Феноменологический подход




Пожалуй, из всех представленных выше подходов феноменология охватывает наиболее подвижную, динамическую, «хаотическую» сторону смысла и смыслообразования. Если экзистенциальный подход в диаде «бытие – сознание» акцентирован на бытии (существовании, жизни индивида) и в нем видит источник смыслообразования, причем бытие включает и сознание, т.е. «смысловую матрицу», то феноменологический подход обращен прежде всего к феноменам сознания, выходя за его индивидуальные аспекты и пересекаясь с экзистенциализмом в точке «индивидуального существования личности», в жизненном контексте сознания индивида. Анализу подвергается игра свободного сознания, его парадоксы.

Обратим внимание на то, что помимо обращенности феноменологии специально к сознанию как к смысловой субстанции личности и к его глубинным проявлениям, феноменологический подход имеет и еще одну особенность. Если в других подходах: культурологическом, аксеологическом, экзистенциальном – смысл рассматривается со стороны содержания сознания (вспомним: «актуально сознаваемое содержание», «контролируемое содержание»), то предметом интереса феноменологии является, как подчеркивалось по другому поводу, динамика, движение смысла, подобно тому, как в герменевтике и семиотике тексты рассматриваются не как смыслы в их жизненной или иной значимости, а как носители смыслов. Феноменология противостоит теории процессов, имеющей дело с функционально-структурированной динамикой чего-либо. В поле ее внимания непроцессуальная, непредзаданная динамика сознания, познание таких его феноменов, как инсайт (озарение), явление знания сознанию, ощущение близости истины, предчувствие, ожидание, ясность сознания и другие его смысловые проявления. Как можно понять из сказанного, в феноменологическую сферу человека входят не только сознание и осознаваемые смыслы, но и то, что находится, выражаясь словами Асмолова, «по ту сторону сознания» – подсознание, надсознание, сверхсознание, предсознание, питающие сознание (например, неосознаваемые смысловые установки), хотя главным при этом остается, естественно, сознание.

Обнаружение истоков сознания в бытии человека, в его жизненном мире, в значащей части сознания не лишает феноменологию ее обращенности прежде всего к сознанию как к самодостаточной субстанции человека, его поистине неожиданным, внезапным проявлениям, смысловым парадоксам.

Феноменологически смыслообразующая основа учебной деятельности может быть представлена следующим образом:

1. Феноменология предписывает ориентацию учебного процесса не на предметное бытие учащихся и их мыслительную деятельность как его отражение, а на сознание учащихся, а также других феноменологических зон – интуиции, переживаний и др. Направленность обучения на сознание и пограничные с ним контуры субъектности детей является предпосылкой смыслового обеспечения учебной деятельности учащихся и акцентирует внимание учителя на использовании адекватных этому дидактических средств: цветодидактики, музыкально-световых эффектов, виртуальной реальности.

2. Феноменология содержит материал, помогающий осмыслить организацию подлинно творческой, креативной деятельности учащихся. Творчество учащихся как их свободное самовыражение представляет собой не что иное, как самодвижение смыслов, такие их феноменальные проявления, следствием которых являются новые смыслы, расширение прежних, возникновение дополнительных смысловых оттенков. В творческих актах учащихся легко усмотреть как леонтьевское «поведение смысла», так и гуссерлевскую «феноменологию сознания». Послед­нее переакцентирует внимание с традиционной «организации творческой деятельности учащихся», а по существу – с ее заорганизованности, на выявление духовных интенций детей, их психологическую и дидактическую поддержку, создание условий для их саморазвития и духовного обогащения.

3. Феноменология, исходя из интенциального сознания, интенции как единицы «человеческого измерения» и глубинного отношения ребенка как субъекта его жизненного мира и значащих для него объектов этого мира, позволяет заявить о необходимости ограничения «виртуальных, а не жизненных» (по Гуссерлю) миров. С одной стороны, эти миры обращены к таким паттернам детской психики, которые в других, «обычных» условиях оказываются незадействованными. С другой стороны, виртуальная реальность, будучи вставленной в учебный процесс, представляет, как свидетельствуют современные исследования, исходящие из феноменологических представлений, «остановленную», «прерванную» интенцию. Учебный процесс с позиций реального бытия человека, «смысловых единиц жизни», а значит, смыслообразующих результатов, оказывается ущербным, не говоря уже о его «здоровьесберегающем» предназначении, однако вскрытая феноменологическая динамика показывает направление реформирования образования с учетом ориентации на смысловое развитие личности.

 

Синергетический подход

В отличие от предыдущих подходов, изначально характеризуемых непосредственной гуманитарной направленностью, синергетика (гсвоим появлением обязана естественно-научной культуре. Будучи наукой о способах и закономерностях самоорганизации сложных систем, синергетика не могла не выйти на проблему возникновение «порядка из хаоса» в самом человеке.

Синергетика содержит и более конкретный, не теряющий при этом методологической основы механизм перехода от хаоса к порядку, от неупорядоченного множества элементов, через их самоорганизацию, к системе. Не всякое будущее осуществимо – об этом говорит закон ограничения взаимодействий. Будущее присутствует в настоящем и тем детерминирует его. Хаос – возможность взаимодействия всего со всем, невозможность такого взаимодействия – гарантия порядка, т.е. основа самоорганизации». Самоорганизующаяся система отличается открытым характером, нелинейностью саморазвития, действием по внутренним побуждениям.

Реальный инструментарий становления системы из хаоса и ее последующего развития включает, во-первых, расширение пространства выбора. Эволюция органического мира, например, в синергетике определяется как «последовательное освобождение живых организмов из-под власти среды». Аналогично этому, «свобода выступает как родовой признак человека, а историческое развитие общества рассматривается как последовательное расширение “объема” свободы».

В сопровождающей учебный процесс «свободе выбора» выбор, как правило, является множественным и определяется преимущественно смысловой значимостью для ребенка изучаемых реалий. Открывающиеся ему смыслы «чего-то», предпочтение, в соответствии с его матрицей сознания, одних из них и отторжение других – свидетельство синергетической природы смыслообразования учащихся.

Во-вторых, «в рамках синергетики рассматривается принцип порабощения... принцип подчинения одних степеней свободы, параметров состояния другими... Принцип порабощения степеней свободы позволяет системам контролировать не множество величин, а всего одну, тем самым делая возможными и гносеологию, и возможность предсказывать и жить в изменяющемся мире». В психолого-педагогическом плане функцию «всего одной величины» могут выполнять, например, «смысловые единицы жизни», предельные смыслы, базовые ценности культуры. Педагогическое управление, опирающееся на подобную синергетическую закономерность, наполняется конкретным содержанием смыслового свойства.

В-третьих, в стохастических, включая периферийные, зонах системы по отношению к детерминированному центру в силу различных обстоятельств могут самоактуализироваться такие точки, которые в состоянии «искривить» закономерную линию развития, «заставив» процесс развиваться в другом направлении и иначе. В психосинергетике, в частности, подчеркивается, что детство ребенка столь многообразно и неповторимо, «феноменологично», что при неосторожном прикосновении к нему может возникнуть незначительная, на первый взгляд, смысловая установка, которая, опять же, при определенных (точнее было бы сказать, неопределенных) обстоятельствах, может потянуть на себя все развитие.

В-четвертых, согласно синергетике, самоорганизация осуществляется, если система сильнонеравновесна. В результате неустойчивое равновесие оказывается минимальным, и сведение его к этому уровню является показателем развития системы. С фактом притяжения в условиях неравновесных систем, обосновываемым в синергетике, мы связываем факт «смыслового притяжения» в условиях смысловой неопределенности человека, смысловой «борьбы», в которой «побеждают» более значащие для него смыслы. В обучении синергетика смыслов, с их тяготением к более значащим, приобретает ту особенность, что этот процесс некоторым образом регулируется, несмотря на то, что синергетика ориентирует на предельные ограничения предзаданности. Важно таким образом организовать процесс смыслообразования учащихся, чтобы внутри этой организации все же имела место смысловая самоорганизация учащихся, становление смысловой основы личности в соответствии с синергетическими закономерностями.

Методологически актуальными для понимания закономерностей смысла и смыслообразования в учебном процессе являются и другие положения синергетики:

1. Новое возникает не из определенности, а из неопределенности. Данное обстоятельство определяет характер организации смыслотворческой деятельности учащихся в учебном процессе.

2. Становление и развитие чего-либо предполагают как постепенный, эволюционный, так и скачкообразный, взрывной путь. В контексте смыслообразования интерес представляет дидактическая технология, включающая резкое, острое смысловое столкновение.

3. Синергетика акцентирует внимание не столько на результатах, на «ставшем бытии», сколько на становлении, на «становящемся бытии». Она изучает «становящееся бытие» и содержит, на наш взгляд, значительный не только методологический, но и технологический материал, ценный для понимания смыслообразования как непрерывного, имманентного, постоянно становящегося процесса.

4. Синергетика, словно расширяя границы феноменологии, обращает внимание на природные парадоксы, например на случаи неравенства, несовпадения причины и следствия, когда в случайных обстоятельствах выпавший из-под ноги небольшой камень вызывает лавину огромной энергетической силы. Не вполне корректно проводить подобную параллель в сфере психологии смыслообразования учащихся, но аналогичные факты встречаются и здесь, и синергетика нацеливает на их научное осмысление.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: