Определение функциональности в компенсации




Социальные роли и функциональность человека

 

 

Цель: Доказать возможность изменения психологического типа человека под воздействием социальных ролей.

Задачи:

1. Дать понятие функциональности и компенсации человека.

2. Доказать, что социальная роль несет компенсирующий смысл для общества и человека.

3. Рассмотреть примеры влияния социальной роли на психологический тип человека.

Определение функциональности в компенсации

Функциональность – определение человека как себя в обществе и определение обществом человека, как выполняющего социальную функцию, приносящую пользу. Социальная энергия тогда есть, когда человек принят в общество и несет в себе общественный смысл и полезность, когда он теряет это, то и теряет энергию, по крайней мере, позитивную. Например, слава, сила, ценность себя, скорее, предоставляется обществу, но не себе, хотя и для того, чтобы самому осознать оценку общества, иногда навязывая ее либо обществу, либо общество тебе; конечно, самоопределение может быть субъективно и не соответствовать объективному, но в любом случае это либо вскроется, в конечном счете, либо создастся ожидаемое уже как объективное. Поэтому превознесение себя самого, так или иначе, не из-за «злодейского эгоизма» или стремления распространить свое «Эго», которое индивидуально само по себе и не любит общественного вмешательства, а из-за социальной функциональности; если не говорить о случае защиты и самосохранения своего «Я», что похоже иногда на превознесение себя. Однако социальную направленность «Эго» доказывает постоянное желание человека заставить любить то, что он сам любит. Здесь проявляет стремление к солидарности, которое противоречит стремлению к индивидуальности.

Функциональность – это роль человека, как социального существа. Если говорить о классиках социологии, то это близкое к тому, что у Дюркгейма определяется разделением труда, только разделение труда у меня рассматривается, как следствие социальной функциональности индивида, однако, чем больше труд человек виден как уникальный, тем больше проявляется и индивидуализация. Функциональность – это, как первичное свойство человеческой сущности, проявляющееся при одновременном стремлении к индивидуализации и к социализации, причем, вне общества нет и функциональности, как и нет человека с его человеческими признаками. Принадлежность обществу определяется полезностью каждой ее детали (части). Человек не думает буквально: «у меня высокая функциональность», он чувствует, представляет, думает, помышляет, говорит и показывает то, как понимает свою нужность обществу или хотя бы какой-то её части. Но не всегда функциональность сознательна, даже, скорее, не многие признают, что, например, им хотелось бы делать пользу для других. Обычно мы осознаем свою направленность на других только к первичным социальным группам (семья), но остальная часть функциональности остается в подсознании из-за вытеснения. Которое происходит по многим причинам, например, отторгающий от общества опыт, или факт того, что биологическое неудовлетворение обычно больнее, чем социальное и рассматривается как первичное по важности, хотя есть немало примеров самопожертвования, что у Дюркгейма интерпретируется как самоубийство на основе альтруизма, что как раз таки обосновывается социальной функциональностью.

В чем же телеология (цель, смысл) функциональности? Она состоит из двух основных инстинктов человека: инстинкт самосохранения и инстинкт сохранения вида. Соответственно, самосохранение приводит к индивидуализации, а сохранение вида к социализации. И чтобы понять насколько широко мы рассматриваем термин функциональности, который мы синонимизируем со стремлением к жизни, приведем таблицу 1.

 

Таблица 1 – Функциональность или стремление к жизни
Стремление к жизни
  Различия Объединяющее
Инстинкты Самосохранения Сохранение вида  
Направленность Индивид (субъект) Общество (объект)  
Структура личности Эго Сверх-Я Подсознание
Энергия Психологическая Социальная Либидо
Тип личности Интроверт Экстраверт Компенсация
Цель Психологическая функциональность или индивидуализация Социальная функциональность или социализация Функция человека или человеческая функциональность

 

В данной таблице энергия рассмотрена в номинальном смысле, так как, если рассматривать либидо, как психологическую энергию, то она либо направлена на субъект, либо на объект, однако то, что производится при отношениях людей в материальном мире, мы называем социальной энергией, что по Дюркгейму социальный факт или дух. Однако нас сейчас интересует следующий вопрос: человеческая функциональность первична (дана от рождения) или появляется в процессе социализации?

Если функциональность основывается на инстинктах, то без сомнения можно говорить о ее первичности. Она дана сразу, но работать начинает, только при социальном взаимодействии и в разном возрасте имеются различные функциональные требования. Но нам могут сказать: а как же пример «маугли»? Ведь в нем нет никакой социальной функциональности, да и индивидуальных требований общественного человека? Это ни в коей мере не противоречит факту «детей маугли». Без социализации человек превращается в зверя, он не выполняет человеческие функции, поэтому и остается зверем. Это также ярко видно при регрессии либидо у невротиков. Они возвращаются назад от социального (инфантильность), а значит от человеческого, для них внешняя жизнь становится не важной. И, например, при лечении невротических больных в психоанализе используется возвращение человека к функциональности.

«Перевес в человеке социальной личности является для него одним из наиболее существенных условий его существования. Без этого человек и вовсе перестал бы существовать. Требовательность и мятежность, которые мы видим в психологии невротика, вовсе не характерны для человека, каков он есть; это не что иное, как инфантильная карикатура…. Так как человек предназначен быть не только индивидом, но и членом общества, то эти две присущие человеческой природе тенденции никогда не могут быть ни разъединены, ни подчинены одна другой без того, чтобы данному человеку не нанести тяжелого ущерба» – (Карл Густав Юнг, Критика психоанализа). Как мы видим, Юнг здесь также затрагивает вопрос компенсации, то есть при значительном отклонении в одну сторону функциональности человеку наносится психологический урон, поэтому для здоровой психике нужно равенство между индивидуализацией и социализацией. Так же мы говорим о компенсации, когда речь идет о психологических механизмах экстраверсии и интроверсии, в противном случае будет аффект, резкая односторонность. Яркий пример отклонений в одну сторону показывают нам исследования Э. Дюркгейма, в которых он искал причины самоубийств, и как истинный социолог считал их сугубо социальными. Но мы считаем их психосоциальными, одно без другого не привело бы человека к такому решению, так как любое действие или бездействие человека проходит через его психику в определенных социальных условиях. Итак, Дюркгейм выделил следующие причины: эгоизм, альтруизм и социальная аномия. Эгоизм говорит о полном уходе от общества и направленности на себя и, если мы рассмотрим предысторию самоубийств, то увидим первые признаки в уходе человека от социальных взаимодействий. Человек становится отчужденным от общества, а следствие, и от себя, так как он существо социальное, то и перестает чувствовать себя человеком без других людей. Вторая причина альтруистическая. Человек настолько уходит в социальное, что чувствует себя единым целым с обществом – его индивидуальное уже не имеет значительной ценности. Поэтому, если его смерть сохранить целое, каковым он себя считает, то он с радостью будет готов отдать свою жизнь за более большого и ценного себя. Третья причина, социальная аномия, говорящая об утрате старых общественных норм и не появлении новых, несет в себе потерю экзистенциональности человека, он теряет смысл своего существования, его функциональность разрушается под гнетом массовой девиации (социального отклонения), и человек не может найти нормативных способов, чтобы выжить в данных условиях. Близкий пример для нас это 90-е годы в России, но, и сейчас мы на первых местах в мире по числу самоубийств. Причины самоубийств по Дюркгейму скорее говорят о полной взаимосвязи психологического и социального.

Есть четыре аспекта, которые связаны с функциональностью: биологический, сознательный, подсознательный и социальный. Все четыре влияют друг на друга и составляют общее понятие функциональности человека. Например, биологический аспект может быть, как «эго» направлен, так и в пользу общества, тому пример выполнения репродуктивной функции. Перечислять все функции мы не будем, так как их можно разделить на множество типов, например, трудовые или семейные, культурные или управленческие, поэтому лучше основываться на разделении по аспектам от структуры личности и по направленности функции на объект или на субъект.

В итоге можно сказать, что функциональность человека тем уникальна и противоречива, что соединяет в себе два стремления, направленных в разные стороны, причем, при невыполнении их человек себя ощущает несчастным. Нам вполне привычно и ясно, что приятно для себя, однако некоторые личности будут удивлены, если я скажу, что не менее приятна и добродетель. Она наполнена энергией либидо, что и объясняет приятное ощущения – везде, где есть либидо, там есть ощущение подобное любви или эмоционального блаженства. Не зря в Библии написано: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"» (Деяния 20:35). Такой же компенсаторический принцип в психики человека заметил Фрейд: «Программа принципа удовольствия в индивидуальном развитии крепко держится главной цели – достижения счастья. Вхождение в сообщество или приспособление к нему суть необходимые условия достижения этой цели, хотя не будь этих условий, идти к ней было бы легче. Иначе говоря, индивидуальное развитие предстает как продукт интерференции двух стремлений: именуемого «эгоистическим» стремления к счастью и стремления к объединению с другими, именуемого «альтруистическим»… У каждого индивида сталкиваются два стремления – к собственному счастью и к единению людей; точно так же враждуют и оспаривают друг у друга место под солнцем процессы индивидуального и культурного развития» (Фрейд).

Конечно, все не так просто в нашей психики, чтобы прийти к счастью, ведь из-за своей противоположности эти стремления у многих людей не могут найти себе среднего показателя. Здесь и срабатывает выведенный нами закон компенсации, который гласит: чем дальше будет отклонение в одну сторону, тем больше оно будет компенсироваться противоположностью. Сами аффекты (резкая односторонность) усложняют, как социальные отношения, так за ними создает и внутренние психологические конфликты. В компенсации есть определенные переменные и шкалы, например, страх компенсируется бесстрашием, формализм антиформализмом, ответственность безответственностью, добро злом.

Чтобы было более понятно, о чем идет речь, приведем несколько примеров из исследовательского наблюдения. Парень А. очень боялся простыть от сквозняка или ветра, но тут же он был, мягко говоря, не придирчив в своем питании. Например, во время езды на машине летом он просил всех закрывать окна (соответственно было жарко), но тут же пил воду, в которой плавали головастики. Парень Б. хотел всем доказать, что добро и зло можно соединить, например, он был за общее общественное благополучие, но тут же курил (в том числе травку), пил, записывал видео про то, как он полуголый бегал по общежитию. И он всегда повторял про этот смысл объединения. Следующий пример – это преподаватель С. – здесь переменной является формализм, где шкала идет от полной не формальности до иррационального педантизма. Например, никто не должен был разговаривать во время чтения лекций, нельзя было есть на паре, нужно было писать лекции по определенной строгой форме, вне зависимости от содержания; однако в это же время можно было слушать музыку в наушниках, сидеть за ноутбуком, спать, тихо заходить и выходить, к тому же был перерыв для разговоров. Парень Д. был очень чистоплотным в реальной жизни, но рабочий стол на компьютере был заполнен чем попало.

Прежде чем перейти к следующему примеру, хотелось бы заметить, что стремление к компенсации является психологической установкой, которая явно, как у парня Б., или косвенно, как у парня А., имеет архетипическую силу, то есть энергетическую и мотивирующую на подсознательном уровне подобно комплексу, который также называют эмоциональным сгустком.

Компенсация, как и большая часть психологических закономерностей, например, психологические типы, еще более ярко выражаются на отклонениях, так как сам закон компенсации и говорит об уровне отклонения через противоположность. Например, это явно выражается в вытесненном либидо или в агрессии (лидерство по Юнгу, сублимированная энергия мортидо по Фрейду), последнее сейчас мы и рассмотрим. Девушка Е. интровертка меланхолического темперамента. Она очень добра при взаимодействии с людьми, она практически не может отказывать в просьбах людей, тут же нет проявления лидерства, к тому же холерики не раз шутили над ней, что обижала ее, а она этого не показывала и все вытесняла в подсознание. По закону сохранения энергии стремление к лидерству должно было куда-то направится, а куда, без индивидуального собеседования невозможно было заметить. И вот, что получилось: ей нравятся фильмы ужасы и триллеры, она учится на врача и ей не противна смерть (мортидо, однако и разрушение нередко исцеляет). Но и этого было недостаточно психики, чтобы компенсировать односторонность, и оказалось, что она болела лунатизмом. Ночью она могла издавать непонятные бредовые звуки, говорит грубым и злым голосом, а также обзывать всех рядом находящихся, если ей они помешали чем-то. Насколько я знаю, с ней сейчас все хорошо.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: