ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИДЕМПИНГОВЫХ МЕР




 

Необходимость защиты национальной промышленности от конкурентов из других стран вызвала к жизни специальные меры пресечения демпинговой практики, применяемые на государственном уровне, с тем чтобы обеспечить равные условия конкуренции для национальных и иностранных производителей одинаковых товаров. Эти меры получили выражение в принятии антидемпингового законодательства, насчитывающего уже почти столетнюю историю. Впервые антидемпинговый закон был принят в 1904 г. в Канаде. В 1905 г. аналогичный закон был принят в Новой Зеландии, в 1906 г. — в Австралии, а позднее Великобритания (1921 г.) и США (1921 г.) приняли антидемпинговые законы.

Хотя юридическая природа антидемпингового законодательства весьма противоречива, поскольку оно затрагивает интересы зарубежных торговых партнеров, тем не менее современное международное право признает его как правомерную меру защиты национальной промышленности от недобросовестной конкуренции. Так, ст. VI ГАТТ осуждает демпинг и разрешает договаривающимся сторонам налагать антидемпинговые пошлины, чтобы противостоять демпингу, причиняющему материальный ущерб национальной промышленности. В 1979 г. под эгидой ГАТТ был подготовлен Антидемпинговый кодекс, к которому присоединился ЕС, как и многие другие члены ГАТТ. Этот кодекс очертил основные существенные условия определения демпинга, которое в Генеральном соглашении изложено весьма кратко, и конкретизировал минимальные процедурные стандарты для антидемпинговых обследований.

Несмотря на их длительную историю, антидемпинговые законы не особенно часто применялись до 70-х и особенно 80-х гг. нашего столетия. Даже сейчас они широко используются лишь рядом ведущих торговых держав, включая ЕС. Однако тенденции последнего времени наглядно показывают, что и некоторые развивающиеся страны, такие как Аргентина, Колумбия, Мексика, Турция и др., пошли по пути принятия антидемпинговых законов, что позволяет прогнозировать расширение их применения в ближайшем будущем. Вместе с тем следует заметить, что распространение подобных законов и их возрастающее применение побуждает некоторые страны вносить предложения о дополнениях к Антидемпинговому кодексу ГАТТ, имеющих целью ограничить сферу применения демпинга, поскольку, по их мнению, антидемпинговые законы зачастую используются исключительно в протекционистских целях.

Первые антидемпинговые правила Сообщества были приняты в 1968 г. Они неоднократно дополнялись и изменялись, пока в 1979 г. не были заменены правилами, воспроизводившими положения Антидемпингового кодекса ГАТТ, с учетом первого антидемпингового судебного решения ЕС по делу Ball Bearings. Этот вариант правил также дополнялся несколько раз. Ныне действующие правила установлены в "регламенте" Совета ЕС № 2423/88 от 11 июля 1988 г. В течение 80-х гг. Сообщество инициировало 378 антидемпинговых обследований (из них 67 — только в 1988—1989 гг.). Основными объектами указанных обследований становились, главным образом, товары из стран Восточной Европы и Восточной Азии, хотя в последнее время наблюдались попытки использовать их и против ряда товаров, экспортируемых США и Японией. Антидемпинговые акции предпринимались против широкого круга товаров: фотокопировальных машин, полупроводников, проигрывателей, компакт-дисков, стальных изделий, текстильных изделий и многих химических продуктов. Ущерб стран-экспортеров от таких акций весьма велик. Так, по некоторым данным в 1996 г. Россия потеряла в результате применения антидемпинговых акций ЕС более 1 млрд. американских долларов, что требует внимательного изучения данной процедуры ЕС.

Антидемпинговые правила, установленные правом Сообщества, являются достаточно сложными и включают как материальные элементы определения демпинга, так и нормы, устанавливающие процедуру обложения антидемпинговыми пошлинами импортируемых в ЕС товаров. Право ЕС предусматривает три предварительных условия наложения антидемпинговых пошлин:

1) установить, что товар продается по демпинговым ценам;

2) промышленности ЕС причиняется материальный ущерб;

3) наложение антидемпинговой пошлины должно совершаться в интересах Сообщества.

Демпинг - экспорт товаров по бросовым ценам (от англ. to dump - сбрасывать излишки, хлам), т.е. обычно по ценам ниже, чем на внутреннем рынке страны экспорта. Демпинг используется либо для завоевания новых рынков, путем привлечения покупателей дешевыми ценами, либо для получения иностранной валюты, в которой экспортер по тем или иным причинам, включая увод выручки за рубеж, испытывает нужду. Демпинг представляет собой распространенную разновидность недобросовестной конкуренции, так как может наносить серьезный ущерб для производства соответствующих товаров в стране импорта, а также для добросовестных экспортеров аналогичных товаров из других стран[2].

Понятие демпинга сформулировано в праве ЕС следующим образом. Статья 2.2 упомянутого выше "регламента" устанавливает, что товар будет продаваться по демпинговым ценам, если его экспортная цена меньше обычной (нормальной или справедливой) цены такого же товара в Сообществе. «Регламент» раскрывает содержание ключевых терминов приведенного понятия. Прежде всего он определяет "обычную цену" товара как цену, в данный момент уплачиваемую или подлежащую уплате в ходе обычной торговли таким же товаром в экспортирующей стране или в стране происхождения товара. На основе данного определения демпинг часто понимается как международная ценовая дискриминация, или, иными словами, осуществление экспорта товаров по ценам, которые ниже цен внутреннего рынка. В самом деле на практике более высокие средние цены продажи в стране происхождения товара часто являются доказательством наличия демпинга в ее экспортных операциях.

Во многих случаях, однако, нормальная цена товара понимается как:

а) цена товара, устанавливаемая в экспортирующей стране в ходе обычной деловой практики;

б) цена товара при его экспорте в третьи страны;

в) созданная цена – означает подсчет затрат на производство и продажу товара плюс разумный доход, получаемый экспортером. Право выбора метода подсчета "обычной цены" остается за Комиссией ЕС. В ряде дел наличие демпинга констатировалось, когда по некоторым товарам совсем не было продажи товара на внутреннем рынке, или же она осуществлялась в незначительных количествах, поскольку продажа товара на внутреннем рынке была убыточной, а также в тех случаях, когда товары производились в условиях нерыночной экономики, или же когда внутренние цены устанавливались не в ходе обычной торговли, а произвольно.

Далее указанный "регламент" определяет «такой же товар», как товар, который является идентичным, т. е. одинаковым во всех отношениях с товаром, против которого выдвинуты обвинения в демпинге. Следует отметить, однако, что в случаях, когда имеются различные модели товаров, Комиссия занимает очень широкую позицию для определения того, что представляет собой "такой же товар". Например, в деле о принтерах она сделала вывод, что все принтеры были "такими же товарами", даже если и существовали различия в особенностях некоторых моделей принтеров. В таких случаях, однако, Комиссия может установить обычную цену на основе оценки всех существующих моделей товара.

"Экспортная цена", с которой сравнивается обычная цена товара, определяется как цена, которая уплачивается или подлежит уплате за товар, продаваемый на экспорт в Сообщество. В некоторых случаях, и в частности, когда экспортер и импортер связаны тесными деловыми или организационно-правовыми узами, "экспортная цена" может быть составлена на основе цены, по которой экспортируемый товар продается любому иному покупателю.

"Экспортная цена" товара и его обычная цена обычно должны быть согласованы таким образом, чтобы их можно было справедливо сравнивать. После того как обычная цена и экспортные цены будут согласованы, проводится их сравнение и подсчитывается так называемая демпинговая маржа, или разница между определенной обычной ценой товара и его определенной экспортной ценой. Процедура ее подсчета точно не определена, поэтому Комиссия наделена большими дискреционными полномочиями в определении методов подсчета демпинговой маржи. Установление размера демпинговой маржи позволяет Комиссии определить и размер антидемпинговой пошлины.

Антидемпинговая пошлина накладывается на импортируемый товар лишь в том случае, если делается вывод, что промышленность Сообщества терпит ущерб от демпинговой торговли упомянутым товаром. Ущерб будет учитываться только в том случае, если будет доказано, что демпинговый импорт наносит или угрожает нанесением материального ущерба действующим отраслям промышленности Сообщества или препятствует созданию таких отраслей промышленности в нем. Демпинговый импорт из некоторых стран может быть объединен в одном оцененном ущербе.

"Регламент" устанавливает убедительный критерий, в соответствии с которым определяется причиненный демпингом ущерб. В ходе проведения обследования о причинении ущерба должны быть исследованы такие вопросы как:

а) объем демпингового импорта (и, в частности, затрагивал ли его значительный рост в абсолютном или процентном выражении производство или потребление в Сообществе);

б) цены демпингового импорта (и, в частности, было ли значительное снижение цен);

в) "последовательное" влияние на промышленность Сообщества, проявляющееся в действующих или потенциально опасных тенденциях в производстве, способностях использования собственных ресурсов, фондах, продажах, рыночных акциях, уровнях цен, прибылях, возвратах инвестиций, потоках наличных денег и занятости.

Если демпинг считается свершившимся фактом, то тем самым презюмируется нанесение ущерба Сообществу. Существование демпинга подразумевается, когда импортируемый товар продается по ценам ниже тех, по которым он должен продаваться в других случаях. Эти низкие цены могут оказать воздействие на промышленность Сообщества, приводя к потерям в производстве и продаже некоторых товаров, что может иметь негативное влияние в целом на производство, способность использования собственных ресурсов, рыночные акции и прибыли Сообщества. Однако, такие неблагоприятные последствия не всегда, а особенно в последние годы, объясняются действием демпинга. Производители Сообщества могут продавать свои товары дешевле, чем товары демпингового импорта, получая при этом разумную прибыль, или же ущерб, нанесенный Сообществу, может определяться иными факторами, чем демпинг, такими, например, как общее снижение цен на данные товары, появление аналогичных товаров, не относящихся к демпинговым, из других источников внутри или вне Сообщества и т.д.

Кроме определения демпинга и оценки материального ущерба требуется, чтобы наложение пошлины производилось в интересах Сообщества. Это отличается от ситуации в других странах, например, США, где пошлины налагаются автоматически, если демпинг и нанесение ущерба считаются установленным фактом. В какой-то мере это условие объясняется желанием государств-учредителей ЕС гармонизировать интересы потребителей экспортируемых товаров и национальных производителей, нуждающихся в протек протекционистских мерах со стороны ЕС. Совершенно очевидно, что не в интересах потребителей повышать цену ввозимых в ЕС товаров за счет обложения их антидемпинговыми пошлинами.

Как только наложение антидемпинговой пошлины поднимает цену товара до ее нормального уровня, его покупатели или экспортеры часто используют аргумент, что такое наложение антидемпинговой пошлины происходит не в интересах Сообщества. Этот аргумент так же часто отвергается на том основании, что интересам Сообщества отвечает оказание содействия отраслям промышленности Сообщества, особенно когда эти отрасли технологическим важны или же в них были сделаны значительные капитальные инвестиции, и они обеспечивают занятость в Сообществе, Конечно, если покупатели из ЕС принадлежат к важной в технологическом отношении отрасли промышленности Союза, Комиссия более лояльно будет относиться к высказываемым ими соображениям. Редким примером, когда Комиссия поставила интересы потребителя над интересами промышленности, является дело о фотоальбомах из Южной Кореи и Гонконга, которые не производились в необходимых количествах промышленностью Сообщества. Комиссия почувствовала, что, если будут приняты протекционистские меры, то это может привести к нехватке таких товаров на рынке ЕС, поэтому она не стала применять к ним антидемпинговые пошлины.

Процедура наложения антидемпинговой пошлины проходит следующие этапы. Вначале проводится антидемпинговое обследование, которое обычно начинается с поступления жалобы какой-либо торговой ассоциации одной из отраслей промышленности Сообщества, ссылающейся на то, что конкретной отрасли промышленности причинен или существует угроза причинения ущерба от продажи демпинговых товаров. Перед началом обследования Комиссия проводит предварительную проверку содержащихся в жалобе основных обвинений.

Если после консультации со своим Консультативным комитетом, состоящим из представителей государств-членов, Комиссия принимает решение начать обследование, она публикует об этом сообщение в "Официальном журнале" Европейских сообществ. В этом сообщении уточняется товар, в отношении которого начинается обследование, время, необходимое для его проведения, перечисляются страны-экспортеры и наиболее известные компании, производящие аналогичный товар, а также его экспортеры и импортеры. Комиссия рассылает копию сообщения и вопросник импортерам, экспортерам и известным компаниям — производителям товара. В вопроснике содержится просьба указать данные о всех экспортных продажах этого товара в Сообществе и на внутреннем рынке своей страны в течение периода обследования, который обычно составляет от 6 до 12 месяцев с момента начала обследования. Одновременно Комиссия получает информацию от всех компаний — производителей ЕС с целью определить, причиняется ли демпингом материальный ущерб промышленности Сообщества.

После того как Комиссия получает ответы на свой вопросник, как правило, она приступает к проверке их правильности, которая проводится ее служащим, посещающим все заинтересованные стороны с целью личного ознакомления с оригиналами накладных, отчетов и других необходимых документов. Для компаний, расположенных за пределами Сообщества, не существует обязанности сотрудничать с Комиссией в ходе этого обследования. Однако в случае отсутствия такого сотрудничества Комиссия уполномочена основывать свои выводы на имеющихся в ее распоряжении фактах, которые могут быть утверждениями сторон, подавших жалобу, или Информацией, распространяемой конкурентами. Таким образом, в то время как юридически сотрудничество не требуется, оно может быть единственным практическим способом повлиять на результаты обследования.

Практически обследование приводит к трем важным результатам.

Во-первых, после консультаций с Консультативным комитетом Комиссия может заключить, что обследование должно быть прекращено либо потому, что не было получено доказательств демпинга, либо не было доказательств нанесения ущерба. С 1980 г. приблизительно 1/6 всех антидемпинговых дел в ЕС закончились ввиду отсутствия доказательств причинения ущерба и 1/12 — из-за отсутствия доказательств демпинга.

Во-вторых, Комиссия после консультаций с Консультативным комитетом может «урегулировать» обследование путем принятия формального решения о согласии с обязательством экспортера поднять цену на обследуемый товар или предпринять другую акцию с той целью, чтобы демпинговая маржа или последствия причинения ущерба были ликвидированы. В отличие от аналогичных процедур в других странах (например, в США) урегулирование антидемпинговых дел путем принятия обязательств является наиболее привычным решением антидемпинговых дел в ЕС. Хотя в последние годы наблюдается некоторый упадок в принятии аналогичных обязательств, приблизительно половина дел, начатых в 80-х гг., завершались принятием таких обязательств.

Условия указанных обязательств являются предметом переговоров и могут меняться от случая к случаю. Обычно Комиссия требует, как минимум, чтобы обязывающая сторона совершила сама продажу по определенной цене, сделала необходимые шаги для обеспечения того, чтобы обязательство не было обойдено продажей ее товара другими сторонами или другими странами. Обязывающая сторона регулярно передает Комиссии информацию, касающуюся объемов ее экспортных продаж и цен и соглашается предоставить Комиссий извещение о, любом прекращении обязательств.

В-третьих, оставшейся 1/4 рассматриваемых ею дел Комиссия накладывает окончательные антидемпинговые пошлины. В таких случаях Комиссия после консультации с Консультативным комитетом накладывает временную пошлину путем издания соответствующего "регламента", действительного в течение 4-х месяцев с возможностью продления этого срока еще на 2 месяца. В этом случае нет необходимости в немедленной уплате временной пошлины, однако требуется объявление о гарантии уплаты пошлины на импортируемые товары, проходящие обследование. На основе предложения Комиссии и в свете окончательно установленных фактов Совет квалифицированным большинством голосов принимает "регламент" о порядке сбора временной пошлины и определении окончательной пошлины. В течение одного года с начала его проведения обследование завершается либо путем прекращения, либо путем окончательного наложения антидемпинговой пошлины.

Важная роль в расширении возможностей судебной защиты процессуальных прав в антидемпинговых делах принадлежит решениям Европейского суда, который, к сожалению, не внес еще сколько-нибудь значительного вклада в развитие материального антидемпингового права Сообщества. Однако он стремится согласовать различие в подходах Комиссии и Совета к решению таких дел.

Коренной вопрос судебного разбирательства состоит в определении лиц, имеющих право предъявлять иски и быть стороной в делах, касающихся антидемпинговой процедуры. Антидемпинговые пошлины взимаются путем издания "регламентов" Комиссии или Совета. Выше уже отмечалось, что индивиды не могут предъявлять иски против содержащихся в "регламентах" решений на основании ст. 173 Римского договора. Тем не менее, Европейский суд в целой серии дел предоставил право большинству сторон, затронутых антидемпинговой процедурой, защищать в нем свои интересы.

Впервые вопрос о возможности пересмотра актов Комиссии и Совета по антидемпинговым делам Европейский суд рассмотрел в своем решении по делу Ball Bearings в 1979 г. В этом деле "регламент" Совета предусматривал сбор временных антидемпинговых пошлин, наложенных на товары четырех японских компаний. Но проблема заключалась в том, что соответствующая процедура была завершена принятием обязательств о повышении экспортных цен вовлеченными в дело компаниями. Кроме этого не были наложены окончательные пошлины, а соответствующая процедура Сообщества по антидемпинговому урегулированию не предусматривала в этом случае сбора временных пошлин. Европейский суд сделал вывод о том, что "регламент" затрагивает права коллектива лиц и в силу этого подлежит пересмотру на основании ст. 173.

В другом деле (Alusuisse Italia SpA v. Council, 1982) итальянский импортер орфоксилена на основе ст. 173 Римского договора обратился с просьбой обложить антидемпинговыми пошлинами орфоксилен американского происхождения. Итальянский импортер не имел правовых отношений с экспортерами из США. Суд установил, что в этом случае антидемпинговое регулирование в отношении импортеров было мерой, имеющей общее применение в смысле ст. 189 и таким образом не подлежало пересмотру на основании ст. 173.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одной из основных целей Европейского Союза является обеспечение свободного потока экономических ресурсов в рамках общего рынка. Политика конкуренции ЕС призвана гарантировать успешное функционирование внутреннего рынка, а также защиту потребителей и небольших предприятий. Все его участники должны конкурировать друг с другом на равных условиях.

Следует помнить о том, что целью конкурентного права ни в коем случае не должна быть защита конкурентов. Именно в случаях, когда на рынке существует эффективная конкуренция, слабым и неспособным к ней участникам не следует предлагать искусственную защиту, поскольку таким образом будут нарушены нормальные конкурентные отношения между ними и другими, намного более сильными фигурантами рынка. Кроме того, конкурентное право не следует воспринимать как средство обеспечения более высокого числа участников на рынке.

Наконец, интерпретируя термин «конкуренты», нужно учитывать, что они могут быть двух типов: как фактическими, так и потенциальными. Предприятие считается конкурентом первого типа, если оно действует на том же самом рынке или способно в короткие сроки переориентировать производство на конкретную продукцию (или на другие географические рынки) и продавать ее без существенных дополнительных затрат или рисков, реагируя на небольшое и постоянное повышение относительных цен.

Однако, если приход на рынок вызовет необходимость существенно откорректировать имеющиеся материальные и нематериальные активы, дополнительно сделать вложения, принять стратегические решения или испытать задержки, организация будет считаться не фактическим, а потенциальным конкурентом при наличии доказательств того, что оно могло бы взять на себя и, надо полагать, взяло бы необходимые дополнительные вложения или необходимые затраты на переориентирование, чтобы попасть на конкретный рынок, реагируя на небольшое и постоянное относительное повышение цен.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: