Конституционные гарантии политической целостности России




Политическая и социально-экономическая целостность государства

 

Целостность политической системы государственной власти выражается, прежде всего, в единстве системы органов государственной власти. Рассмотрим, каким образом политическая целостность гарантируется Конституцией РФ и Федеральными законами, к которым нас отправляют определенные статьи Конституции.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В рамках единой системы органов исполнительной власти Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85 Конституции РФ).

В ч. 4 ст. 78 Конституции Российской Федерации определяется, что «Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации».

Президент Российской Федерации как глава государства, гарант Конституции, прав и свобод граждан в рамках своих конституционных полномочий обязан принимать все необходимые меры, связанные с обеспечением конституционного порядка, охраной суверенитета, осуществлением федеральными органами государственной власти своих полномочий на всей территории России, согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации на всей территории Российской Федерации.

К важнейшим основам конституционного строя относятся суверенитет РФ, ее независимость и государственная целостность. На главу государства возлагается принятие мер по охране этих основ жизнедеятельности государства. Признание этих свойств государства являются основополагающими для Президента в осуществлении его полномочий в сфере международных отношений, равно как и в аспектах внутренних ситуаций, могущих представлять угрозу для суверенитета и целостности государства. Президент, в частности, уполномочен вводить военное или чрезвычайное положение. Данные положения конкретизируются в ч. 2 ст. 80 (Президент принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности) и ч. 1 ст. 82 Конституции РФ (Президент, при вступлении в должность, приносит присягу, где есть слова «Клянусь…защищать…целостность государства…»).

Система органов судебной власти в Российской Федерации в большей своей части является централизованной, что так же обеспечивает целостность одной из ветвей политической власти. Согласно ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» к федеральным судам относятся Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и специализированные суды, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 3 этого же закона «Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации…;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета».

Согласно ст. 13 Конституции определено, что в Российской Федерации принимаются политическое многообразие и многопартийность. Также Конституцией определено, что никакая идеология не должна быть установлена в качестве государственной или обязательной. Запрещаются действия, которые связаны с созданием и деятельностью общественных объединений, если цели или действия их направлены на принудительное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрывом безопасности государства, созданием вооружённых формирований, разжиганием социальной, национальной, расовой и религиозной розни.

Свобода общественных объединений в цивилизованном обществе не абсолютна и имеет пределы. Конституция определяет основания, по которым запрещается создание и деятельность общественных объединений.

Деятельность общественного объединения может быть прекращена согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. Экстремистской признается деятельность общественных объединений, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ; подрыв безопасности России; захват и присвоение властных полномочий и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: