МОДУЛЬ 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ




Раздел 9. Предмет, задачи, методы педагогической психологии.

Предмет, задачи, педагогической психологии. История становления и современное состояние. Общие и специальные методы педагогической психологии. Эксперимент в педагогической психологии, схемы его организации и предъявляемые к нему требования. Библиографический обзор литературы.

 

Раздел 10. Психология обучения.

Понятие образования, обучения. Концепции педагогического процесса и их психологические основания. Факторы, от которых зависят успешность обучения. Соотношение обучения, воспитания, развития. Основные линии психического развития; развитие интеллекта, развитие личности и развитие человека как субъекта деятельности. Современные концепции обучения: теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, развивающее обучение по системе Л.В. Занкова, развивающее обучение по системе В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, проблемное обучение, программированное обучение. Психологические аспекты компьютеризации обучения. Проблемы индивидуализации и дифференцирование обучения. Ориентация обучения на «зону ближайшего развития» и приуроченность обучения к сензитивным периодам развития психики. Учет психических особенностей учащихся в процессе обучения.

 

Раздел 11. Психология учения как специфической формы познавательной деятельности человека.

Понятие учебной деятельности. Учение как процесс. Структура учебной деятельности. Умственное действие, операции и приемы учебной деятельности как средства достижения целей учебной деятельности. Мотивация учебной деятельности. Методы и приемы развития учебной мотивации. Усвоение – центральное звено учебной деятельности обучающегося. Организация и развитие познавательных процессов на уроке. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Контроль и педагогическая оценка как форма руководства учебной деятельностью. Приемы и техника управления учащимися на уроке. Психологические причины школьной не успеваемости. Психологическая готовность к обучению. Возможности предупреждения неуспеваемости школьников. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.

 

Раздел 12. Психология воспитания как целенаправленного процесса формирования личности.

Психологическая сущность воспитания, его критерии. Цели воспитания. Психологические механизмы формирования личности. Психологические аспекты воспитательных технологий. Психология педагогического воздействия. Психологическое обоснование методов воспитательной работы. Самопознание и самооценка – предпосылки самоуправления в воспитании. Реализация субъектного подхода в процессе воспитания детей. Проблема воспитания мотивов, качеств личности и форм поведения. Организация самовоспитания. Психологические основы семейного воспитания. Проблема дисциплинирования детей без потери контакта с ними.

 

Раздел 13. Психология педагогической деятельности.

Профессиональная подготовка и личностное развитие учителя. Психология педагогического коллектива. Психологические основы организации педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: психологические особенности, механизмы. Педагогические способности. Психологическая структура педагогической деятельности. Мотивы педагогической деятельности. Психогигиена труда учителя. Стиль педагогической деятельности учителя. Характеристика основных стилей педагогической деятельности. Профессиональная Я-концепция учителя. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. Педагогическое общение, его структура и функции в учебно-воспитательном процессе. Стиль общения и его влияние на формирование личностных качеств учащихся. Социальная перцепция в системе «учитель-ученик». Правила и техника педагогического общения. Проблема профессионально – психологической компетенции и профессионально – личностного роста. Учитель как субъект учебной деятельности.

Рабочая программа

Тематическое планирование:

№ п/п Название раздела Количество часов
Всего Аудиторная работа Самостоятельная (внеаудиторная) работа
Лекции Семинары Лаб.-практ.
Модуль 1. Возрастная психология
  Предмет, задачи и методы возрастной психологии          
  История и современное состояние отечественной и зарубежной возрастной психологии          
  Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе          
  Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве          
  Психологическая характеристика дошкольного возраста          
  Психологическая характеристика младшего школьника          
  Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста          
  Психология юношеского возраста. Взрослость          
Модуль 2. Педагогическая психология
  Введение в педагогическую психологию          
  Психология обучения          
  Психология учебной деятельности          
  Психология воспитания          
  Психология педагогической деятельности          
           
ИТОГО:          

 

Содержание рабочей программы

 

Модуль 1.

 

ЛЕКЦИИ

Лекция 1.

Тема:Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Предмет, задачи возрастной психологии и психологии развития человека.

2. Место и значение возрастной психологии и психологии развития в педагогической деятельности.

3. Структура возрастной психологии.

4. Методы возрастной психологии.

Список основной литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698 с. – ISBN 5-88687-122-5

2. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

3. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педвузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – ISBN 5-93134-195-1

Список дополнительной литературы:

1. Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст] / Ж. Годфруа. – М.: Мир, 1999. – 376 с. – ISBN 5-03-001901-4

2. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2004. – 939 с. – ISBN 5-94723-187-5

4. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 500 с. – ISBN 5-7695-3606-3

Лекция 2.

Тема:Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Категория «развития» в психологии.

2. Проблема роли наследственности и среды в развитии ребенка.

3. Условия, источники и движущие силы развития.

4. Сензитивные и критические периоды развития личности.

5. Проблема периодизации психического развития.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Лысенко, Е. М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов [Текст] / Е. М. Лысенко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 173 с.. – ISBN 5-305-00193-5

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

Список дополнительной литературы:

1. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2

2. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. –М.: МПСИ, 2006. – 372 с. – ISBN 5-89502-686-9

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2004. – 939 с. – ISBN 5-94723-187-5

4. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 500 с. – ISBN 5-7695-3606-3

 

Лекция 3.

Тема:Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Предпосылки и условия психического развития новорожденного. Комплекс оживления.

2. Особенности развития в младенчестве.

3. Факторы психического развития в раннем возрасте.

4. Предметно-манипулятивная и предметно-игровая деятельность.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. – ISBN 5-7155-0215-2

4. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

5. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

6. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

Лекция 4.

Тема:Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Социальная ситуация развития дошкольника.

2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

3. Обучение в дошкольном возрасте.

4. Развитие мышления.

5. Психологическая готовность к школьному обучению, условия ее формирования.

Список основной литературы:

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. Т. Прихожан. – М. Академия, 2005. – 367 с. – ISBN 5-7695-2389-1

3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

4. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. – ISBN 5-7155-0215-2

5. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

6. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

7. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

Лекция 5.

Тема:Психологическая характеристика младшего школьника.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений.

2. Обучение и воспитание в школе как основные условия психического развития младшего школьника.

3. Особенности общения младшего школьника со сверстниками.

4. Формирование личности младшего школьника.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. – ISBN 5-7155-0215-2

4. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

Лекция 6.

Тема:Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Возрастные периоды отрочества. Социальная ситуация развития подростка.

2. Морфологическая и физиологическая перестройка организма.

3. Чувство взрослости, направления развития чувства взрослости. Развитие личности подростка.

4. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

5. Стимулы и мотивы учения.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

1. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. Т. Прихожан. – М. Академия, 2005. – 367 с. – ISBN 5-7695-2389-1

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

Список дополнительной литературы:

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1.

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Предмет, задачи, методы психологии развития.

2. Дореволюционный период развития возрастной психологии в России.

3. Основные направления развития отечественной возрастной психологии в период с 1936 по 1960 годы.

4. Вклад в психологию развития человека М.Я. Басова, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова, С.Л. Рубинштейна.

5. Изучение закономерностей и особенностей развития детей на основных ступенях онтогенеза (М.И. Лисина, В.А. Крутецкий, А.К. Маркова, Д.И. Фельдштейн, И.С. Кон и др.)

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Лысенко, Е. М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов [Текст] / Е. М. Лысенко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 173 с.. – ISBN 5-305-00193-5

3. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

1. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2

2. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. –М.: МПСИ, 2006. – 372 с. – ISBN 5-89502-686-9

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2004. – 939 с. – ISBN 5-94723-187-5

4. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 500 с. – ISBN 5-7695-3606-3

Занятие 2.

Тема: История и современное состояние отечественной и зарубежной возрастной психологии.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Концепции психического развития ребенка в зарубежной психологии:

- бихевиоризм (Дж. Уотсон, Э. Торндайк),

- концепция рекапитуляции (Ст. Холл),

- теория трех ступеней детского развития (К. Бюллер),

- концепция конвергенции двух факторов детского развития (В. Штерн),

- нормативный подход (А.Гезелл), психоаналитическая теория (З.Фрейд),

- теория когнитивного развития (Ж.Пиаже),

- гуманистическая теория (А. Маслоу),

- эпигенетическая теория личности (Э.Эриксон),

- теория социального научения (А. Бандура).

