РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ИСТОРИИ
Уровень образования (классы) среднее общее образование 10 класс
Количество часов 68
Учитель Лунегов Виктор Геннадьевич
Программа разработана на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з)
Рабочая программа для 10 класса ориентирована на использование следующих учебников: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред.А.В.Торкунова. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 3 ч./ М., «Просвещение», 2016 г
Результаты освоения курса
Изучение отечественной истории в старших классах образовательных организаций будет способствовать достижению
школьниками ряда личностных результатов, указанных в ПООП среднего общего образования. Данные результаты можно сгруппировать следующим образом.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
▪ российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
▪ уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
▪ формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
|
▪ воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
▪ гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои
конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной
жизни;
▪ признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
▪ мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
▪ готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том
|
числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
▪ приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
▪ готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
▪ нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
▪ принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению.
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне среднего общего образования выпускник научится:
▪ владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
▪ характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
▪ определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
|
▪ использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
▪ определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями,
процессами);
▪ различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
▪ находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки
их к конкретному месту и времени;
▪ презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
▪ раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
▪▪ соотносить и оценивать исторические события локальной, ре-
гиональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
▪ обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения
на основные события истории России Новейшего времени;
▪ применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
▪ критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества; изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
▪ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп
в истории;
▪ самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
▪ объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп
в истории;
▪ давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Выпускник получит возможность научиться:
▪ использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
▪ анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
▪ устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
▪ определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности
личностей на основе представлений о достижениях историографии;
▪ применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
▪ целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т. д.;
▪ знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
▪ знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
▪ работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
▪ исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
▪ корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т. д.;
▪ представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, обще-ственную и др.;
— формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятель-ности;
— соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятель-ности в процессе достижения результата;
— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
— логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
— применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
— решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (со-общение, эссе, презентация, реферат и др.);
— организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
— определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
— активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
— критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Предметные результаты:
— определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
— установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
— составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
— применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
— овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
— использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
— использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
— описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
— понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
— высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
— описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
— поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
— анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
— использование приёмов исторического анализа;
— понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
— оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
— сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
— систематизация информации в ходе проектной деятельности;
— поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
— личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Российской империи;
— уважение к русской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Выпускник научится:
• локализовать во времени основные этапы отечественной истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории периода Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) пред-ставлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной истории периода Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействия между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время; сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной истории периода Нового времени.
Рабочая программа расчитана на 34 учебные недели, 68 часов в год
В соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС СОО, главной
целью школьного исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития Российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачами реализации Примерной основной образовательной программы учебного предмета «История являются:
1) формирование знаний о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представлений об историографии;
2) овладение системными историческими знаниями, понимание места и роли России в мировой истории;
3) овладение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную
базу по исторической тематике;
4) формирование умений оценивать различные исторические версии.
Методика преподавания курса базируется на системно-деятельностном подходе, который, в соответствии с положениямиФГОС, обеспечивает:
▪ формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
▪ проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения;
▪ активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
▪ построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических
особенностей и здоровья обучающихся.
Содержание программы