Причины задержки психического развития
В качестве причины задержки психического развития могут выступать: - дефекты конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников ("гapмонический инфантилизм");
- различные соматические заболевания ("физически ослабленные дети");
- органические поражения центральной нервной системы ("дети с минимальной мозговой дисфункцией"). У таких детей, в силу цереброастении, психомоторной расторможенности, аффективной возбудимости, происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, затрудняется усвоение навыков чтения, письма, счета, речи, также возникают эмоциональные и личностные нарушения [3].
Формы ЗПР
Психологическая классификация детей с задержкой психологического развития выделяет три формы ЗПР в зависимости от их основания:
1) эмоциональная незрелость (психический инфантилизм);
2) низкий психический тонус (длительная астения);
3) нарушения познавательной деятельности, связанные со слабостью памяти, внимания, подвижности психических процессов.
Две первые формы задержки психического развития — наиболее легкие и преодолимые, а третья форма граничит с легкой степенью умственной отсталости
18). Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка умственной отсталости. Понятие «умственно отсталый ребенок» включает весьма разнообразную по составу массу детей, которых объединяет наличие повреждения коры головного мозга, имеющее диффузный характер. Морфологические изменения, хотя и не с одинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах психической деятельности, особенно резко — в мыслительных процессах.
|
Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести постигшей ребенка вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка постигло заболевание, тем тяжелее оказываются его последствия. Так, наиболее глубокие степени олигофрении наблюдаются у детей, перенесших заболевания во внутриутробном периоде своего развития. В таком случае срок нормального развития головного мозга ребенка минимален. При общем психическом недоразвитии органическая недостаточность мозга носит резидуальный (остаточный), непрогредиентный (не усугубляющийся) характер, что дает основание для оптимистического прогноза относительно развития ребенка, который после перенесенной вредности оказывается практически здоровым, поскольку болезненные процессы, имевшие место в его центральной нервной системе, прекращаются. Ребенок способен к психическому развитию, которое, однако, осуществляется аномально, поскольку его биологическая основа патологична. Дети-олигофрены — преобладающий контингент учащихся так называемой специальной коррекционный школы VIII вида. Они являются наиболее изученными в педагогическом и психологическом планах. Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие)1. При деменции нарушения мозга возникают после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5 —7 и более лет).
|
Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания. В отдельных случаях с помощью лечения в благоприятных педагогических условиях можно добиться некоторой стабилизации состояния психических функций больного. Не относятся к числу олигофренов дети, страдающие прогредиентно текущими, усугубляющимися заболеваниями, обусловленными наследственными нарушениями обмена веществ. Их умственная отсталость с возрастом становится все более резко выраженной. Особыми являются также случаи, при которых имеющееся у ребенка слабоумие сочетается с текущими психическими заболеваниями — эпилепсией, шизофренией и др., что существенно затрудняет воспитание и обучение. При этом положительный прогноз относительно продвижения ребенка в развитии становится проблематичным.
|
Они многочисленны и разнообразны. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Они могут воздействовать в период внутриутробного развития плода, во время рождения ребенка и в первые месяцы (или годы) его жизни. Известен ряд внешних факторов, приводящих к резким нарушениям развития. Наиболее распространенными из них являются следующие:
-тяжелые инфекционные заболевания, которые женщина переносит во время беременности, — вирусные гриппы, краснуха и др.;
-различные интоксикации, т. е. болезненные состояния организма будущей матери, возникающие под действием ядовитых веществ, образующихся при нарушении процесса обмена. Интоксикация нередко является следствием неумеренного употребления беременной женщиной лекарств. Они могут изменить развитие плода;
-тяжелые дистрофии женщины во время беременности, т.е. нарушения обмена веществ в органах и тканях, вызывающие расстройства их функций и изменения в строении;
-заражение плода различными паразитами, существующими в организме матери. К их числу принадлежит токсоплазмоз, являющийся паразитарным заболеванием, возбудитель которого — паразит, относящийся к простейшим животным. Женщина заражается от домашних животных — собак, кошек, кур, голубей, коров или от диких – мышей, зайцев, сусликов (приобретенный токсоплазмоз);
-при заболевании беременной женщины сифилисом нередко встречаются случаи заражения плода спирохетой;
-травматические поражения плода, являющиеся следствием удара или ушиба, также могут быть причиной умственной отсталости. Умственная отсталость может быть следствием родовых травм, возникающих в результате наложения щипцов, сдавливания головки ребенка при прохождении через родовые пути при затяжных или при чрезмерно быстрых родах. Длительная асфиксия во время родов также может иметь своим следствием умственную отсталость ребенка;
-среди внутренних причин, обусловливающих возникновение умственной отсталости, следует выделить фактор наследственности. Установлено, что примерно 75 % составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется, в частности, в несовместимости крови матери и ребенка (так называемый резус-фактор), в хромосомных заболеваниях. В норме при делении половой клетки в каждую дочернюю клетку попадает 23 хромосомы; при оплодотворении яйцеклетки возникает стабильное число хромосом — 46. При болезни Дауна нерасхождение двадцать первой пары приводит к тому, что у этих лиц имеется не 46, как в норме, а 47 хромосом;
-к числу внутренних причин относятся также нарушения белкового обмена в организме. Так, например, особой формой тяжелого слабоумия является фенилкетонурия, в основе которой лежит именно эта причина;
-воспалительные заболевания мозга и его оболочки (менингиты, менингоэнцефалиты различного происхождения), возникшие у младенца, нередко служат причинами умственной отсталости;
-в последние годы умственная отсталость детей все в большей мере оказывается обусловленной резко повышенной радиацией местности, неблагополучной экологической обстановкой, алкоголизмом или наркоманией родителей, особенно матери. Определенную роль играют также тяжелые материальные условия, в которых находятся некоторые семьи. В таких случаях ребенок с первых дней жизни, а затем — постоянно не получает полноценного питания, необходимого для физического и умственного развития.
Пренатальный период развития человека
• особенности
• критические периоды
Экспериментальное изучение развития животных показало, что на протяжении как онтогенеза вообще, так и эмбриогенеза частности существуют периоды, когда зародыш наиболее чувствителен к повреждению разнообразными факторами, которые могут нарушать нормальное развитие. Эти периоды получили название критических, то есть - это периоды наименьшей устойчивости (резистентности) зародышей к факторам внешней среды.
Российский эмбриолог П. Г. Светлов в 1960 ρ сформулировал теорию критических периодов развития и проверил ее экспериментально. Суть этой теории состоит в утверждении общего положения, что каждый этап развития зародыша в целом и его отдельных органов начинается относительно коротким периодом качественно новой перестройки. Эта перестройка сопровождается детерминацию, пролиферацией и дифференцировкой клеток. В критические периоды у зародышей активируется метаболизм, резко усиливается дыхание, меняется содержание РНК, выявляются новые белки и одновременно тормозится темп роста. В это время эмбрион наиболее чувствителен и восприимчив к повреждающего действия различной природы. Так, в развитии рыб проявление три критические периоды: первый - в начале или посередине дробления, второй - в начале гастроляции и третий - на стадии формирования осевых органов. Икринки на этих стадиях развития особо чувствительные к недостатку кислорода, высокой или низкой температур, механических воздействий и т.п. Пренатальный период.
Всестороннее изучение критических периодов показывает, что они совпадают с активным морфологическим ди- ференциюванням, с переходом от одного периода развития к другому, с изменением условий существования зародыша. Так, переход зиготы к дроблению создает для зародыша другие условия взаимосвязи в организме.
То же самое происходит с наступлением гаструляции (пренатальный период). В млекопитающих имплантация бластоцисты в стенку матки тоже является критическим периодом - переходом к новым условиям питания и газообмена. Развитие плацента и переход к плацентарного питания и газо- обмена представляют собой новый переломный этап в жизни зародыша и требуют новых приспособлений.
Есть основания считать, что различные гены начинают функционировать на разных стадиях эмбриогенеза, которые совпадают с критическими периодами. К такому выводу пришли на основании того, что под влиянием поврежденных факторов физической и химической природы возникают нарушения нормального развития, напоминают собой мутации. Российский исследователь И. А. Рапопорт действием различных химических ве- вин на личинки дрозофилы в разные периоды развития добился модификационных изменений, которые имитируют мутации. Так, в опытах с солями серебра у дрозофилы полу- имели большой процент особей с желтым телом, таких же, как при соответствующей мутации.
Что касается человека, то в ее эмбриональном развития Π. Γ. Светлов различает такие критические пере- оды: прогенез (а именно стадия мейоза), оплодотворения, имплантация, при которой проходит гаструляция, дифференцирование зародышевых листков и закладка осевых органов, плацентация, органогенез и период родов.
С последним критическим периодом в организме (пренатальный период) новорожденного связаны резкие изменения условий существования и перестройка деятельности всех систем организма (Изменяется характер кровообращения, газообмена, питания т.п.). Кроме того, отмечены критические периоды развития отдельных органов на разных этапах жизни эмбриона человека. Изучение критических периодов в эмбриогенезе показывает необходимость защиты материнского организма от вредных факторов, особенно на ранних стадиях беременности. Условия существования зародыша в это время сказываются на его эмбриональном развитии, а, следовательно, на всем последующем периоде жизни.
21) Первый кризис ожидает человека уже при появлении на свет.
Вступление в самостоятельную жизнь, жизнь в собственном теле сопровождается самыми серьёзными изменениями в условиях существования, которые только могут произойти с человеком в течение отведенных ему лет.
Рождение становится для желающего жить существенным испытанием, проверкой на зрелость и возможности.
Это своего рода естественная инициация, борьба за право на место под солнцем. Малыш, который внутри материнского организма ежечасно мог рассчитывать на комфорт, постоянное обеспечение кислородом, питанием, нужными для роста и развития веществами, на постоянную температуру и дружескую среду, вдруг попадает в условия жесткой борьбы за существование.
Известно, что ребенок сам запускает роды, именно ее зрелость является кнопкой «старт» для процесса рождения. Но все-таки схватки, которые начинаются, становятся для малыша неожиданностью – уровень его сознания таков, что не содержит осознаваемых знаний о событиях, которые будут происходить. На его стороне лишь инстинкты и рефлексы, которые помогают ему, – схватка за схваткой – продвигаться по узкому родовому каналу куда-то в неизвестность.