Особенности организации учебного процесса в современных Вольдорфских школах




Вальдорфская школа — это независимая педагогическая система, в основе которой лежит методика выявления и развития невидимых способностей ребёнка. Основателем Вальдорфской школы стал Рудольф Штайнер – немецкий философ и основоположник антропософии.

Первая Вальдорфская школа была открыта в 1919 г. для детей рабочих табачной фабрики Вальдорф-Астория в Штутгарте. Школа хорошо развивалась и её популярность быстро росла. К 1938 г. Вальдорфские школы открылись не только в других городах Германии, но и за её пределами: в Венгрии, Австрии, Норвегии, Великобритании, Швейцарии, Голландии, США.

Обучение в Вальдорфской школе начинается с детского сада.
Цель — развитие природных способностей и создание условий для их выявления, укрепления и развития. Дети рисуют красками и восковыми мелками, лепят из воска, поют и учатся гармонично двигаться под музыку, рассказывают сказки, сопровождая их театрализованными и кукольными спектаклями. Большое внимание уделяется развитию мелкой моторики рук.

В школе первые 8 лет все предметы в классе ведёт 1 учитель. Исключение составляют предметы, требующие профессиональной подготовки. В 9-12 классах появляются учителя предметники. Таким образом, на протяжении долгого времени ребенок находится под наблюдением одного педагога, хорошо знающего его особенности и потребности. Педагог сам решает, чему и как учить ребенка.

Режим учебного дня построен в соответствии с биологическими ритмами человека. Это, по мнению специалистов, способствует сохранению здоровья ребёнка и поддержания интереса к учёбе. Утром изучаются академические предметы. Средина дня посвящена иностранным языкам и искусствам. После обеда — практические занятия: ремёсла, рукоделие, физкультура.

Учебников в школе нет, учитель сам подбирает материал. Ученики записывают материал в тетради, иллюстрируя его рисунками, таблицами и чертежами — сами создают себе учебник. В школе нет оценок. Учитель в устной форме оценивает работу ученика, а в конце учебного года даёт полную характеристику. «Вальдорфские родители» — это люди, которые заинтересованы в здоровом и гармоничном развитии своих детей.

Особенности организации учебного процесса в современных Вольдорфских школах

Вальдорфские школы работают по принципу «неопережения» развития ребенка, но предоставления всех возможностей для его развития в собственном темпе. При оборудовании школ отдается предпочтение натуральным материалам и неготовым игрушкам и пособиям (в первую очередь для развития фантазии детей). Большое внимание уделяется духовному развитию всех участников учебно-воспитательного процесса. Учебный материал подается блоками, но день на всех этапах обучения (от яслей до семинарий) разделен на три части: духовный (где преобладает активное мышление), душевный (обучение музыке и эвритмическому танцу), креативно-практический (здесь дети учатся в первую очередь творческим задачам: лепить, рисовать, вырезать из дерева, шить и так далее). Ритм дня может быть подчинен тому предмету, блок которого сейчас в изучении (например, если изучают математический материал, детям предлагают «увидеть» его во время танца или при шитье). Кроме того, учебный материал дается с учетом соответствия развития ребенка и развития исторического общества. Например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о справедливости и государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят средневековье, с его ярко выраженной мужественностью (рыцари) и женственностью (дамы). При этом дети ставят спектакли, участвуют в турнирах, танцуют и даже ездят в города со средневековыми крепостями.

Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе - классе, школе - учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни. Основные методы преподавания

Метод «душевной экономии» — основной метод вальдорфской педагогики. Метод состоит в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить на данном этапе развития без внутреннего сопротивления организма. Так, от периода смены зубов до полового созревания, обязательно развивают память, работают с образным мышлением ребенка, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. После полового созревания в учебный материал включают понятия, работают с абстрактным мышлением ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: