Структура концепции
1. Анализ данных исследования.
2. План пополнения фонда книжными и информационными ресурсами (на год реализации проекта и 3 года после реализации).
3. Описание услуг и мероприятий модельной библиотеки, плана мероприятий (на год после реализации проекта).
4. План мероприятий по развитию компетенций и повышению квалификации основного персонала (на год реализации проекта и 3 года после реализации).
5. План зонирования библиотеки.
Этапы создания концепции
1. Проведение исследования. Анализ полученных данных.
2. Разработка плана пополнения фонда книжными и информационными ресурсами.
3. Разработка плана мероприятий, набора услуг библиотеки.
4. Разработка плана мероприятий по развитию компетенций и повышению квалификации основного персонала.
5. Разработка плана зонирования.
Этап 1. Проведение исследования. Анализ полученных данных.
4.1. Задачи исследования:
1. Анализ материально-технической базы библиотеки;
2. Оценка состояния фондов;
3. Анализ особенностей местоположения (географические, демографические и социокультурные особенности);
4. Оценка компетенции персонала;
5. Выявление потребностей населения с целью дальнейшего концептуального формирования спектра предоставляемых библиотекой услуг.
Материалы и методы исследования
Базовые методы исследования: социологический — анкетирование сотрудников и посетителей библиотеки. Дополнительный — SWOT-анализ для составления комплексной картины возможностей библиотеки.
Для проведения исследования задействованы следующие материалы:
- формальный анализ статистических отчетов; данные анкетирования потенциальных и текущих пользователей библиотеки (100- экз.);
- данные анкетирования сотрудников библиотеки;
- данные о численности населенного пункта, сферах занятости населения.
Анкеты для посетителей.
В анкетирование приняли участие 105 человек.
Анкетирование проводили в стенах библиотеки (65% опрошенных) и в местах массового скопления людей (фойе Дворца культуры, площадь перед школой №1).
Дополнительно данные о пользователей библиотеки дал анализ статистических данных. По социальному статусу: работающих -30%, пенсионеров -19,9 %; студентов- 4,9%.
По итогам 2020 года в библиотеках - (?) пользователей, из детей до 14 лет- (?) (39,2%), молодежи от 15 до 30 лет- (?) (6,8%).
Гендерный состав: Основными пользователями библиотеки являются женщины - 45% и дети -37%
Возрастной состав:
Возраст посетителей - дети до 14 лет (37%), большой процент пенсионеров старше 60 лет (26%). Очень маленький процент активно посещающих библиотеку среди молодежи- всего 10%.
Образование:
Наибольшее количество имеет среднее образование — 42%, так как среди опрошенных 20% старшеклассников. Процент с высшим образованием и обучающимися студентами так же достаточно высокий - 41%
Активность населения:
Население поселка показала высокий процент желающих посещать и проводить время в библиотеке.
Заинтересованность в направлениях мероприятий.
Среди населения пользуются популярностью литературно-музыкальные вечера, которые проводит библиотека, поэтому не случайно они занимают лидирующее положение. Следует обратить внимание на активные формы работы, где пользователь не пассивный слушатель, а активный участник: квесты, дискуссии, конкурсы. Жители хотели бы иметь в библиотеке площадку для самовыражения, о чем свидетельствует большой процент желающих посещать
мастер-классы, встречи по интересам(шахматы, карты, домино, коллекционеры, художники и
т.д.) Это косвенно подтверждает и интерес к журналам о шитье, вязание, кулинарии, дизайну. Пожелание жителей видеть в библиотеке игровую комнату свидетельствует о необходимости изменить библиотечное пространство для дошкольников, организации совместного досуга семей. В библиотеке должны быть интерактивные настольные игры, звуковые книги, тактильные издания, которые в силу своей большой стоимости может позволить далеко не каждая семья.
Анкета для сотрудников.
Анкетирование сотрудников выявило как положительные стороны, так и отрицательные стороны, поддающиеся корректировке. Общая характеристика персонала - это дружный, сплоченный коллектив, в котором высокий уровень взаимозаменяемости. Они открыты, доброжелательны к посетителям. Имеют высокую мотивацию к обучению, несмотря на образование, стаж работы и возраст.
Штат библиотеки: - 4 человек
заведующая библиотекой - 1
главный библиотекарь - 1
библиотекарь- 2
Образование и стаж работы.
Библиотечный стаж работы: (?)
Уровень знаний программного обеспечения.
Самооценка сотрудников:
- Microsoft Word -4,5,3,4
- Microsoft Excel -3,4,3,3
- Microsoft PowerPoint -4,4,3,3
- Adobe Photoshop -1,3,2,2
- Skype -4,4,5,5
- электронная почта -4,5,5,5
Анализ анкет сотрудников показал, что они чувствуют себя уверенными пользователя ПК и не владеют только прикладными программами, которые не установлены.
Фотошопом на среднем уровне владеют библиотекари, которые непосредственно занимаются презентациями (?)
Навыки работы с оргтехникой:
- принтер - 4,5,5,5
- сканер - 4,3,5,4
- веб-камера - 4,3,5,4
- проектор - 4,4,5,4
Навыки работы с оргтехникой есть у всех.
Пожелание сотрудников в обучении:
- компьютерные прикладные программы; (2 человека)
- проведение онлайн-мероприятий; (2 человека)
- работа в социальных сетях; (1 человека)
Сильные стороны персонала:
хорошо знают население и их запросы; уверенные пользователи ПК.
Слабые стороны:
нет навыков работы с прикладными программами; прогнозирования своей дальнейшей деятельности.
Возможности персонала:
открытость ко всем группам клиентов библиотеки; желание обучаться, изменить состояние библиотеки.