Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра начального образования

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б1.В.17 «Музыкальное воспитание с методикой преподавания»

 

направление подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»

 

профиль «Начальное образование»

 

факультет психологии и педагогического образования

 

Симферополь, 2017

 

1. Рабочая программа дисциплины«Музыкальное воспитание с методикой преподавания в начальной школе для бакалавров направления 44.03.01 «Педагогическое образование профиля «Начальное образование»

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Цель дисциплины

«Музыкальное воспитание с методикой преподавания» подразумевает подготовку специалиста, имеющего представление о роли музыкального искусства в решении общих воспитательных, образовательных и развивающих задач в работе с младшими школьниками.

Задачи:

- Знакомить студентов с содержанием и технологиями музыкального воспитания младших школьников.

- Формировать практические умения и навыки через организацию внеклассной музыкальной деятельности.

- Вызвать у студентов интерес к музыкальному искусству, потребность в постоянном самообразовании в области музыкальной культуры.

- Сформировать систему научных знаний о музыке как виде искусства и ее влиянии на гармоническое развитие человека.

- Познакомить с содержанием, методами и формами музы­кального обучения, воспитания и развития младших школьников.

- способствовать формированию у будущих специалистов творческого начала в музыкально-педагогической деятельности.

В результате изучения дисциплины «Музыкальное воспитание с методикой преподавания» студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

- способностью выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

- способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Владеть:

– формами и методами музыкального воспитания и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;

- Основными этапами разучивания песни.

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

 

способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

 

способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

В результате освоения дисциплины студент должен знать - основные понятия музыкальной педагогики:

- сущность процессов музыкального воспитания, обучения и развития;

- научные основы образовательного процесса в начальной школе по данному профилю;

- содержание и структуру государственного образовательного стандарта, учебных планов, программ, учебников начального образования по разделу музыкального развития;

- специфику деятельности учителя в области музыкально- эстетического воспитания и развития детей;

- основную музыкальную терминологию;

- основные музыкальные произведения композиторов-классиков;

- формы культурно-досуговой деятельности в начальных классах;

- особенности организации и содержания музыкального воспитания детей младшего школьного возраста.

Уметь:

– самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме музыкального воспитания и анализировать ее;

- применять теоретические положения на практике;

- определять задачи музыкально-эстетического воспитания и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

- использовать разнообразные формы и методы музыкально- эстетического воспитания, обеспечивающие высокий уровень теоретической и практической подготовки будущих воспитателей в условиях педагогического колледжа;

- определять на слух характер музыкального произведения;

- грамотно пользоваться музыкальной терминологией;

- ориентироваться в правильном определении музыкальных жанров им простых музыкальных форм.

Место дисциплины (модуля) в структуре образовательной программы

Данная дисциплина относится к базовой части профессиональной части.

Дисциплины, учебные курсы, на освоении которых базируется данная дисциплина (учебный курс) – студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения музыкального искусства в общеобразовательной школе

Дисциплины, учебные курсы, для которых необходимы знания, умения, навыки, приобретаемые в результате изучения данной дисциплины (учебного курса) – является необходимой базой для прохождения педагогической практики.

 

4. Объем дисциплины по семестрам и видам занятий (по учебному плану)

Семестр Общее количество часов Количество зачетных единиц Контактные часы с/р Итоговый контроль (экзамен, зачет)
Всего л п с Л/р
ДФО
                  зачёт (27 ч.)
  экзамен (27 ч.)
ЗФО (5 лет)
                  экзамен (36 ч.)
ЗФО (3 года)
                  экзамен (36 ч.)

Содержание дисциплины, структурированное по темам

Наименования тем (разделов, модулей) Количество часов Формы текущего контроля
очная форма заочная форма
всего в том числе всего в том числе
л п с лаб СР л п с лаб СР
                           
Модуль 1 Структура и содержание музыкального воспитания в начальной школе
Тема 1. Содержательные аспекты музыки как вида искусства                         Часть КР, реф. сообщение
Тема 2. Исторический аспект музыкального воспитания младших школьников                         творч. работы
Модуль 2. Формы и методы организации музыкальной деятельности младших школьников
Тема 1. Виды музыкальной деятельности младших школьников                         творч. работы
Тема 2 Слушание музыки как самостоятельный вид искусства                         творч. работы..
Тема 3.Хоровое пение в школе.                         творч. работы.
Тема 4.Музыкально-ритмические движения как составная часть музыкального воспитания детей                         сообщение
Тема 5.Жанры музыкального искусства                         реферат
Тема 6. Музыкальный слух и его компоненты                         реферат
Модуль №3 Виды музыкальной деятельности младших школьников
Тема 1. Методы и принципы музыкального воспитания младших школьников.                         Реф. сообщение
Тема 2. Музыкальность и музыкальные способности младших школьников.                         Творческие задания
Тема 3.Развитие певческих навыков младших школьников.                         творч. работы
Тема 4.Внеклассные занятия по музыкальному искусству и их организация.                         Программа внекл. занятий
Тема 5. Игра в системе обучения младших школьников музыкальной деятельности.                         Планы-конспекты уроков
Тема 6 Урок музыки основная форма музыкального воспитания и обучения.                         Планы-конспекты уроков
Тема 7. Методика разучивавания песни                         Творческие задания
Всего часов                          
Форма итогового контроля     экзамен

