Виды налоговых проверок.




Налоговым контролем является специальный государственный контроль, который представляет собой деятельность налоговых органов и их должностных лиц по проверке исполнения требований налогового законодательства лицами, реализирующими налоговые обязанности или обеспечивающими эту реализацию.

Задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства при формировании централизованных государственных денежных фондов за счёт налоговых поступлений.

Содержание налогового контроля включает:

1) наблюдение за деятельностью контролирующих субъектов;

2) анализ полученной информации, наметившихся тенденций, выработка прогнозов;

3) принятие мер по предупреждению нарушений законности и дисциплины;

4) учёт конкретных правонарушений, анализ их причин и обстоятельств;

5) пресечение противоправной деятельности;

6) выявление виновных в совершении налоговых правонарушений (как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов) и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля классифицируются по нескольким основаниям.

I. По субъектам, осуществляющим контрольные функции:

1. Государственный — налоговый контроль, осуществляемый государственными органами. В этом случае органы, осуществляющие налоговый контроль, делятся на:

— органы общей компетенции (осуществляющие налоговый контроль наряду со своей основной деятельностью);

— органы специальной компетенции (созданы специально для осуществления налогового контроля — налоговые администрации (инспекции), налоговая милиция).

2. Независимый — налоговый контроль, осуществляемый аудиторскими или общественными организациями.

II. По срокам осуществления контроля:

1. Оперативный — налоговый контроль, осуществляемый в пределах отчётного периода на основании количественных и качественных показателей контролируемой операции.

2. Периодический — налоговый контроль, осуществляемый по истечении отчетного периода на основании анализа документов отчетности и иных источников.

III.По источникам контроля:

1. Документальный — налоговый контроль, осуществляемый на основании анализа документов, отражающих показатели контролируемого объекта или деятельности субъектов. Периодичность проведения плановых документальных проверок, как правило, не чаще одного раза в год, проверка осуществляется комплексно.

2. Фактический — налоговый контроль, осуществляемый на основании фактического анализа контролируемого объекта или деятельности контролируемых субъектов(например, обследование, обмер, пересчёт, взвешивание контрольной закупки и т. д.).

Налоговый контроль предполагает несколько методов.

А. Осуществление учёта плательщиков налогов (эти вопросы затронуты при характеристике правового положения налогоплательщика).

Б. Осуществление налоговой проверки.

В. Обследование территорий и помещений, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению либо использующиеся для получения объектов налогообложения.

5.2. Основным методом налогового контроля является налоговая проверка. Среди основных прав государственной налоговой службы выделены права налоговых органов на осуществление проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчётов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налоговых платежей.

Налоговая проверка представляет собой деятельность налоговых органов (или, в некоторых случаях, аудиторских, общественных организаций) по анализу и исследованию первичной учётной и отчётной документации, связанной с уплатой налоговых платежей, с целью проверки своевременной и полной уплаты налогов и сборов, правильного ведения налогового учёта, исчисления сумм налоговых платежей, осуществления налоговой отчётности.

Проведение налоговых проверок регулируется Законом Украины от 14 декабря 1990 года «О Государственной налоговой службе в Украине» (с учётом изменений и дополнений); Декретом Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года «О взыскании не внесённых в срок налогов и неналоговых платежей»;Инструкцией Государственной налоговой администрации Украины о порядке применения и взыскания финансовых санкций органами государственной службы от 20 марта 1995 года № 28; Письмами Государственной налоговой администрации Украины «О проведении проверок» от 28 марта 1996 года № 16-111/10- 2153, «О перечне платежей и размере пени» от 14 марта 1997 года № 19-0211/10-1862, «О проведении документальных проверок» от 3 февраля 1998 года№ 10-10/10123-122, «О проведении документальных проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 10 февраля 1998 года № 1228/11/23-1215 и другими нормативными актами.

Налоговая проверка может быть проведена при одном из следующих оснований:

1) при наличии сведений, которые позволяют предположить, что плательщик налога скрывает объект налогообложения;

2) при наличии факта несоответствия декларируемых плательщиком налога доходов и расходов с его фактическими доходами и затратами;

3) при наличии сведений о приросте объекта налогообложения, если это не имеет документального подтверждения;

4) при не предъявлении в соответствующий срок налоговой декларации или других документов, необходимых для определения налоговой обязанности;

5) при наличии нарушений во время последней налоговой проверки;

6) при реорганизации или ликвидации предприятий или организаций.

Объектом налоговой проверки являются: денежные документы, бухгалтерские книги, отчёты, сметы, декларации, товарно-кассовые книги, показатели электронно-кассовых аппаратов и компьютерных систем, которые используются для расчётов за наличные средства с потребителями, и иные документы, независимо от способа предоставления информации, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, свидетельство о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, специальные разрешения на её осуществление.

Субъектами налоговых проверок являются: предприятия, учреждения, организации любой формы собственности, совместные предприятия (как осуществляющие предпринимательскую деятельность, так и не осуществляющие таковой), физические лица (граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства).

Виды налоговых проверок.

1. Камеральная — налоговая проверка, проводимая по месту нахождения налогового органа в момент сдачи налогоплательщиком отчетных документов и налоговых расчётов на основании сведений, содержащихся в них, а также сведений, имеющихся в документах, находящихся в налоговых органах и отражающих сведения о деятельности и имуществе плательщиков налогов и сборов.

При осуществлении камеральных проверок в основном проверяются правильность заполнения деклараций и отчётов, правомерность использования налоговых льгот, соответствие отчётных показателей. По итогам проведения камеральной проверки могут быть применены санкции или осуществлено доначисление налога. Налогоплательщик или налоговый агент обязан давать объяснения, предоставлять дополнительные сведения и документы в ходе камеральной проверки, но только те, которые содержат сведения, подтверждающие правильность и своевременность исчисления и уплаты налогов и сборов.

2. Выездная — налоговая проверка, осуществляемая по месту нахождения налогоплательщика или объекта налогового контроля на основании данных налоговых деклараций и существующих в налоговых органах документов и сведений о деятельности и имуществе плательщика налогов и сборов, а также полученных у него документов и сведений.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя налогового органа. Проводится она в основном по месту осуществления налогоплательщиком деятельности, результаты которой (или она сама) служат основанием для возникновения налоговой обязанности. Выездная налоговая проверка может проводиться не чаще одного раза в год.

Работники налоговых инспекций, начиная проверку, должны предъявить свои служебные удостоверения руководителям проверяемых налогоплательщиков, удостоверение на проверку каждого работника, который принимает участие в оперативных проверках субъектов предпринимательской деятельности. Работники без надлежаще оформленного удостоверения на проверку не имеют права принимать участие в проверках. Удостоверение на проверку является действительным на время, указанное в нём.

В случаях, когда проверка проводится за пределами своего района, сотрудниками налоговых инспекций дополнительно необходимо предъявлять удостоверения на проверку налогоплательщиков с указанием наименования района (области), где будет осуществляться проверка (письмо Государственной налоговой администрации Украины «О проведении проверок » от 28 марта 1996 года № 16-111/10-2153; распоряжение Государственной налоговой администрации Украины «Об удостоверении на проверку» от 20 мая 1997 года № 89-р).

3. Комплексная — налоговая проверка, осуществляемая в отношении соблюдения налогового законодательства в целом. В этом случае проверяются все документы и бухгалтерские записи от даты предыдущей проверки по текущий момент, а при необходимости — и за более длительный период.

4. Тематическая — налоговая проверка, осуществляемая в отношении соблюдения отдельных норм налогового законодательства. При этой проверке анализируется часть первичных документов за определенный период времени (месяц или больше). Если в ходе тематической проверки будут выявлены серьёзные нарушения налогового законодательства, то это может послужить причиной проведения комплексной налоговой проверки.

5. Встречная — налоговая проверка, осуществляемая как часть камеральной или выездной и состоящая в сопоставлении сведений, подтверждённых документально, о деятельности контролируемого лица и имеющихся у других лиц со сведениями, отражёнными в документах самого налогоплательщика.

6. Повторная — вторичная проверка налоговым органом обязанностей налогоплательщика, вытекающих из уплаты налогов и сборов. Повторная налоговая проверка допускается при реорганизации или ликвидации налогоплательщика-организации, а также в порядке контроля вышестоящего налогового органа за налоговым органом, проводившим налоговую проверку.

7. Формальная — налоговая проверка, осуществляемая с целью анализа правильности заполнения реквизитов в документах (отсутствие исправлений, подчисток, дописок, подлинность подписей).

8. Арифметическая — налоговая проверка, осуществляемая с целью анализа правильности подсчётов и исчислений в учётных и отчётных документах налогоплательщиков.

 

 

14.Налоговые нарушения и ответственность за их совершение

Налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста. Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Течение срока давности привлечения к ответственности считается приостановленным со дня составления акта, предусмотренного пунктом 3 статьи 91 настоящего Кодекса. В этом случае течение срока давности привлечения к ответственности возобновляется со дня, когда прекратили действие обстоятельства, препятствующие проведению выездной налоговой проверки, и вынесено решение о возобновлении выездной налоговой проверки.

Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации (Таблица 8).

Налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании штрафов с организации и индивидуального предпринимателя в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в порядке и сроки, которые предусмотрены статьей 48 настоящего Кодекса.

Заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного заявления может быть восстановлен судом.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения
Отсутствие события налогового правонарушения Совершение налогового правонарушения в связи с наступлением форс-мажорных обстоятельств
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения Совершение налогового правонарушения вследствие исполнения письменных разъяснений налогового органа
Совершение деяния с признаками налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим 16 лет Совершение налогового правонарушения вследствие болезни или в состоянии аффекта
Истечение сроков давности привлечения к ответственности Иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения

 

15.Виды налогов и сборов в РФ. Классификация налогов на группы по различным признакам

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований. Признаки налогов следующие: - императивно-обязательный характер; - индивидуальная безвозмездность; - денежная форма; - публичный и нецелевой характер. Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы. Обязательные элементы налога: - объект (доход, имущество, товар); - субъект налога; - налоговая база; - величина налоговой ставки (квота); - налоговый период (месяц, квартал, год); - порядок исчисления; - порядок и сроки уплаты налога. Налоги и сборы классифицируются по различным признакам: 1. По способу изъятия различают два вида налогов: - прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы); - косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины). 2. По воздействию налоги подразделяются на: - пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества; - прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения; - дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения. 3. По назначению различают: а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ); б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы). 4. По субъекту уплаты выделяют: а) налоги, взимаемые с физических лиц; б) налоги, взимаемые с юридических лиц. 5. По объекту налогообложения разделяют: - имущественные налоги; - ресурсные налоги (рентные платежи); - налоги, взимаемые от выручки или дохода; - налоги на потребление. 6. По источнику уплаты существуют: - налоги, относимые на индивидуальный доход; - налоги, относимые на издержки производства и обращения; - налоги, относимые на финансовые результаты; - налоги, взимаемые с выручки от продаж. 7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют: а) собственные (закрепленные) налоги; б) регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

16.Цели, задачи и основные направления налоговой политики

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА - составная часть финансовой политики ценовая, таможенная и т.д.). Представляет собой систему правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами. Это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Субъект управления - государство

объект - налоги и налоговая система

Цели налоговой политики:

1) обеспечивать полноценное формирование доходов бюджетной системы РФ, необходимых для финансирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по осуществлению соответствующих функций и полномочий;

2) содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий, малого предпринимательства;

3) обеспечивать социальную справедливость при налогообложении доходов физических лиц.

4) выбор конкретных норм и методов налоговой политики определяется теми целями, которое государство ставит перед собой разрабатывая и реализуя налоговую политику.

Налоговая политика формируется и реализуется на федеральном, региональном и местном уровнях в пределах соответствующей компетенции. На региональном уровне система регулирующего воздействия может осуществляться по тем налогам, которые законодательно закреплены за субъектами РФ, или в пределах установленных ставок по регулирующим доходным источникам (налогам).

Задачи налоговой политики: устойчивый рост национального дохода, умеренные темпы инфляции, полная занятость, сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий налоговой политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов.

Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами. Профицит бюджета – превышение доходов над расходами. Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Первоочередной задачей государственного сектора является стабилизация экономики, которая реализуется, как правило, средствами фискальной политики, т.е. через манипулирование государственными расходами и налогообложением с целью увеличения производства, занятости и снижения инфляции.

Различают:

Дискреционная налоговая политика – сознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения государственных расходов или снижения налогообложения. В период подъема создается бюджетный излишек.

Недискреционная налоговая политика – предполагает использование автоматических стабилизаторов, которые без частого вмешательства реагируют на изменение макроэкономической ситуации. К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. При этом ставки налогов действуют достаточно долго, не изменяя свою величину. Поэтому в период подъема налоговые поступления автоматически возрастают, что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. К встроенным стабилизаторам также относятся – пособия по безработице; соц. выплаты; программы по поддержанию малоимущих слоев населения.

Стратегия налоговой политики: решение долгосрочных задач (определяется президентом). Тактика должна быть направлена на быстрое решение задач, увязана со стратегией, определяется правительством, органами субъектов.

Формы:

1. максимальные налоги - применяют в период войн

2. политико - экономическое развитие - уменьшение расходов на соц. программы, уменьшение налоговой нагрузки на налогоплательщика. Цель - стимулирование инвестиционной активности. Применяют в период экономического спада, для предотвращения кризиса.

3. разумные налоги - средняя налоговая нагрузка, средние социальные налоги, минимальные государственные инвестиции в экономику. Применяют в период стабильного экономического роста.

Инструменты:

НС, НБ, налоговые льготы, налоговые санкции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: