Социальные роли и психологические типы.




Психологические механизмы (типы) имеют ярко выраженные компенсационные (стремление к среднему энергетическому показателю) отношения друг с другом, как внутри психики отдельного человека, так и во внешних отношениях между людьми. Многие ученые считают, что психологический тип человека или темперамент не изменяются и даются от самого рождения. Однако есть и те, что считают психические установки человека динамичными и постоянно изменяющимися. Например, представители соционики говорят о врожденном психологическом типе человека. Соционика основывается на Юнговском понимании типов. В которой есть две основных личности экстраверты и интроверты. Экстраверты направляют свою психологическую энергию на объект, а интроверты на субъект (на себя). И у каждого человека есть по четыре психологических функции: этическая, сенсорная, логическая и интуитивная. И от преобладания той или иной функции у определенной личности определяется психологический тип человека.

Но сейчас наша задача состоит не в том, чтобы подробно расписать о типах личности, что вы можете найти в книге Юнга «Психологические типы», а в том, чтобы раскрыть выводы о социальном влияние на психику человека. Во время исследования были проведены соционические тесты – около 40 участников, тесты на тип темперамента – более 70 участников, личные опросы – около 30 участников комплексные и 80 частичные, и постоянные наблюдения за уже заранее определенными типами. После анализа, на котором мы не останавливаемся, было сделано немало выводов и новых гипотез, однако сейчас речь будет идти именно о социальных ролях, которые играет человек через психологические механизмы.

С самого начала исследования нас волновал один вопрос: каким образом в обществе, так или иначе, остаются равные пропорции психологических типов, если они передаются генетически или имеются с рождения на всю жизнь? Прежде чем дать ответ из наших эмпирических данных, рассмотрим то, что писал Юнг по поводу изменения типов: «Как я уже многократно подчеркивал, интроверсия и экстраверсия вовсе не характеры, а механизмы, которые, так сказать, по желанию могут быть включены или исключены. И только из привычного преобладания того или другого механизма – развиваются соответствующие характеры. Конечно, такое преобладание покоится на известном врожденном расположении, которое, однако, отнюдь не всегда является абсолютно решающим. Мне часто приходилось видеть, что влияние среды бывает почти столь же важно. Однажды я наблюдал даже такой случай: человек, живший в непосредственной близости с интровертом и ясно обнаруживавший экстравертное поведение, изменил свою установку и стал интровертом, когда впоследствии вошел в близкие отношения с ярко выраженной экстравертной личностью. Я видел много раз, как известные личные влияния в самый короткий срок существенно изменяли длительность вторичной функции, даже у ярко выраженного типа, а также, как прежнее состояние восстанавливалось, как только чужое влияние отпадало.....Поставьте интровертного в безусловно удовлетворяющую, гармоничную среду, и он разрядится до полной экстраверсии, и будет казаться, что перед нами экстраверт. Но посадите экстравертного в тихую темную камеру, где все вытесненные комплексы могут подтачивать его, – и он дойдет до такого напряжения, в котором он будет реализовать до последних пределов всякое малейшее раздражение. Меняющиеся ситуации жизни могут воздействовать точно так же и мгновенно преобразовывать тип, что, однако, по общему правилу не меняет надолго преобладающую установку, то есть, несмотря на временную экстраверсию, интроверт остается тем же, чем он был; и так же экстраверт».

Как мы видим, что даже основоположник психологических установок говорил о случаях их изменения. Что также и мы заметили при комплексном опросе. С точки зрения психологической энергии (либидо) по Юнгу, с учетом эмпирических данных, мы постараемся объяснить процесс трансформации психологических механизмов человека. Это очень похоже на социализацию. И нужно понимать, что Юнг применял к либидо закон сохранения энергии, что он и доказал. Мы полностью применяем такой же метод. Например, представьте, что человек родился интровертом, замкнутым ребенком, не пытающемся вступать в отношения с незнакомыми людьми. Сначала его психологическая энергия в большей степени сосредотачивается на внутреннем мире, не имея значительной направленности на других, что объясняет множество фантазий детства, которое от наполненности энергией, а значит и эмоциональностью, становятся реальными, в чём и экстраверты дети не отличаются, но все же последние меньшие фантазеры, чем первые. После семьи идет следующий пункт социализации – это школа. К этому возрасту 5-7 лет подготавливается и психика, по Юнгу начинается вторая фаза сексуального развития, когда дети начинают интересоваться вопросом своего появления и играть в семейные роли и т. п., а также их воспоминания становятся более связными. Иногда уже в этом возрасте может произойти изменение психологического типа, так как школьное социальное пространство уже начинает заставлять направится на объект, но бывают и обратные реакции, когда идет еще большее отчуждение от внешнего мира при соответствующих негативных обстоятельствах. Следующая фаза психологического развития – это переходный возраст. В школе она проходит в виде перехода в старшие классы, когда вместо одного учителя, второй «матери» или «отца», появляются различные предметники. Именно в этой фазе чаще всего может произойти трансформация психологического механизма, что доказывает проведенный опрос. Собственное тело подростка заставляет направиться либидо на объект и все больше оно сосредотачивается на внешней реальности и интроверт может в процессе переходного возраста все больше получить экстравертных признаков, и здесь как природа, так и социальные установки ведут к этому направлению. Однако если говорить об общих данных, то трансформация типа происходила только около 1/5 части опрошенных. Третья фаза у Юнга была последний, так как точкой отсчета здесь было развитие сексуальности, что непосредственно связано с психологическими механизмами, однако если взять за точку отсчета трансформацию психологического типа, то мы находим и четвертую фазу, которая у пунктов социализации связана с после школьной учебы. Здесь возраст растягивается приблизительно от 17 до 22 лет, когда заканчивается сексуальное созревание. Процитируем слова, одной из опрашиваемых интровертки меланхолика: «После того, как я поступила в вуз, я начала чувствовать, что привлекаю внимание парней, со мной пытаются познакомиться, и из-за этого я стала более открытой, я перестала быть стеснительной. Раньше я много грустила, теперь же я больше веселая». Сейчас, например, по тесту Айзенка, она сангвиник, то есть жизнерадостная экстравертка с низким уровнем невроза.

Мы можем также заметить, как общественные структуры соответствуют ступеням психологического развития человека. Идет взаимовлияние объекта и субъекта.

Что касается экстравертов, то мы пока что не встречали случаев значительной интровертации, однако не раз были замечены замены основных функций, что меняло уже механизмы функционирования психики и частичное применение интровертных признаков. Здесь на много удобнее будет рассмотреть развитие личности по типам темперамента, например, не раз встречались случаи, когда человек переходил из сангвиника в холерика и наоборот. А если происходил переход от направленности объект-субъект, то он обычно идет в противоположность. Например, меланхолик компенсируется сангвиником, а флегматик холериком и наоборот.

Но сейчас мы рассмотрим появления холерика из сангвиника. Один ребенок мальчик с самого детства был общителен и добр к людям, однако постепенно он получал отрицательный опыт от своего доверия людям. Над ним прикалывались его сверстники, и у него было мало друзей, что так нужно сангвинику. И вот, начиная с переходного возраста (третья фаза), происходит трансформация темперамента из сангвиника в холерика, соответственно невроз стал более высок, появилось недоверие к людям, нередкие проявления компенсации лидерства, причем, в конечном счете, в здоровой форме. Также мы заметили, что у каждого темперамента есть свои физиотипические признаки, которые менялись вместе с темпераментом. Именно по фотографиям и рассказам опрашиваемых людей, мы могли определить в каком возрасте произошла трансформация. Физиотипические признаки сравнивались в каждом наблюдении и опросе, поэтому нам удалось накопить приблизительные формы внешнего вида и поведения у различных темпераментов. Например, до переходного возраста данный человек был полненьким с округленной формой лица и всего тела, любил дотрагиваться до своих собеседников, что присуще сангвиникам (полненькие далеко не все), но, начиная с переходного возраста, он похудел, его лицо стало иметь больше угловатых признаков, тело стало более костным.

Был также и другой пример, когда наоборот, человек перешел из холерика в сангвиника. Трансформация произошла в 20 лет – четвертая фаза. До 20 лет он был очень агрессивен, хотя какое-то время и в этом возрасте, но постепенно становился все более дружелюбным. Однако именно, начиная с 20 лет его лицо стало округленное и его тело уже не имело резких угловатых признаков. Он сказал, что именно в этом возрасте вел активную половую жизнь, что говорит о переходе на сенсорную функцию, которая присуща сангвиникам.

Есть одно важное замечание, которые появилось в итоге исследования, что есть первичный и вторичный тип. Период детства до 11-13 лет является первичным и основным в определении темперамента, так как именно в этом возрасте заканчивается становление «Эго». Весь остальной период – вторичный. Зачем нужно такое разделение? это помогает в определении основного темперамента, не того, который социально наигран; это способствует правильному пониманию механизмов психики, что нужно будет при лечении. По тестовым вопросам обычно всплывает вторичный тип личности, только индивидуальный опрос помогает вскрыть первичный тип.

Даже психологический тип может поменяться при нужном для общества случае. Например, при общении двух одинаковых темперамента, кто-то должен будет стать противоположенным. Это позволяет нам понять, почему в мире все психологические типы имеют равные пропорции по отношению друг к другу. Даже теория вероятности доказывает, что все сходится к равномерному показателю, например, если группа людей будет играть в такую игру, где все будет зависеть от случайности, то в итоге никто не проиграет, у каждого будет тем более равное соотношение выигрыша и проигрыша по отношению друг к другу, чем больше раз будет сыграно. Так я, случайно подсчитывая проигрыши участников игры «в дурака» заметил, как в первый день было явное отличие в проигрышах, на второй день это уже не превышало в два раза между первым и последним, а на третий день в процентном отношении не было значительной разницы. Хотя там вроде бы нужен ум. Так и с психологическими типами: мировой закон не позволит преобладать одному над другим.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: