Кафедра «Социальная психология управления»
Курсовой проект
по дисциплине «Конфликтология»
на тему
Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
Выполнила студентка
формы обучения очная
специальности «Управление персоналом»
4 курса ________________ ___________________
(подпись) (инициалы и фамилия)
Руководитель проекта
__________________ ____________________ __________________
(ученая степень, звание) (подпись) (инициалы и фамилия)
Новосибирск 2009 г.
Кафедра «Социальная психология управления»
Специальность «Управление персоналом»
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование
студента
по дисциплине «Конфликтология»
1. Тема проекта: Конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
2. Цель: Разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.
3. Задачи:
- изучение содержания и форм коммуникаций в организации;
- анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;
- обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в организации;
- анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;
- разработка рекомендаций по снижению потенциальной конфликтности коммуникаций в организации;
- разработка содержания и процедуры мониторинга стояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симптомов нежелательных конфликтов.
4. Перечень подлежащих к разработке вопросов:
а) по теоритической части:
- изучение содержания и форм коммуникаций в организации;
- анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;
|
- обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в организации;
б) по аналитической части:
- анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;
в) по проектной части:
- разработка рекомендаций по снижению потенциальной конфликтности коммуникаций в организации;
- разработка содержания и процедуры мониторинга стояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симптомов нежелательных конфликтов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...
Глава1 Теоретические основы коммуникаций в организации………………...7
1.1 Содержание и формы коммуникаций в организации………………………7
1.2 Влияние коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов в организации………………………………………………………………………111.3. Коммуникации как источник конфликта…………………………………14
1.4 Подходы коммуникаций в организации……………………………………16
Глава2 Анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в ЗАО «Х»……………………………………………………...19
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………….19
2.2 Описание конфликтной ситуации…………………………………………..21
2.3 Анализ проблемы…………………………………………………………...23
Глава 3 Разработкарекомендаций для решения сложившихся проблем……26
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………
Введение
Почти невозможно переоценивать важность коммуникаций в управлении. Едва ли не все, что делают руководители, чтобы облегчить организации достижение ее целей, требует эффективного обмена информацией. Если люди не смогут обмениваться информацией, ясно, что они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их.
|
Однако, коммуникации – это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов, каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу.
Каждый шаг – это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, - смысл может быть утрачен.
Нередко часть информации искажается через его субъективное восприятие, нечеткая и неправильное трактование, нехватка времени. Другая часть может намеренно привираться собеседником, если ему невыгодно ее сообщать. Много информации по устной формы его передачи в ходе разговора не усваивается из-за невнимательности или проблемы с быстрым пониманием и все это может привести к конфликту.
Объектом курсового проектирования является фирма ЗАО «Х»
Предметом- конфликты в организации вследствие недостатков системы коммуникаций
Цель курсового проектирования - разработка рекомендаций, обеспечивающих совершенствование системы коммуникаций в организации и предупреждение дисфункциональных конфликтов.
Достижение цели реализуется в системе следующих задачи:
- изучение содержания и форм коммуникаций в организации;
- анализ влияния качества коммуникаций на возникновение и развитие конфликтов и стрессов в организации;
- обобщение подходов к оценке качества коммуникаций в организации;
|
- анализ качества коммуникаций с позиций их потенциальной конфликтности в конкретной организации;
- разработка рекомендаций по снижению потенциальной конфликтности коммуникаций в организации;
- разработка содержания и процедуры мониторинга стояния коммуникаций в организации с целью выявления ранних симптомов нежелательных конфликтов.
Глава 1. Теоретические основы коммуникаций в организации
Содержание и формы коммуникаций в организации
Управление в организации осуществляется через людей. Одним из важнейших инструментов распоряжение информацией. Используя эту информацию, а также получая обратные сигналы, можно организовывать, руководить и мотивировать подчиненных. Многое зависит от способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
В процессе коммуникации информация передается от одного субъекта другому. Субъектами могут выступать отдельные личности, группы и даже целые организации. В первом случае коммуникация носит межличностный характер и осуществляется путем передачи идей, фактов, мнений, намеков, ощущений или восприятий, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции. [8]
Термин "коммуникация" происходит от латинского "communis", означающего "общее": передающий информацию пытается установить "общность" с получателем информации. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.[9]
Эффективная межличностная коммуникация в силу ряда причин очень важна для успеха в управлении. Во-первых, решение многих управленческих задач строится на непосредственном взаимодействии людей (начальник с подчиненным, подчиненные друг с другом) в рамках различных событий.
Во-вторых, межличностная коммуникация, возможно, является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью. [6]
Изучение межличностной коммуникации предполагает рассмотрение ее как процесса, состоящего из этапов и стадий: Формулирование идеи и отбор информации; Кодирование информации и формирование сообщения;
Выбор канала связи и передача сообщения; Декодирование сообщения и восприятие информации; Интерпретация сообщения и формирование ответа на него; Передача ответа отправителю.[8]
Знание роли и содержания каждого из этапов позволяет более эффективно управлять процессом в целом. Процесс коммуникации возможно осуществлять при наличии следующих основных элементов:
· Отправитель – лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации.
· Сообщение – информация, имеющая определенную форму и закодированная с помощью соответствующих символов;
· Канал связи – средство передачи информации;
· Получатель – лицо, которому отправитель адресует передаваемое сообщение.
В процессе коммуникаций следует различать рациональные и нерациональные коммуникации. Рациональные коммуникации основаны на передаче информации посредством общепринятых символов, складывающихся в текст, речь. Нерациональные коммуникации возникают в тех компаниях, где организационная культура упала до примитивного уровня, и информация передается примерно следующим образом:
Говорю одно, имею в виду иное; Используются жесты, не имеющие прямого отношения к передаваемой информации; Работники понимают друг друга без слов или с полуслова.
Повышенный уровень коммуникаций, свидетельствующий о превращении предприятия в структуру, базирующуюся на отношениях неформального характера. Явление обратного типа, то есть чрезмерный формализм, также вредит организации, внося в ее деятельность машинный характер, поэтому задача заключается в том, чтобы найти золотую середину в отношениях, балансирующих в плоскости "дело – люди".
Коммуникационный стиль – это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. За основу измерения межличностной коммуникации можно взять такие две переменные как открытость в коммуникации и адекватность обратной связи. Первое измерение включает степень открытия или раскрытия себя в коммуникации для других в целях получения ответной реакции от них, особенно их реакции, показывающей то, как они воспринимают нас и наши действия. Второе измерение показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них. Можно выделить пять стилей межличностной коммуникации.
Стиль "открытие себя" характеризуется высокой степенью открытия себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль.
Стиль "реализация себя" характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью.
Стиль "замыкание в себе" присущ индивидам, стремящимся к изолированию.
Стиль "защита себя" широко используется для того, чтобы лучше узнать других и более правильно оценить их. Обычно такие индивиды мало отрыты для других, но любят обсуждать других.
Стиль "торговля за себя" характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации.
Коммуникационная сеть – это соединение определенным образом участвующих в коммуникационном процессе индивидов с помощью информационных потоков. Коммуникационная сеть включает потоки посланий или сигналов между двумя или более индивидами.
К формам деловой коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловая переписка и др. Многие практики и теоретики управления считают, что формы, в которых осуществляются коммуникации зависят от того, что известно о получателе информации. Это означает, что руководитель должен ориентироваться на получателя информации, а не на ее источник. Когда руководитель является источником информации, он должен быть уверен не только в том, что говорит на одном языке с получателем информации, но и что правильно подобрана форма коммуникации. То есть важно, чтобы коммуникатор правильно оценивал и форму получения информации, а также значение обратной связи.
Диалог. В узком смысле двухсторонний обмен информацией между людьми как публично, так и посредством масс медиа. В более широком понимании - горизонтальная передача информации в процессе которой коммуникатор и реципиент принимают равноправное участие. [1]
Дискуссия- разновидность спора как словесного состязания. Полемизировать - участвовать в полемике, публично выступать с возражением, с опровержением чьих-либо взглядов, мнений, высказывая и защищая свою точку зрения. Таким образом, если дискуссия - это публичный спор с целью добиться истины путем сопоставления различных мнений, то полемика - публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.
Беседа - вопросно-ответная коллективная форма обсуждения различных проблем с определенной целью. Совещания, заседания делятся на диктаторские (автократическое), сегрегативные, дискуссионные и свободные. На автократическом совещании руководитель задает вопросы поочередно каждому участнику и выслушивает ответы. На информационном совещании до сведения работников доводится новая служебная информация.[4]
На сегрегативном заседании руководителем или специальным лицом делается доклад, а затем проводятся прения. В прении участвует один или несколько участников по выбору руководителя. Дискуссионное заседание сводится к свободному обмену мнениями и к выработке общего решения. На дискуссионном заседании участники могут свободно выражать свои мысли, открыто выступать против точки зрения руководителя. Свободное заседание проводится без предварительно подготовленной повестки дня. На нем как правило не принимается ответственных решений.
Переговоры - обмен мнениями с целью выяснить точки зрения сторон и принять решение.[4]
Пресс-конференция - эксклюзивное изложение информации с правом ее публикации, с раскрытием ее источника или без.
Брифинг - специально подготовленная встреча с журналистами для краткого сообщения о деятельности руководящих органов, а также о текущих событиях, затрагивающих интересы органов власти и населения.
Презентация - официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц.
Прием по личным вопросам - ведется руководителями с целью выяснения неслужебных вопросов, возникающих у работников.
Телефонные разговоры, служебная переписка с использованием факсимильных аппаратов, электронной почты, Интернета и других средств - все это средства деловой коммуникации.