Социально-политический строй и хозяйство Древней Руси.




Ценную информацию о социально-политическом устройстве и хозяйственном укладе Древней Руси предоставляет нам еще один источник на древнерусском языке - «Русская правда» – первый письменный свод законов восточных славян. Основу древнерусского общества составляли крестьяне, которые объединялись в общину (вервь) и были лично свободными, только платили дань государству в лице князя. «Русская правда» называет их «мужи» или «люди». По своему социальному укладу древнерусское общество отличалось от современных ему государств Западной Европы, где сложилась система феодализма. Для нее характерно четкое социальное деление: только привилегированная аристократия имела право собственности на землю, право владеть оружием. Привилегированные землевладельцы были вольным слугами – вассалами – короля и сочетали право собственности на землю с правом власти над живущими на этой земле крестьянами. Крестьяне, в свою очередь, были лишены земли и свободы, зависели от феодалов-землевладельцев.

На Руси такое социальное деление не сложилось: класс привилегированных землевладельцев не обособился юридически, все лично свободные «мужи» были равны в правовом отношении. Особый статус имели «княжьи мужи» - люди, служащие князю. Их жизнь защищалась двойной вирой – штрафом за убийство или увечье, который платил виновный государству. Что касается феодальной земельной собственности, то она оформляется достаточно поздно. В письменных источниках сведения о ней относятся только к концу X в., причем, речь идет о собственности князей. О землевладении бояр – высшего сословия древнерусского общества - можно говорить не ранее начала XI в. Основное социальное различие существовало между свободными и несвободными. Но существовали и промежуточные категории – временно или частично зависимые. В «Русской правде» упоминаются такие группы: рядовичи, закупы, смерды. Их зависимость имела экономический характер. В древнерусском обществе были и рабы (челядь, холопы), но оно отличалось от классического рабовладельческого общества Греции и Рима. На Руси рабы не были основной производительной силой, а были заняты больше в домашнем хозяйстве. В сельском хозяйстве – основе экономики – абсолютно преобладали свободные крестьяне-общинники.

Политическое устройство Руси также отличалось от феодальных государств Западной Европы. Власть имела коллективный характер – принадлежала всему роду потомков Рюрика, а внутри рода распределялась по принципу родового старейшинства. Старший в роду занимал киевский престол, а остальные в зависимости от порядка рождения княжили по другим городам Руси. Старшим же в роду являлся первый по рождению в самом старшем поколении. Таким образом, власть передавалась не от отца к сыну в соответствии с монархическим принципом. На практике отношения старейшинства оказывались запутанными, и право на власть чаще доказывалось в междоусобных войнах.

Но главной особенностью политического устройства Руси было сохранение наряду с княжеской властью института народной демократии – веча. На протяжении XI в. и до распада Древней Руси вечевые собрания активно действовали во всех крупных городах. Они принимали участие в решении значимых политических вопросов, и князь мог реально править, лишь опираясь на поддержку веча. Вече представляло из себя власть городской общины и опиралось на всеобщее вооружение народа – ополчение. Ополчение свободных граждан наряду с княжеской дружиной принимало участие в военных действиях.

ПВЛ сохранила для нас сведения о русских князьях конца X – начала XII вв. Так, после смерти Олега в 912 г. власть перешла к Игорю, который прославился своим успешным походом на Константинополь (Царьград) и выгодным для Руси торговым договором с Византией (944 г.). После убийства Игоря в 945 г. восставшими древлянами правительницей Киева стала его жена Ольга. Она прославилась не только жестокой и изощренной местью за мужа, но и важными политическими решениями. Была реформирована система сбора дани: установлены четкие размеры (уроки), а объезд князем данников (полюдье) был заменен повозом. Важное значение имело также принятие Ольгой христианства в качестве личной религии. Причем, обряд крещения она прошла в Константинополе, и если верить летописи, ее крестным отцом стал сам византийский император. Ольга не пыталась распространить христианство на все население Руси и не нашла поддержки даже у своего сына Святослава, который оставался упорным язычником. Но ее крещение, безусловно способствовало распространению влияния христианства.

С 964 г. киевский престол занял сын Ольги Святослав, достижения которого свелись к успешным войнам. Был окончательно подчинен Хазарский каганат – некогда сильное государство, которому славяне еще в X в. платили дань. Святослав подчинил власти Киева еще несколько славянских племен, укрепив и расширив границы государства. Но его главной целью стало распространение своего влияния на Балканах и вытеснение оттуда Византии. Он даже намеревался перенести свою столицу в новый город Переяславль, основанный им на территории нынешней Болгарии. Но Святослав явно переоценил свои силы в борьбе с таким могущественным противником. Потерпев поражение от императора Цимисхия в 972 г., он погиб на обратном пути в Киев. Считается, что при Святославе вновь усилилось влияние язычества, особенно в среде княжеской дружины. Летописец даже сообщает о человеческом жертвоприношении, совершенном дружинниками для обеспечения победы. Жертвами стали два дружинника-христианина.

Между потомками Святослава 8 лет длилась борьба за киевский престол. Первоначально власть перешла к старшему сыну Ярополку, но к 980 г. Владимир, княживший в Новгороде, опираясь на большое варяжское и новгородское войско одержал над ним победу. Многие историки считают, что с победой Владимира произошло временное усиление язычества, тогда как Ярополк был сторонником христианства. Христианкой была его жена – родом из Византии. Действительно, одной из первых акций Владимира стала попытка систематизировать и упорядочить языческую религию. Был утвержден единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Эта попытка носила явно политический характер, имея целью укрепление княжеской власти. Ведь Перун был покровителем войска, князя и княжеской дружины. По-видимому, новый пантеон и главенство Перуна так и не были приняты всем населением Руси, и Владимиру пришлось искать новые религиозные и идейные основания для объединения государства под своей властью.

По крайней мере, известная нам информация о принятии христианства Владимиром свидетельствует о том, что его мотивы первоначально были сугубо политическими. Возможность жениться на сестре византийских императоров очевидно повышала его рейтинг среди правителей Европы и обеспечивала престижные династические связи. Поддержка христианского Бога обеспечивала захват после длительной осады византийского Корсуня. Авторитет княжеской власти в самой стране опирался отныне на авторитет единого небесного Бога, наместником которого на земле он представлялся.

Точной даты принятия христианства Русью как государственной религии нам неизвестно, но условно ею считается 988 г. Методы утверждения новой веры среди населения были по преимуществу мирными, но известны и случаи вооруженного сопротивления язычников. Последствия смены веры для развития русской культуры и государственности были многосторонними и глобальными. Мы обсудим их на семинарском занятии, также как предпосылки и методы христианизации. Что касается самого Владимира, то автор ПВЛ изображает его после обращения как истинного христианина, а русская православная церковь впоследствии причислила его к лику святых.

Смерть Владимира в 1015 г. вызвала очередную усобицу между его наследниками. Борьба сопровождалась братоубийством: его приемный старший сын Святополк, претендовавший на престол, убил своих младших братьев Бориса и Глеба – сыновей Владимира от христианского брака с Анной. За это преступление, одно из самых вероломных по христианским меркам, убийца был прозван окаянным, а убитые канонизированы как невинные мученики. Киевский же престол в 1019 г. достался другому сыну – Ярославу, который убил окаянного соперника в качестве справедливого возмездия. Но до 1036 г. русские земли оказались разделенными между двумя правителями – Ярославом и его младшим братом Мстиславом, и только после смерти последнего единство государства было восстановлено. Ярослав вошел в русскую историю с прозвищем «мудрый». Оно отражает его деятельность как законодателя. Около 1036 г. была принята «Русская правда» - первый письменный свод законов в краткой редакции. В те же годы на Руси складывается традиция летописания. Внешняя плотика Ярослава также была успешна. В 1037 г. он нанес сокрушительное поражение печенегам, после которого они перестали представлять угрозу для Руси. В ознаменование этой победы в Киеве был заложен Софийский собор в подражание Константинопольскому – самое грандиозное каменное здание в домонгольской Руси.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: