Познакомимся с признакам, характеризующие правдивость и ложность, доверия и недоверия.




Тема 1.4. Практическое 1

Использование упражнений на развитие выразительности мимики и пантомимики.

 

Орг. момент. Учащиеся встали, при входе преподавателя. Поздоровались. Жестом показываю присесть.

Постановка проблемы.

- Скажите пожалуйста, как Вы поняли, что надо сесть.

- Вы показали рукой.

- Верно.

- А как можнопоказать движением тела или рукой, что болит голова.

- Верно.

- А как называется эти движения рукой?

- Жесты.

- Да, это жесты.

 

Люди в повседневной жизни довольно часто жестикулирует, и иногда достаточно увидеть его несколько жестов, чтобы сделать выводы о воспитанности и культуре человека,

 

А теперь вспомним, какими жестами в жизни пользуетесь Вы, и подумаем, почему человек делает различныежесты?

(Чтобы лучше поняли)

 

- А нельзя ли обойтись без них?

(Нельзя, они идут (непроизвольно) независимо от человека)

 

Действительно жесты дополняют нашу речь и являются очень хорошим средством общения.

 

Оказывается как средство общения жесты и мимика возникли ещё в первобытный период, сначала возник язык жестов, не вербальное общение, а потом звуковой язык, т.е. вербальное общение.

 

Как отмечает исследователь. А. Пиз, нередко складывается мнение, что невербальные средства общения являются второстепенными, неважными сравнению со словесными.

Но исследования говорят о другом: передача информации идёт

- через вербальные средства на 7 %,

- через звуковые (тон голоса, интонация звука) - на 38%,

- через невербальные - на 55 %.

 

Важен еще один факт: если лицо педагога недвижимое или невидимое, теряется до 10-15 % информации.

В системе педагогического общения среди невербальных средств значительное место занимают мимика, пантомимика и жесты.

• Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, психические и другие состояния с помощью выразительных движений мышц лица. Мимика обязательно должна дополняться пантомимикой.

• Пантомимика – это выразительные движения всего тела человека или отдельных его частей, пластика тела. Пантомимика помогает педагогу выделить основное, нарисовать образ.

 

Мимика, пантомимика, жесты играют существенную роль в деятельности педагога. Они усиливают речевую деятельность, делают ее образной, более убедительной, разнообразной и даже экономной. Все это способствует повышению мастерства педагога, а следовательно, и его профессиональной культуры.

 

В пантомимике выделяют три группы жестов - механические, описательные и психологические.

. Механические жесты - имеют в большинстве бытовой характер, поздравления за руку; движения руки при поклоне; поздравления на расстоянии; приглашение будущего собеседника пройти в комнату, сесть за стол.

. Описательные жесты – педагог рассказывает о предмете, явлении, используя при этом для подкрепления определенные жесты.

. Психологические жесты - направлены на показ внутреннего эмоционального состояния человека, то есть они показывают его чувства.

Они не всегда совпадают с теми словами, которые выдает говорящий. Точнее, психологические жесты совпадают не с текстом, а с подтекстом, с внутренним образом.

Например, известно, что вертикальный жест рукой выражает утверждение, а горизонтальный - отрицание.

Вот вы говорите кому-то: "Я не хочу больше этим заниматься" И вертикальным движением руки ударяют по столу.

Или еще пример, вкрадчиво сдержанным голосом вы говорите собеседнику: "Я уважаю вашу работоспособность, целеустремленность", а сами в это время отворачиваете голову от собеседника, смотрите в окно.

Такие жесты полностью выдают вас, они выражают ваш подтекст, внутреннее, истинное отношение к действительности.

 

Мимика, наряду с жестами, является важным дополнением к вербальных средств общения. Выражение лица, взгляд нередко передают психическое состояние человека. В деятельности воспитателя это особенно важный аспект общения.

Воспитанники часто "читают" с лица педагога его настроение, намерения, направления действий. В свою очередь педагог по выражению лица может (и должен) "читать" психическое состояние воспитанников и на основе такого "чтения" проецировать свои педагогические действия.

 

Педагог с помощью мимики может выражать чувство радости, удовольствия, одобрения, гнева, недовольства, отвращения, брезгливости, боли и др..

Здесь нужна определенная игра. По этому поводу Aнтон Cемёнович Макаренко писал: "Педагог не может не играть, не может быть педагога, который не умел бы играть. Нельзя же допустить, чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя предположить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердечных мук …. Но ученику надо иногда продемонстрировать муки души, а для этого надо уметь играть… Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов на лице, в фигуре и в голосе. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не подойдёт или не услышит того, что нужно".

 

Важное место в системе мимических средств занимают глаза. Народная мудрость гласит: "Глаза - зеркало души человека".

Встречая детей необходимо выразить глазами радость, удовольствие от встречи с ними. Во время совместной деятельности педагог должен видеть всех воспитанников и каждого.

 

Мимика и жесты часто взаимосвязаны между собой. Поэтому в системе формирования педагогического мастерства педагогу следует прибегать к выполнению определенных упражнений, которые помогут сформировать умения и навыки пользования мимикой и жестами.

Упражнения, которые помогут сформировать умения и навыки пользования мимикой и жестами:

1. Выразите жестом и мимикой определенное чувство:

а) отвращения

б) захват

в) страха

г) нежности

 

2. Выразите мимикой определенное состояние как реакцию на внешний раздражитель:

а) сладкие фрукты

б) кислое яблоко

в) горький перец

г) горячий чай

 

3. Передайте мимикой состояние, когда вы едите:

а) шоколадные конфеты

б) сырую свеклу

в) вместо сахара положили в рот ложку соли

г) случайно положили в рот ложку слишком горячей пищи

 

4. Передайте мимикой и жестами определенное физиологическое состояние:

а) болит зуб

б) судороги стянули ногу

в) вам жарко

г) вы замерзли

д) молотком ударили по пальцевые,

е) ножом урезали палец

 

5. Передайте жестами и мимикой реакцию на определенные природные явления:

а) на улице сильный ливень, вы без плаща и зонтика и вдруг раздался гром и молния

б) на небе появилась радуга, вы любуетесь ею

в) вы у реки, разделись и заходите в холодную воду.

 

9. Рассматриваете фото людей, репродукции картин. За внешним выражением лица охарактеризуйте психическое состояние человека, которую видите на фотографии, ее профессиональное направление

 

Познакомимся с признакам, характеризующие правдивость и ложность, доверия и недоверия.

Правда или ложь
Признаки правдивости Признаки неправдивости
  Повернуты вверх, ладони раскрыты в сторону собеседника. Пальцы расставлены. Руки за спиной, в карманах.
  Прямой взгляд не ниже уровня глаз собеседника. Отведение взгляда в сторону (на пол - мужчины, на потолок - женщины).
  Наклон корпуса вперед в сторону собеседника. Полное или частичное прикрытие области рта ладонями, пальцами.
  Разомкнутые руки, свободные жесты. Скрещивание рук на груди, на животе, за спиной.
  Снятие очков при разговоре, жестикулирование ими. Потирание пальцами век, бровей.
  Сокращение расстояния и угла между партнерами (положение напротив). Прикосновение пальцами к носу, уголков губ, щеки.
  Доброжелательная улыбка. Натянутая улыбка.
  Немного разведенные руки и ноги, голова прямо, плечи свободно опущены. Кажущееся покашливание.
  Расстегнутый пиджак, нога выдвинута в сторону партнера, ладони протянутые вперед к собеседнику. Оттягивание, поправление ворота.
  Прикладывание раскрытой ладони в область сердца. Потирание ладонью шеи ниже затылка
    Чрезмерная жестикуляция или полное ее отсутствие
Доверие или недоверие
Признаки доверия Признаки недоверия
  Утвердительное кивание головой. Сцепление пальцев рук.
  Одна нога немного отставлена назад, вторая - чуть впереди, носок ее указывает на собеседника. Заброс ноги на ногу.
  Наклон вперед к собеседнику, разомкнутые руки. Скрещивание рук на груди или зажима ладоней скрещенных рук.
  Рука, стоящая на локте, подпирает щеку, но не подбородок. Подпора ладонью подбородка.
  Прямой взгляд не ниже уровня подбородка. Потирание или касания ушей, оттягивание мочки уха.
  Наклон головы набок. Прикрывание области рта ладонями, пальцами.
  Собеседник копирует позу партнера. Почесывание боковой поверхности шеи (ниже уха).
  Сокращение угла между корпусами партнеров, поворот друг к другу. Прикосновение пальцами к носу, уголков губ.
  Заинтересованный взгляд искоса, поднятые брови, расширенные зрачки, легкая улыбка. Большой палец подпирает подбородок, указательный на щеке, направленный к виску.
  Одобрительная улыбка. Прижатые лодыжки ног.
  Для женщин: поправление прически, демонстрация внутренних поверхностей кистей. Взгляд искоса с нахмуренными бровями и опущенными уголками губ.
  У тех, кто сидит рядом, скрещенные в коленях ноги направлены друг к другу. Отвлечение от собеседника, занятия "стартовой позиции"(готовность уйти).

Педагогическая игра "Верю - не верю"

В этой игре предлагается использовать наблюдение за непроизвольными движениями собеседников для оценки степени достоверности информации.

Один участник – рассказчик, который рассказывает историю о себе, которая имеет довольно привычный и истинный вид.

Второй - выполняет роль педагога, который будет слушать эту историю и доверять ей или нет.

Пока два собеседники обдумывают истории, другие участники игры делятся на две группы, одна из которых знакомится с признакам и, характеризующие правдивость и ложность, вторая - с признаками доверия и недоверия.

Прослушав историю, каждая команда должна определить по жестам, что правда, что – нет, чему доверять, а чему нет.

 

Стамбул, крытый рынок. Я давно хотела купить турецкую бирюзу, и вот такая возможность представилась. Мы ходим мимо витрин, и, как только находим то, что нравится, заходим в лавку и начинаем разговор. Продавец достает приглянувшееся нам ожерелье, и называет цену – дорого. Мы начинаем торговаться, приводим разные доводы, и цена медленно начинает снижаться, при этом продавец добавляет к ожерелью браслет и серьги, потом кулон и цепочку, потом еще два браслета, потом еще один кулон, типа до кучи. Мы то делаем вид, что собираемся уходить, то хаять товар, продавец же машет руками, предлагает яблочного чаю и добавляет в кучку все новые и новые вещи. Внезапно в лавку врывается пара японцев, которые начинают тыкать пальцами в ожерелье на моей шее и требовать точно такое же, несколько штук. Продавец виновато смотрит на нас – мы не возражаем, если он быстро разберется с японцами. Японцы берут несколько ожерелий, практически не торгуясь, уходят. Довольный продавец приступает к нам, довольно потирая ручки, но тут в разговор опять вступает мой муж со словами: «Моя жена принесла удачу твоему магазину!» Ну, как тут было устоять продавцу – вся куча серебра и бирюзы отправилась вместе с нами по цене в 4 раза меньше той, что была заявлена!

 

 

Стамбул, крытый рынок. Я давно хотела купить турецкую бирюзу, и вот такая возможность представилась. Мы ходим мимо витрин, и, как только находим то, что нравится, заходим в лавку и начинаем разговор. Продавец достает приглянувшееся нам ожерелье, и называет цену – дорого. Мы начинаем торговаться, приводим разные доводы, и цена медленно начинает снижаться, при этом продавец добавляет к ожерелью браслет и серьги, потом кулон и цепочку, потом еще два браслета, потом еще один кулон, типа до кучи. Мы то делаем вид, что собираемся уходить, то хаять товар, продавец же машет руками, предлагает яблочного чаю и добавляет в кучку все новые и новые вещи. Внезапно в лавку врывается пара японцев, которые начинают тыкать пальцами в ожерелье на моей шее и требовать точно такое же, несколько штук. Продавец виновато смотрит на нас – мы не возражаем, если он быстро разберется с японцами. Японцы берут несколько ожерелий, практически не торгуясь, уходят. Довольный продавец приступает к нам, довольно потирая ручки, но тут в разговор опять вступает мой муж со словами: «Моя жена принесла удачу твоему магазину!» Ну, как тут было устоять продавцу – вся куча серебра и бирюзы отправилась вместе с нами по цене в 4 раза меньше той, что была заявлена!

 

Тема 1.4. Практическое 2

Анализ эмоционального состояния детей по рисункам.

 

Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг.

Вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе.

 

Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами.

В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен.

 

С точки зрения психодиагностики рисунок человека является одним из самых точных и достоверных источников информации. Сложность заключается лишь в том, что информация, содержащаяся в таком послании, образно говоря «закодирована», и рисунок нужно грамотно «читать».

 

Детали детского рисунка зависят от возраста.

Ребенку нужно предложить нарисовать его семью. Причем, так, чтобы все были заняты каким-нибудь делом. Пусть у него будет выбор цветных карандашей и достаточно бумаги - обычный альбомный лист (формат А4) вполне подойдет.

 

Не стоит торопить малыша или комментировать его рисунок в процессе рисования. А когда он закончит семейный портрет, самое время обратиться с вопросами: кого именно он нарисовал и чем заняты все эти персонажи.

 

Приступая к анализу рисунка, взрослые должны учитывать, что его качество зависят от возраста юного художника.

У трехлетних детей люди чаще всего выглядят как «головоноги»: некие существа, тело и голова которых представляют собой единый «пузырь» с ножками. Может появиться и рожица. Но, строго говоря, анализировать рисунок с точки зрения личностного развития и психоэмоционального состояния будет вернее с 4-5 лет.

К четырем годам ребенок обычно уже изображает человека в виде двух овалов с ручками и ножками – палочками.

На рисунках пятилетних детей появляются голова, глаза, туловище, руки, ноги.

В шесть лет к выше перечисленному добавляются нос, рот, пальцы (их количество несущественно).

К семи годам «живописцы» уже не упускают из виду такие детали человеческого образа, как шея, волосы (или шапка), одежда (хотя бы в схематическом виде), а руки и ноги изображают двойными линиям и. Обычно на эти критерии ориентируются при оценке умственного развития ребенка.

 

Анализ детского рисунка по… собственным ощущениям

Для верного прочтения детского рисунка необходимо довериться своим впечатлениям. Какие эмоции он вызывает? Покой и умиротворение или беспокойство и тревогу? Чтобы точнее определить это, можно попробовать описать рисунок, используя понятия:

«светлый» – «темный»,

«яркий» – «тусклый»,

«гармоничный» – «негармоничный»,

«спокойный» – «неспокойный»,

«упорядоченный» – «беспорядочный»,

«веселый» – «грустный»,

«агрессивный» – «доброжелательный»,

«богатый» – «бедный»,

«тяжелый» – «легкий».

Это поможет более точно воспринять состояние ребенка.

Например, некоторые негативные определения.

Негармоничный, – - неспокойный по цвету, нагруженности частей рисунка, динамике персонажей.

Беспорядочный – хаотичный по расположению на листе.

Грустный – на котором члены семьи разобщены, находятся в разных частях листа, лица у них безрадостны или вовсе отсутствуют.

Агрессивный – с угрожающей мимикой, позами, возможно, с оружием.

При большом количестве негативных оценок можно говорить о внутреннем психологическом неблагополучии ребенка.

Однако не стоит делать поспешных выводов по одному-единственному рисунку. Возможно, ребенок кем-то обижен или недостаточно хорошо себя чувствует.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: