1. Методы и принципы музыкального воспитания младших школьников. | Реф. сообщение | ||||||||||||
Тема 2. Музыкальность и музыкальные способности младших школьников. | Творческие задания | ||||||||||||
Тема 3.Развитие певческих навыков младших школьников. | творч. работы | ||||||||||||
Тема 4.Внеклассные занятия по музыкальному искусству и их организация. | Программа внекл. занятий | ||||||||||||
Тема 5. Игра в системе обучения младших школьников музыкальной деятельности. | Планы-конспекты уроков | ||||||||||||
Тема 6 Урок музыки основная форма музыкального воспитания и обучения. | Планы-конспекты уроков | ||||||||||||
Тема 7. Методика разучивавания песни | Творческие задания | ||||||||||||
Всего часов | |||||||||||||
Форма итогового контроля | экзамен |
5. 1. Тематический план лекций
№ п/п | Тема лекционного занятия | Количество часов | |
ДО | ЗО | ||
Модуль 1 | |||
1. | ТЕМА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫМУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА. 1. Музыка, как вида искусства. 2. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изо, танцем, театром, кино). 3. Специфические черты музыкального искусства. 4. Функции музыкального искусства. | ||
2. | ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1. Музыкальное воспитание в Древнем мире. 2. Музыка как универсальное и приоритетное средство воспитания. 3. Отношение к искусству в различные исторические эпохи. 4. Просветители о музыке. | ||
3. | ТЕМА 3. МЕТОДЫИ ПРИНЦИПЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
| ||
4. | ТЕМА 4. ЖАНРЫМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. 1. Жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, ария, вокализ). 2. Жанры хоровой вокально-инструментальной музыки (месса, реквием, страсти, оратория, кантата). 3. Одночастные инструментальные пьесы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт, контрданс, полонез, гавот, бурре, чакона и т.д. 4. Двухчастные инструментальные жанры: прелюдия и фуга, токката и фуга, фантазия и фуга. 5. Многочастные инструментальные жанры: соната, концерт, симфония. | ||
5. | ТЕМА 5. ВИДЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКА ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
|
№ п/п | Тема лекционного занятия | Количество часов | |
ДО | ЗО | ||
Модуль 2 | |||
6. | ТЕМА 1. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
| ||
7. | ТЕМА 2.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
| ||
8. | ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1. Особенности детского голоса. 2. Средства вокально-хоровой выразительности (дыхание, атака звука, артикуляция, дикция, ансамбль (ритмический, динамический, тембровый). 3. Хоровой строй. Значение вокально-хоровых упражнений. 4. Охрана детского голоса. | ||
9. | ТЕМА 4. ФОРМЫ, МЕТОДЫИ ПРИЕМЫОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1. Внеклассные музыкальные занятия, их значение в нравственно-эстетическом воспитании детей. 2. Структура музыкальных занятий. 3. Содержание, организация и планирование внеклассных музыкальных занятий в начальных классах. | ||
10. | ТЕМА 5. УРОК МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА МУЗЫАЛЬНОГО
ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
| ||
№ п/п | Тема лекционного занятия | Количество часов | |
ДО | ЗО | ||
Модуль 3 | |||
11. | ТЕМА 1. ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
| ||
12. | ТЕМА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
| ||
13. | ТЕМА 3. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО. 1. Задачи музыкального воспитания. 2. Принципы построения и особенности концепции. 3. Требования к учителю музыки. | ||
14. | ТЕМА 4. МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ. 1. Этапы и способы разучивания песни. 2. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы при разучивании хорового произведения. | ||
15. | ТЕМА 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ.
| ||
16. | ТЕМА 6. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ШКОЛЕ.
| ||
17. | ТЕМА 7. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
| ||
Итого: |