5. 1. Тематический план лекций

№ п/п Тема лекционного занятия Количество часов
    ДО ЗО
Модуль 1
1. ТЕМА 1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫМУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА. 1. Музыка, как вида искусства. 2. Взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литературой, изо, танцем, театром, кино). 3. Специфические черты музыкального искусства. 4. Функции музыкального искусства.    
2. ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1. Музыкальное воспитание в Древнем мире. 2. Музыка как универсальное и приоритетное средство воспитания. 3. Отношение к искусству в различные исторические эпохи. 4. Просветители о музыке.      
3. ТЕМА 3. МЕТОДЫИ ПРИНЦИПЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
  1. Специфика применения общих методов обучения в музыкальном учебно- воспитательном процессе.
  2. Классификация методов эстетического воспитания и музыкального обучения.
  3. Метод забегания вперед и возвращение к пройденному.
  4. Метод эмоциональной драматургии.
 
   
4. ТЕМА 4. ЖАНРЫМУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. 1. Жанры вокальной музыки (песня, романс, баллада, ария, вокализ). 2. Жанры хоровой вокально-инструментальной музыки (месса, реквием, страсти, оратория, кантата). 3. Одночастные инструментальные пьесы: аллеманда, куранта, сарабанда, жига, менуэт, контрданс, полонез, гавот, бурре, чакона и т.д. 4. Двухчастные инструментальные жанры: прелюдия и фуга, токката и фуга, фантазия и фуга. 5. Многочастные инструментальные жанры: соната, концерт, симфония.      
5. ТЕМА 5. ВИДЫМУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И МЕТОДИКА ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
  1. Виды музыкальной деятельности детей.
  2. Понятие о музыкальной деятельности как процессе.
  3. Восприятие музыки- основа всех видов деятельности.
  4. Специфика музыкального восприятия.
 
   
№ п/п Тема лекционного занятия Количество часов
    ДО ЗО
Модуль 2
6. ТЕМА 1. МУЗЫКАЛЬНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  1. Понятие музыкальность, её ведущие компоненты.
  2. Музыкальность в исследованиях ведущих психологов, педагогов, музыкантов.
  3. Структура музыкальных способностей.
   
7. ТЕМА 2.СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  1. Этапы развития музыкального восприятия, индивидуальные и возрастные развития в этом процессе.
  2. Единые закономерности освоения художественного образа музыкальных произведений в различных видах деятельности.
  3. Основные этапы ознакомления с музыкальным произведением в процессе слушания музыки.
  4. Методика организации слушания на уроке музыки.
 
   
8. ТЕМА 3. РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 1. Особенности детского голоса. 2. Средства вокально-хоровой выразительности (дыхание, атака звука, артикуляция, дикция, ансамбль (ритмический, динамический, тембровый). 3. Хоровой строй. Значение вокально-хоровых упражнений. 4. Охрана детского голоса.      
9. ТЕМА 4. ФОРМЫ, МЕТОДЫИ ПРИЕМЫОРГАНИЗАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1. Внеклассные музыкальные занятия, их значение в нравственно-эстетическом воспитании детей. 2. Структура музыкальных занятий. 3. Содержание, организация и планирование внеклассных музыкальных занятий в начальных классах.      
10. ТЕМА 5. УРОК МУЗЫКИ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА МУЗЫАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
  1. Характерные особенности урока музыки, его отличие от других предметов.
  2. Выбор структуры урока, методов и принципов.
  3. Типы уроков музыки.
  4. Особенности современного урока музыки.
   
№ п/п Тема лекционного занятия Количество часов
    ДО ЗО
Модуль 3
11. ТЕМА 1. ВНЕКЛАССНЫЕ И ВНЕШКОЛЬНЫЕ ФОРМЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
  1. Единство школьных и внешкольных форм работы.
  2. Виды и формы музыкальной работы с детьми в школе во внеурочное время.
  3. Принципы организации внешкольных форм музыкальной работы.
   
12. ТЕМА 2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫМУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.
  1. Принципы единства музыкального обучения и воспитания.
  2. Использование дидактических принципов в процессе музыкальных занятий.
  3. Выбор музыкального материала и методов обучения.
   
13. ТЕМА 3. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Д. Б. КАБАЛЕВСКОГО. 1. Задачи музыкального воспитания. 2. Принципы построения и особенности концепции. 3. Требования к учителю музыки.    
14. ТЕМА 4. МЕТОДИКА РАЗУЧИВАНИЯ ПЕСНИ. 1. Этапы и способы разучивания песни. 2. Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы при разучивании хорового произведения.    
15. ТЕМА 5. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ И ЕГО КОМПОНЕНТЫ.
  1. Понятие о музыкальном слухе.
  2. Компоненты музыкального слуха.
  3. Способы развития музыкального слуха у младших школьников.
   
16. ТЕМА 6. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В ШКОЛЕ.
  1. Значение хорового пения в музыкальном воспитании детей.
  2. Принципы подбора песенного материала.
  3. Вокально-хоровые приёмы.
   
17. ТЕМА 7. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.
  1. Системы музыкально-ритмического воспитания детей младшего школьного возраста.
  2. Основные методы и приёмы развития у младших школьников чувства ритма и навыков исполнения музыкально-ритмических движений.
   
  Итого:    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: