Концептуальная интегративная модель смыслообразования и ее психологическая составляющая




В качестве объединяющего основания разнонаправленных и разноплановых подходов анализирующих смысл как предмет психолого-педагогического анализа, нами рассматривается концептуальная интегрированная модель смыслообразования, включающая в себя наиболее обобщенные, характерные для всех направлений исследования смысла компоненты и закономерности. Именно такая интегрированная модель позволяет раскрыть смысловую динамику и особенности смыслообразования в различных реальностях, в соответствии со спецификой поля смысловой самоактуализации. Особый интерес в этом направлении представляет раскрытие механизмов смыслообразования в учебном процессе как приоритетного направления современной дидактики, особенного того его направления, которое можно назвать – смысловая дидактика (И.В. Абакумова, П.Н. Ермаков, В.Т. Фоменко). Общепсихологическая теория смысла, с выходом на проблему смыслообразования, отражает роль смысла как связующего звена между субъектом и миром, подчеркивает его значимость в ситуации выбора, определяет связь значения и смысла, смысла и деятельности, смысла и личности. В результате осуществленного неодномерного, разнохарактерного анализа возникает задача выявления того общего, что присуще различным философским, теоретическим и непосредственно психологическим направлениям в отношении смысла и смыслообразования, что означает необходимость определиться более масштабно и четко, чем это сделано ранее в рамках собственно психологического анализа, в модели смыслообразующего процесса (понятие «процесс» применительно к смыслообразованию выходит за пределы функциональных явлений). Такая модель, возникающая из теоретических посылок, является по своему содержанию концептуальной, а также, вбирая различные гносеологические подходы, интегративной. Вместе с тем следует отметить, что, во-первых, моделью могут быть охвачены лишь отдельные концептуальные положения, присутствующие в одних направлениях и отсутствующие в других. Во-вторых, важный с точки зрения различных направлений материал может оказаться не столь «важным» с точки зрения модели, т.е. конструкта, вбирающего содержание других направлений, и не стать ее частью. В-третьих, рисуя контуры модели, наполняя ее содержанием, приходится выходить за пределы реализованного ранее анализа оснований смысла и смыслообразования, обращаться к новому теоретическому и эмпирическому материалу.

Динамика смыслового развития и личностного роста порождает непрерывное взаимодействие между ситуативными, «текущими» смысловыми проявлениями и теми смысловыми структурами, которые могут претендовать на устойчивый уровень и тем самым определяют поведение смысла в его «раскристаллизации», явленности для познающего, – это поле можно назвать полем смысловой самоактуализации. Именно здесь смысл «вырастает» до определенного уровня, от минимального до максимального состояния, от личностного смысла до личностной ценности. Вся же окружающая человека реальность несет в себе его потенциальные смыслы и в определенных условиях, при появлении определенных факторах, начинает расширять и уплотнять его смысловые образования, насыщая смыслами его сознание и личностные составляющие, – это поле расширения и уплотнения смысла.

Смысл, даже в самых разнонаправленных подходах трактуется в двух состояниях. Первое состояние – ситуативное, «текущее», изменчивое (личностные смыслы, личностные установки, смыслообразующие мотивы) и устойчивом, стабильном, «надситуативном» (смысловые конструкты, смысловые диспозиции, ценности). Анализируя смысл согласно логике от единичного к общему, от ситуативного к устойчивому, мы обнаруживаем эпицентры смыслообразования. Один из них представлен динамическим состоянием смыслов, их «продвижением», «явленностью», взаимодействием и другими модусами смыслообразования. Другой ракурс исследований обнаруживается в устойчивых смысловых структурах личности, которые, во-первых, являются следствием смыслообразующего процесса, а во-вторых, и сами влияют на смыслообразующий процесс значительным образом. Здесь напрашивается очевидный вывод о взаимодействии указанных эпицентров смыслообразования.

Проблему смысла нельзя сводить к проблеме смыслообразования. Высшее предназначение смысловых структур человека – выступить в роли смысловой регуляции его жизнедеятельности, обеспечить его жизненные ориентации, возможность самой жизни. Это означает, что смыслы в ситуативной и устойчивой фазах бытия личности выступают прежде всего как механизмы указанной регуляции, как способ связи человека с миром. Чтобы выполнять данную функцию, смыслы должны быть «в наличии», чем и вызываются как реальные процессы смыслообразования, так и задачи их научного познания. Необходимо, следовательно, различать две линии проблем, идущих из одной точки «смысла»: проблемы регуляции жизнедеятельности человека со стороны его смысловой сферы и проблемы становления и развития самой этой сферы, т.е. смыслообразования.

Что означает и включает смыслообразование, если иметь в виду его психологический контекст? Смыслообразование отождествляется нами с развитием смысловой сферы личности, развитие же в психологии определяется как психические новообразования в человеке. Последние, если иметь в виду результативную часть смыслообразующей деятельности человека, помимо непосредственно новых смыслов, постигнутых (раскристаллизованных) из окружающей жизни, культуры, общения, включают и созидаемые им самим, в условиях творческого процесса, смыслы, а также множество других субъективных смысловых модификаций: «расширяющийся», становящийся, угасший, вытесненный другим, дополнительный, не сливающийся с другим либо, напротив, слившийся с другим в новом качестве, ясный или, наоборот, неопределенный смысл. Смысловые проявления предстают смысловыми новообразованиями личности, изменяющими всю смысловую структуру.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: