Для бурения скважин выбираем станок СБШ-250МНА-32. Станок буровой шарошечный предназначен для бурения вертикальных и наклонных (15 и 30 к вертикали) взрывных скважин при добыче полезных ископаемых открытым способом и других буровзрывных работ.
Преимущественные области применения станка - крепкие и очень крепкие породы категорий с коэффициентом крепости 8-14 по шкале проф. Протодьяконов.
Станок СБШ-250МНА-32 отличается наличием системы автоматического регулирования подачи компрессора и механизма свинчивания-развинчивания буровых штанг, позволяющего наращивать буровой став из кабины машиниста без применения ручного труда.
Таблица 1. Техническая характеристика СБШ-250МНА-32
Показатели | СБШ-250МНА-32 (СБШ250МН) |
Диаметр долота, мм | 244,5 - 269,9 |
Глубина скважины, м, не более | |
Направление бурения к вертикали, градус | 0, 15, 30 |
Длина штанги/ход непрерывной подачи, м | 8/8 |
Осевое усилие, кН, не более | |
Скорость подачи/подъема бурового снаряда, м/с | 0,017/0,12 |
Частота вращения долота, с | 0,2-2,5 |
Крутящий момент на вращателе, кН, м | 4,2 |
Подача компрессора, ![]() | 0,417-0,53 |
Мощность электродвигателей, кВт | |
установленная | |
вращателя | |
компрессора | |
хода | |
Ходовое оборудование | УГ 60М |
Скорость передвижения, км/ч | 0,737 |
Давление на грунт, Мпа | 0,12 |
Габариты, мм | 9200х5450х15350 |
Масса станка, т | 71,5 |
Для взрывания выбираем взрывчатое вещество Граммонит 79/21, т.к. он наиболее дешевый и подходит для (крепких и весьма крепких) пород.
Граммонит 79/21 - смесь гранул аммиачной селитры и чешуек тротила без расслоения компонентов и видимых на глаз механических примесей и комков компонентов более 5 мм.
Таблица 2. Взрывчатые характеристики Граммонит 79/21
Скорость детонации, км/с | 3,2-3,6 |
Теплота взрыва, кДж/кг | |
Обьем газообразных продуктов взрыва, л/кг | |
Критический диаметр, мм | 50-70 |
Насыпная плотность, г/см3 | 0,85-0,90 |
Кислородный баланс, % | +0,02 |
Бризантность, мм | 20-25 |
Температура взрыва, °C | |
Тротиловый эквивалент | 1,02 |
Эффективность применения граммонита близка к эффективности гранулотола, а в обводнённых условиях даже выше на 10-15 % за счёт растворения селитры и увеличения плотности заряда. Наличие в составе аммиачной селитры заметно снижает образование окиси углерода и токсичность продуктов взрыва.
Применяется для ведения взрывных работ в карьерах, рудниках и шахтах не опасных по газу и пыли при ручном и механизированном заряжании сухих и мокрых (обезвоженных) шпуров, скважин и камер.
Рекомендуется использовать для горно-взрывных работ на породах средней и высокой крепости при добыче полезных ископаемых и других целей.
Граммонит 79/21 отличается от порошкообразных ВВ низкой чувствительностью к механическим воздействиям, отсутствием пыления, удобством в применении и безопасностью в обращении.
Схемы взрывания, в зависимости от горно-геологических условий, применяются порядные, диагональные и врубовые с интервалом замедления 20, 35, 45, 50, 60 мс.
Бурение производится вертикальными скважинами, наиболее распространенным, универсальным является вертикальное бурение, которое включает в себя множество способов и видов бурения скважин самого разного назначения.
Другими словами термин «вертикальное бурение» подразумевает направление скважины (вертикально), а способов осуществления вертикального бурения на сегодняшний момент существует множество. К наиболее распространенным механическим способам вертикального бурения относят
· Вращательный;
· Ударно-вращательный;
· Ударный;
· Роторный;
· Турбинный;
· Электрогидравлический и гидравлический способы.
Инициирования производится детонирующим шнуром ДШ, т.е. схема взрывания – диагональная. Будет производиться многорядное короткозамедленное взрывание.
При многорядном короткозамедленном взрывании отдельные серии зарядов взрывают в определенной последовательности с интервалами 10—75 м/сек.
При короткозамедленном взрывании все заряды работают в сторону боковой обнаженной поверхности. При этом каждый последующий взрыв происходит в тот момент, когда массив, взрываемый
предыдущим зарядом, уже частично разрушен, но еще находится в напряженном состоянии и при соударении горных масс дополнительно дробится.
Интервал замедления при короткозамедленном взрывании определяют с учетом крепости и структуры горных пород. При увеличении крепости пород замедление уменьшают.
Для выемочно-погрузочных работ принимаем экскаватор ЭКГ-12 (из исходных данных).
Таблица. 3 – Техническая характеристика карьерных экскаваторов – механических лопат.
Показатели | ЭКГ-12 |
Вместимость ковша, ![]() | |
Основного | |
Сменных | 10-6 |
Угол наклона стрелы, градус | |
Максимальный радиус черпания на уровне стояния Rч.у., м | 14,3 |
Максимальный радиус черпания, м | |
Максимальный радиус разгрузки, м | 18,5 |
Максимальная высота черпания, м | |
Максимальная высота разгрузки, м | |
Радиус вращения кузова, м | 9,0 |
Длина гусеничного хода U, м | 11,48 |
Уклон, преодолеваемый при передвижении, градус | |
Максимальное усилие на блоке ковша, кН | |
Мощность сетевого двигателя, кВт | |
Подводимое напряжение | |
Продолжительность цикла, с | |
Масса экскаватора с противовесом, т |
Принимаем тяговый агрегат переменного тока НП1 для перевозки горной массы с думпкарами 2ВС-105.
Тяговый агрегат переменного тока НП1 состоит из трех тяговых единиц: электровозной секции (Э) и двух моторных думпкаров (Д). Предназначен для работы на железнодорожных путях открытых горных разработок электрифицированных однофазным переменным током промышленной частоты 50 Гц с номинальным напряжением в контактной сети 10кВ.
Таблица 4. Технические характеристики НП1:
Наименование параметров | Нормы |
Ширина колеи, мм | |
Формула ходовой части | 3(2о-2о) |
Номинальная нагрузка от колесной пары на рельсы, кН: | |
Электровозной секции, не более | |
Моторного думпкара, не более | |
Масса сцепная с 0,67 запаса песка, т | |
Электровозной секции не, более | |
Моторного думпкара, не более | |
Конструкционная скорость, км/ч | |
Номинальная скорость движения, км/ч, не менее | |
Номинальная сила тяги касательная, кН, не менее | |
Максимальная сила тяги касательная при трогании, кН, не менее | |
Номинальная мощность касательная, кВт, не менее | |
Номинальный КПД, %, не менее | |
Тормозная сила при реостатном торможении при скорости 15 км/ч, кН, не менее | |
Способ регулирования напряжения на тяговых двигателях | плавный |
Способ регулирования тормозной силы при электрическом торможении | плавный |
Уклон пути, %, не более | |
Грузоподъемность моторного думпкара, т, не более |
Схема забоя - тупиковая т.к. она получила наибольшее распространение. Она отличается простой конфигурацией путей, требует меньше капитальных затрат для строительства по сравнению с кольцевыми схемами при одном примыкании, сокращает пробег вагонов и грузов по подъездному пути. Однако при значительном грузообороте тупиковые схемы вызывают пересечение маршрутов движения при подаче и уборке вагонов.
Таблица 5. Техническая характеристика думпкаров
Показатели | 2ВС-105 |
Грузоподъемность, т | |
Объем кузова, ![]() | |
Тара вагона, т | 48,5 |
Число осей | |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН | |
Габариты, мм | |
длина по осям автосцепок | |
ширина | |
высота | |
Способ разгрузки | Двусторонняя |
График работы оборудования непрерывный.