2. Отечественные теории развития:

- культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский),

- теория деятельности (А.Н. Леонтьев),

- концепция персонализации (А.В. Петровский),

- теория формирования умственных действий (П.Я. Гальперин),

- концепция учебной деятельности (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Список основной литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698 с. – ISBN 5-88687-122-5

2. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педвузов [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – ISBN 5-93134-195-1

3. Лысенко, Е. М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов [Текст] / Е. М. Лысенко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 173 с.. – ISBN 5-305-00193-5

Список дополнительной литературы:

1. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2

2. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. –М.: МПСИ, 2006. – 372 с. – ISBN 5-89502-686-9

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2004. – 939 с. – ISBN 5-94723-187-5

4. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 500 с. – ISBN 5-7695-3606-3

Занятие 3.

Тема: Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Два пути развития: филогенетический и онтогенетический.

2. Условия, источники и движущие силы развития.

3. Деятельность как основа психического развития и формирования личности.

4. Категория возраста в психологии. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования возраста, возрастной кризис.

5. Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития.

Список основной литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698 с. – ISBN 5-88687-122-5

2. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

3. Лысенко, Е. М. Возрастная психология: краткий курс лекций для вузов [Текст] / Е. М. Лысенко. – М.: Владос-Пресс, 2006. – 173 с.. – ISBN 5-305-00193-5

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

5. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

1. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / О. Б. Дарвиш. – М.: Владос-Пресс, 2003. – 264 с. – ISBN 5-305-00110-2

2. Ермолаева, М. В. Психология развития [Текст] / М. В. Ермолаева. –М.: МПСИ, 2006. – 372 с. – ISBN 5-89502-686-9

3. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2004. – 939 с. – ISBN 5-94723-187-5

4. Петровский, А. В. Психология: учебник для вузов [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2006. – 500 с. – ISBN 5-7695-3606-3

Занятие 4.

Тема: Психическое развитие в младенчестве и раннем детстве.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Новорожденность как этап развития человека. Младенчество.

2. Социальная ситуация, новообразования психики и ведущий вид деятельности раннего детства.

3. Познавательное развитие и развитие личности в раннем детстве.

Список основной литературы:

1. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

2. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

3. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

4. Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. Т. Прихожан. – М. Академия, 2005. – 367 с. – ISBN 5-7695-2389-1

3. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

4. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

Занятие 5.

Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Социальная ситуация развития дошкольника.

2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

3. Развитие мышления.

4. Общение со сверстниками и взрослыми. Развитие личности дошкольника.

5. Обучение в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению, условия ее формирования.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

Занятие 6.

Тема: Психологическая характеристика младшего школьника.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Проблема смены места ребенка в системе общественных отношений. Социальная ситуация развития ребенка, поступившего в школу.

2. Основные виды деятельности младших школьников: учение, игра, труд.

3. Особенности общения младшего школьника.

4. Особенности формирования интеллектуальных процессов.

5. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития личности в условиях психической депривации.

Список основной литературы:

1. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

2. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / Под ред. В. В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. – 168 с. – ISBN 5-7155-0215-2

4. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

5. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

6. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

Занятие 7.

Тема: Психологические особенности подростка. Основные проблемы подросткового возраста.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Социальная ситуация развития подростка.

2. Подростковый кризис: его феноменология и причины.

3. Чувство взрослости, направления развития чувства взрослости.

4. Развитие личности подростка. Развитие самосознания, самооценки. Самовоспитание.

Список основной литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698 с. – ISBN 5-88687-122-5

2. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

4. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

Занятие 8.

Тема: Психология юношеского возраста. Взрослость.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Возрастные особенности юности. Социальная ситуация в юности.

2. Профессиональная ориентация.

3. Идентификация. Кризис личности в юности.

4. Периоды взрослости. Закономерности развития. Кризисы на этапе взрослости.

5. Пожилой возраст. Старость как социальная и психологическая проблема.

Список основной литературы:

1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Г. С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 698 с. – ISBN 5-88687-122-5

2. Волков, Б. С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов [Текст] / Б. С. Волков. – М.: Владос, 2008. – 210 c. – ISBN 978-5-691-01436-9

3. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

4. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

Список дополнительной литературы:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

2. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

3. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

4. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс: Учебное пособие для вузов [Текст] / О. А. Шаграева. – М.: Владос, 2001. – 366 с. – ISBN 5-691-00611-8

5. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

 

ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Занятие 1.

Тема: Закономерности, динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

Категория возраста в психологии. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психические новообразования возраста, возрастной кризис.

Учение Л.С. Выготского о структуре и динамике возраста.

Проблема периодизации психического развития. Критерии периодизации возрастного развития.

Периодизация развития личности по З.Фрейду.

Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

Развитие морального (нравственного) сознания личности по Л. Колбергу.

Периодизация развития личности по А.В. Петровскому.

Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Периодизация развития по Д.Б. Эльконину.

Практические задания:

1. Подготовится к устному опросу по плану семинара.

2. Работая в группах рассмотреть и дать характеристику периодизации развития в соответствии с планом занятия.

3. Составить обобщающую таблицу: «Возрастные периодизации развития»

Концепция Автор Возраст Периоды, стадии Психологическое содержание возрастного периода
         

4. Дать определение основным понятиям темы.

5. Разработать кроссворд из терминов, составляющих основу вводных тем курса «Возрастная психология».

6. Подготовится к промежуточному контролю знаний

7. Законспектировать статью: Н.С. Лейтес «К проблеме сензитивных периодов развития человека»

Задания к лабораторному занятию:

Составить библиографический каталог по следующим проблемам психического развития:

- задержка психического развития;

- умственная отсталость;

- одаренность.

Список основной литературы:

Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учебное пособие для вузов [Текст] / И. Ю. Кулагина. – М.: Сфера, 2006. – 464 с. – ISBN 5-89144-162-4

Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для педвузов [Текст] / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2007. – 637 с. – ISBN 978-5-7695-4136-0

Обухова, Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов [Текст] / Л. Ф. Обухова. – М.: Высшее образование, 2006. – 460 с. – ISBN 5-9692-0024-7

Шаповаленко, И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2009. – 349 с. – ISBN 978-5-8297-0176-5

Список дополнительной литературы:

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – СПб., Питер, 2008. – 398 с. – ISBN 978-5-91180-846-4

7. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия [Текст] / Сост. И. В. Дубровина, А. Т. Прихожан. – М. Академия, 2005. – 367 с. – ISBN 5-7695-2389-1

8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов педвузов [Текст] / Сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. – М.: Академия, 2008. – 623 с. – ISBN 978-5-7695-5004-1

9. Смирнова, Е. О. Детская психология: Учебник для педвузов [Текст] / Е. О. Смирнова. – М.: Владос, 2008. – 365 с. – ISBN 978-5-691-00893-1

10. Эльконин, Д. Б. Детская психология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 383 с. – ISBN 978-5-7695-4068-4

Занятие 2.

Тема: Психологическая характеристика дошкольного возраста.

Кол-во часов: 2 ч.

План:

1. Социальная ситуация развития дошкольника.

2. Игра как ведущий вид деятельности дошкольника.

3. Развитие мышления.

4. Общение со сверстниками и взрослыми. Развитие личности дошкольника.

5. Обучение в дошкольном возрасте. Психологическая готовность к школьному обучению, условия ее формирования.

Практические задания:

1. Подготовиться к устному опросу по плану семинара.

2. Детская ложь, детская зависть. Развитие стремления к нравственному поступку.

3. Законспектировать статьи:

· Д.Б. Эльконин Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа игры.

· А.Р. Лурия Изменения в структуре игры в связи с развитием речи.

· М.И. Лисина Общение со взрослыми у детей первых семи лет.

Задания к лабораторному занятию:

Изучение волевых



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: