Курсовой проект
Целью курсового проекта является: освоение технологических процессов возведения зданий; приобретение навыков самостоятельной работы с технической литературой, нормами технологического проектирования, каталогами, справочниками; умение работать с первичной технической документацией и принимать обоснованные инженерные решения вопросов производства монтажных работ.
Тема проекта: “Технология возведения одноэтажного (многоэтажного) каркасно-панельного здания из сборного железобетона ”.
Графическая часть курсового проекта выполняется на одном стандартном листе ватмана А1 (20 часов самостоятельной работы) в виде комплексной технологической карты на монтаж железобетонных элементов при возведении каркасно-панельного здания. Объем расчетно-пояснительной записки 30…35 страниц (40 часов самостоятельной работы).
Пояснительная записка содержит следующие разделы:
1. Определение объемов монтажных работ
В соответствии с заданием привести план здания, поперечный и продольный разрезы. Составить спецификацию сборных элементов строительных конструкций в форме таблицы и рассчитать коэффициент равновесности конструкций. Определить основные потоки монтажа из условий рационального использования грузоподъемности кранов.
2. Выбор вариантов производства работ
Исходя из объемно-планировочного решения здания и условий эффективного использования грузоподъемности монтажных кранов, выбрать вариант метода монтажа и технологической схемы возведения здания. Изложить сущность, преимущества и недостатки рассматриваемого варианта.
3. Выбор средств малой механизации для монтажа строительных конструкций
Согласно принятому методу и технологической схеме монтажа произвести выбор грузозахватных приспособлений; приспособлений для установки, выверки и временного закрепления конструкций в проектном положении; а также приспособлений, обеспечивающих рабочее место монтажника и безопасное производство работ.
Произвести расчет технических параметров принятых грузозахватных приспособлений (стропа или траверсы). Принять технологический комплект инструментов для бригады монтажников.
4. Расчет технических параметров монтажа строительных конструкций и выбор крана для возведения здания
Определить требуемые технические параметры монтажных работ: грузоподъемность крана; высоту подъема монтажного крюка; длину стрелы и вылет крюка крана, а также технологические параметры рабочего места монтажных работ. На основании расчетов выбрать кран (краны) для возведения здания, пользуясь техническими характеристиками кранов и методикой, изложенной в пособиях. Привести графики грузовысотных характеристик крана.
5. Организационные методы и расчет производительности монтажных работ
Выбрать транспорт для доставки конструкций. Запроектировать технологические схемы работы горизонтального транспорта. Разработать организацию подачи конструкций на монтаж: с транспортных средств или с приобъектного склада; с предварительной раскладкой элементов у мест монтажа или из штабеля.
Построить диспетчерский график работы автотранспорта или монтажно-транспортный график мгновенного пополнения запаса конструкций. Определить, согласно расчету, размеры монтажного участка (по числу колонн).
Для варианта возведения здания рассчитать: сменную поэлементную производительность и сменную усредненную производительность монтажных работ. Расчет вести в табличной форме.
6. Технико-экономическая оценка возведения здания
По варианту возведения здания определить: расчетную продолжительность работ; расчетную трудоемкость монтажа одной тонны конструкций; расчетную себестоимость монтажа одной тонны строительных конструкций; удельные капитальные вложения; удельные приведенные затраты на монтаж одной тонны конструкций.
7. Технология монтажа строительных конструкций и график производства работ
В краткой форме изложить технологию монтажа конструкций и требования безопасности труда. Разработать калькуляцию трудовых затрат и календарный график производства монтажных работ. Контроль качества монтажа сборных железобетонных конструкций здания.
Лекция 1
Основные положения технологии возведения зданий и сооружений
1.1. Общие понятия.
Строительство является одной из основных сфер производственной деятельности человека.
Цель строительного производства – создать отдельные элементы, конструкции и в конечном итоге здания и сооружения.
Задачи дисциплины –
1. Разработка оптимальных технологических решений и определения необходимых организационных условий выполнения строительных процессов, работ, возведения здания или сооружения в целом.
2. Выбор технологий и организации их выполнения, которые позволят осуществить возведение объекта в требуемые сроки, при надлежащем качестве и при снижении себестоимости работ.
Многообразие типов зданий и сооружений порождает необходимость в их классификации.
Здание – строительная система, состоящая из несущих и ограждающих конструкций, образующих замкнутый объём.
Классификация по назначению:
· жилые
· общественные
· производственные
Сооружение – объёмная, плоскостная или линейная строительная систе-ма, состоящая из несущих (и ограждающих конструкций). Предназначается для технологических потребностей производства, транспортных коммуникаций, безопасности и комфортности проживания людей.
Классификация по назначению:
- транспортные
- гидротехнические
- ёмкостные
- грунтозащитные
- сооружения связи
- технологические сооружения промышленных предприятий (эстакады, этажерки, транспортёры и др).
- сооружения сельскохозяйственных предприятий.
- инженерные сети (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, связь, технологические сети промышленных предприятий, нефте и газопроводы).
Строительная продукция –здания, сооружения, законченные строительством и сданные в эксплцатацию.
Технология возведения зданий и сооружений (ТВЗ) объединяет простые и сложные технологические процессы, различающиеся по основным элементам производства. Эффективность технологии зависит от уровня взаимодействия процессов. Чем выше уровень их сочетания, тем эффективнее технология.
Строительная продукция (СП) разделяется на уровни:
1уровень – строительная конструкция (элемент части здания или соору-жения: блок, плита, ферма, колонна и т.д.);
2 уровень - элемент строительной продукции (выполненные части зданий: фундамент, стены, этаж и др.);
3 уровень – строительная продукция (готовые здания и сооружения).
Производственные процессы, в результате которых получается продук-ция, разделяются на:
- частные (соответствуют 1 уровню СП);
- специализированные (соответствуют 2 уровню СП);
- объектные ((соответствуют 3 уровню СП).
Технологии возведения зданий и сооружений основываются на целом ряде общих принципов, главными из которых являются следующие:
- технологии строительных процессов должны отвечать современному уровню и быть конкурентноспособны;
- строительная продукция должна отвечать требованиям государ-ственных стандартов и правил;
- основным и ведущим строительным процессом является технологический процесс возведения несущих (или основных) конструкций зданий (сооружений);
- возведения несущих конструкций должно выполнятся таким образом, чтобы обеспечить геометрическую неизменяемость, пространствен-ную жесткость каждой конструктивной ячейки, отдельных частей и здания в целом;
- общестроительные и специализированные работы, сопутствующие ведущему процессу, максимально совмещаются с основным процессом по возведению здания;
- орудия и предметы труда должны отвечать современным технологиям,
- технологические процессы должны быть обеспечены средствами безопасности и не наносить ущерба окружающей среде.
Технологичность строительной продукции – это приспособленность продукции к способам и технологиям её изготовления. Она отражается в затратах труда, машинного времени, материальных ресурсов и денежных средств на изготовление, транспортирование и монтаж строительных конструкций.
Коэффициент технологичности численно равен:
Кт = 1+ D С/Сэ где:
DС = Сэ - С
С – стоимость возведения;
Сэ – стоимость возведения эталонного варианта.
При значениях Кт > 1 вариант считается более технологичным.
Комплексный показатель технологичности учитывает стадии заводского изготовления, транспортирования и монтажа.
Основные направления совершенствования строительных технологий связаны с решением задач ресурсосбережения, повышения уровня гибкости строительных технологий, их безопасности, качества, снижения нагрузки на окружающую природную и социальную среду.